Пользование домашней библиотекой

Великие ученые были заинтересованы не только в коллекционировании книг, но также и в том, чтобы употребить их на благо совершенствования своего ума. Например, Ибн аль-Джаузи (да помилует его Всемогущий Аллах!) сказал: «Лучшим способом приобрести знание для человека является чтение большого количества сборников повествований о ранних мусульманах. Размышление над их знанием, мудростью и благородными делами будет побуждать и ободрять человека следовать по их стопам. Нет такой книги, которая не приносила бы хоть какой-то пользы. Что касается меня самого, то мне никогда не бывает скучно от чтения. Всякий раз, когда я вижу новую книгу, я чувствую, что нашел сокровище. Читатель может поинтересоваться, сколько именно я прочел: 20 000 книг или даже больше, и у меня до сих пор есть желание читать их еще и еще. Я извлек для себя большую пользу, размышляя над биографиями праведников и над тем, как они стремились поклоняться Аллаху и приобретать знание и мудрость. Те, кто не читают книг, упускают возможность насладиться всем тем, что узнал я».

Кроме того, жена имама аз-Захри (да помилует Аллах, их обоих!) описывала пристрастие своего мужа к чтению, говоря:

«Клянусь Аллахом, подобные книги возбуждают у меня ревность больше, чем это могли бы сделать три другие жены».

Имам Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах!) также

говорил: «Я знаю, что один человек был прикован к постели из-за сильных головных болей и лихорадки. (Во время своей болезни) он клал рядом с собой книгу. Когда он чувствовал себя немного лучше, он брался за книгу и читал до тех пор, пока его не одолевала усталость. Однажды его навестил врач и, увидев его в таком состоянии, сказал: "Тебе нельзя делать этого с собой, ты подвергаешь опасности свою жизнь"».

Сулайман аль-Амир написал о своем глубоком увлечении чтением так:

Одна женщина сказала: «Ты потратил на книги Все деньги, заработанные твоей правой рукой». Я ответил: «Оставь меня! Быть может, я найду книгу, Которая научит меня, как

мне увековечить себя своей правой рукой».

Завещание библиотеки своим детям

Наши великие ученые стремились завещать потомству свои библиотеки со всем содержащимся в них знанием, благом и руководством. Поступая таким образом, они понимали и следовали хадису, который гласит: «Ученые являются наследниками пророков».

Пророки не оставляли после себя богатства, они оставляли знание. Вот почему тот, кто ищет знания, получит большую пользу.

Относительно этого Абдулла б. Салама передает, что его отец Салама сказал: «Абу Будайль б. Варка' дал мне книгу и сказал: "О сын мой, это книга Посланника Аллаха. Храни ее и

придерживайся данного в ней наставления. Пока ты ей следуешь, ты будешь хорошим". Затем Салама прочитал

содержащийся в этой книге хадис, который также относится к тому, что было написано Али б. Аби Талиб (да будет доволен им Аллах!)».

Известно также, что Самра б. аль-Джандуб Абу Дхар (да по- милует его Аллах!) составил из многих хадисов сборник, который его сын Сулайман (да будет доволен им Аллах!)

завещал своим детям. Ибну Сирин об этом сборнике сказал:

«Послание Самры своим потомкам исполнено великого знания».

Наш дом на клятве мудрости

Обращаясь к женам Пророка, Аллах (да будет Он препрославлен!) говорит: «И вспоминайте то, что читается в ваших домах из знамений Аллаха и мудрости» (33:34).

В этом стихе есть две важные вещи, над которыми стоит задуматься. Первое: то обстоятельство, что в домах мусульманок происходило чтение Корана, указывает на

определенное воспитание полученное ими. И второе: Аллах приказал им вспоминать то, что читалось в их домах. Этот факт подтверждает, что они учились. Это должно вдохновить

нас на организацию процесса получения и передачи знания внутри наших собственных домов.

