Вместе по пути разумных людей
Аллах говорит: «Мы поведали тебе истории пророков для укрепления твоего сердца и как руководство для твоего народа. В этих историях — наставление и поучение для людей, обладающих разумом, дабы они поняли, что Коран - истина и правда. Ведь Коран не может быть творением человека или вымышленными легендами. Он - истина и Откровение, ниспосланное Аллахом в подтверждение истинности ниспосланных прежде Писаний и посланников. Он разъясняет все вопросы религии и ведет к истине и к прямому пути. Вместе с тем Коран открывает путь к милосердию Аллаха тем, которые, руководствуясь им, являются истинными верующими» (12: 111).
Имам Ибн аль-Касир объясняет этот аят так: «Аллах гово-
рит: "Вести Посланников их народу и то, как были спасены верующие, и как были сокрушены неверные, рассказываются
для того, чтобы люди, обладающие разумом, могли извлечь из
них поучение"». Имам Фахр ар-Рази объясняет тот же самый
аят следующим образом: «Знайте, что извлечение уроков — это процесс, во время которого вы переходите из состояния невежества в состояние знания для того, чтобы изучать, вероятнее всего, историю Иусуфа, его братьев и его отца, и
рассуждать над ней, — или, как некоторые говорят, над историями Посланников в целом, поскольку они упоминаются на протяжении всего Корана. Вы можете спросить, почему Аллах говорит: "Поучение для людей, обладающих разумом", хотя люди Мухаммада обладали разумом, но многие из них не извлекали уроков из подобных историй. На это мы можем ответить так: здесь имеется в виду то, что все они были в состоянии извлечь уроки. Таким образом, эти истории изображаются в виде уроков, поскольку мудрый человек способен получить от них пользу. Итак, фраза "обладающие разумом", выражающая похвалу и одобрение, указывает только на тех, кто рассуждает над этими историями, изучает их и извлекает из них пользу».
Теперь мы можем прийти к заключению, что люди, облада-
ющие разумом, взаимодействуют с историями о пророках посредством трех этапов.
Этап первый. Изучение и рассуждение.
|
столпов своей веры, правил и
нравственных ценностей.
Этап третий. Претворение этих столпов, правил и ценностей в реальную
жизнь в своем настоящем и будущем.
Эти три этапа повторяют слова имама ар-Рази: «Итак, фраза "обладающие
разумом"... указывает только на тех, кто
рассуждает над этими историями, изучает их и извлекает из них пользу». Важно заметить, что рассуждение и изучение
ведут к извлечению уроков и назиданий, что, в свою очередь,
приводит к усвоению столпов веры, правил и нравственных ценностей. То, что ар-Рази выражает фразой «извлекает из
них пользу», может быть достигнуто только путем доверия к
этим историям и претворения их в каждодневной практике.
Следуя по стопам этих обладающих разумом людей, мы подарим нашим детям целый ряд полезных воспитательных
историй с содержащимися в них исламскими ценностями. Мы также представим практические методы, дающие, при помощи родителей, возможность с легкостью применять эти истории в жизни. Да поможет нам Аллах достичь Его Довольства... Аминь!
Эти практические методы подходят для детей в возрасте 3-4
лет.
Шаг первый
Доска честного человека
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «Один человек из числа потомков Израиля попросил другого одолжить ему ты- сячу динаров. Заимодавец сказал: "Приведи ко мне свидетелей, чтобы они подтвердили взятие денег взаймы". Должник сказал: "Достаточно Аллаха, чтобы Он был свидетелем между мной и тобой".
|
ответил: "Достаточно Аллаха, чтобы Он был поручителем между мной и тобой". Заимодавец сказал: "Ты прав". Затем он дал
ему денег на определенное время. После этого должник вышел в море, странствовал, тратил деньги на какие-то житейские нужды и некоторое время
работал. А когда подошел срок платежа, он стал искать корабль, чтобы отправиться к заимодавцу и вернуть ему деньги, но не сумел найти никакого средства передвижения. И
тогда он взял доску, выдолбил в ней углубление, вложил туда тысячу динаров вместе с письмом для заимодавца и закрыл его. После этого он пошел на берег моря и сказал: "Господи!
Ты точно знаешь, что я захотел одолжить у такого-то тысячу динаров. Он попросил свидетелей, и я сказал: "Достаточно
Аллаха, чтобы Он был свидетелем между мной и тобой", и тот был удовлетворен. Затем он попросил поручителя, и я сказал: "Достаточно Аллаха, чтобы Он был поручителем между мной и тобой", и он был удовлетворен. Господи! Я изо всех сил старался найти корабль, чтобы отправиться к заимодавцу и выплатить долг, но у меня ничего не получилось. Поэтому я оставляю эти деньги на Твое Попечение". После этого должник бросил доску в море и ушел.
А тем временем человек, одолживший ему деньги, ожидал прибытия должника из-за моря, но безрезультатно. Затем он
увидел доску и взял ее как топливо для своей семьи. Когда же
он распилил ее, то обнаружил деньги и письмо. Через некоторое время вернулся должник, принес другую тысячу
динаров и сказал заимодавцу: "Клянусь Аллахом, я честно
искал корабль, чтобы вернуться домой и отдать тебе деньги в назначенное время, однако мне удалось найти его только
сейчас". Тогда заимодавец спросил: "Не посылал ли ты мне
чего-нибудь?" Должник ответил: "Нет. Я сказал тебе, что не мог найти ни одного корабля, кроме того, на котором я
приплыл сейчас". В этот момент заимодавец сказал: "Аллах
принес мне деньги, которые ты отправил в доске". Тогда должник забрал другую тысячу динаров и спокойно ушел».