Мусульманская семья должна отводить на это особое

время. Можно превратить свой дом в благодатное место, где члены семьи будут способны получать и передавать знание. Наряду с этим они могут посещать учебные собрания, которые проводятся в мечетях или в других мусульманских семьях. Главное, чтобы все члены семьи — дети, мужчины и женщины — принимали участие в приобретении и передаче знания. Члены мусульманской семьи должны стремиться и к религиозному, и к мирскому знанию общего характера. Кроме того, им следует быть заинтересованными в получении исчерпывающих знаний в области своей специализации.




Устройство домашней библиотеки играет существенную роль в достижении этой цели. Чтение в мусульманской семье должно быть привычкой и быть вызванным горячим и искренним желанием приобрести знание.

Относительно этого Хасан аль-Банна пишет в своем эссе под названием «Воспитание детей на чисто исламских

принципах»: «В мусульманской семье должна быть хотя бы маленькая библиотека. Книги для этой библиотеки должны подбираться тщательным образом. В ней должны содержаться

книги по истории Ислама, книги о жизнеописаниях ранних верующих, книги по этике и мудрости, книги о военных походах и победах мусульман и тому подобные. Если

мусульманская семья держит у себя в доме лекарства на случай, если им понадобится лечить какую- либо физическую болезнь, то еще более им необходимо иметь мусульманскую

библиотеку для того, чтобы совершенствовать свой ум».

Домашняя библиотека играет важную роль в воспитании,

поскольку детство является наилучшим временем для укоренения тяги к чтению и получению знаний. На самом

деле, причина, по которой у многих взрослых отсутствует

склонность к чтению, главным образом заключается в том,

что это не было заложено в них в детстве. Установление близких отношений между детьми и книгами есть наилучший

путь к развитию у детей привычки читать.

Итак, семье следует побуждать детей младше 6 лет к тому,

чтобы они занимались чтением книг. Когда ребенок живет в культурной среде и обнаруживает, что в доме есть библиотека и что все члены его семьи и друзья искренне увлечены чтением книг и журналов, он, в свою очередь, также захочет получить знание. Таким образом, для сына будет легче следовать по стопам отца.

Этот факт еще более подчеркивает шейх Али ат-Тантави, который, рассказывая о своем детстве, проходившем в культурном обществе, говорит: «В детстве я часто видел длиннобородых шейхов в тюрбанах, которые приходили в наш дом по утрам. Они были товарищами и друзьями моего

отца и являлись самыми образованными в то время людьми. Обычно они обменивались знанием путем чтения вслух. Когда я подавал им чай и воду, я часто улавливал некоторые слова, значения которых я не знал. Потом мой отец обычно просил меня принести ему книги из нашей домашней библиотеки, такие как "Толкования Ибн Абидина", "Фатава

ал-Хиндиййа"6 или словарь. Таким образом я узнавал названия многих книг.

Иногда мой отец брал меня с собой навестить некоторых из

своих сведущих учеников или товарищей. Во время подобных посещений я обычно сидел, не произнося ни слова. Я сидел совершенно незаметно, но сам был как записывающее устройство. Я запоминал каждое слышанное мной слово. Когда я пошел в начальную школу, я обладал такими знаниями, которых больше не существует в наших школах. Я читал такие книги, каких не мог бы прочесть ни один из моих сверстников. Если я скажу читателю названия книг, которые я прочел, когда мне было шесть лет, он просто мне не поверит. Я десятками читал книги по науке и истории. К примеру, я читал истории об Антаре, царе Сайфе и истории о рыцарях и героях.

В моей семье была богатая библиотека. В свободное время я обычно выбирал из нее какую-нибудь книгу. Если я находил

ее интересной, я читал ее; если я не понимал ее или находил ее

скучной, я заменял ее другой, но только после того, как прочитывал ее название и имя ее автора, которые прочно

Пользование домашней библиотекой - student2.ru отпечатывались у меня в уме».

6 Сборник фетв, составленный в 1669 г. группой индийских ханафитских правоведов по повелению

Аурангзеба (1664-1772).— Прим. науч. ред.


Наши рекомендации