Радость, развлечения и воспитание на празднике
В день Ида («праздника»)5 устам даются сладости, чтобы произносить сладкие слова, и люди выражают друг другу поздравления и пожелания добра, забывая свои земные споры ради того,
чтобы доставить удовольствие Аллаху. В этот день человек чувствует себя счастливым и стремится поддерживать свои
связи с родственниками и дружбу со всеми людьми в целом.
Он восхищается окружающим его миром и видит, как все проникнуто красотой.
Во время Ида мы видим детей в новых одеждах всех цветов
радуги. Они выглядят так, словно составляют вместе один пестрый ковер. Эти маленькие
|
маленькие карманные деньги в драгоценное сокровище и делают
праздничный день очень коротким,
бывают увлечены забавами от самого рассвета и до заката.
Если вы серьезно посмотрите на
праздник, на его ритуалы и правила
5 Имеются в виду два основных мусульманских праздника: Ид алъ-адха (праздник
жертвоприношения) и Ид алъ-фитр (праздник разговения). — Прим. науч. ред.
поведения, вы поймете, что это большая школа, которая действует короткое время и учит как детей, так и взрослых различным видам красоты: физической, нравственной, красоты поведения или красоты духовной.
Говоря о физической красоте, Ибн аль-Кайим рассказывает:
«Пророк (мир ему!) обычно надевал для намазов лучшие одежды, и у него было особое одеяние для двух праздников и
пятничных молитв». Кроме того, аль-Хаким передает, что
аль-Хасан (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник
Аллаха (мир ему!) приказывал нам одеваться в лучшие одежды, какие у нас были, умащать себя лучшими благовониями, какие мы могли достать, и приносить самые ценные жертвы (во имя Аллаха), какие мы могли купить». Ислам также призывает нас очищаться и совершать омовение. Некоторые ученые мужи считают, что желательно мыться перед обоими праздниками, поскольку, по свидетельствам, так делали многие из Сподвижников.
Когда красота физическая дополняется (совершением омовений, облачением в лучшие одежды и умащением
благовониями), тогда она оказывает огромное
психологическое воздействие на детей, поскольку веселит их,
восхищает и радует. В такие времена они видят красоту во всем, что их окружает. Джордж Гордон Байрон делает акцент
на физической красоте, говоря: «Приятный внешний вид дает
вам чувство самоуважения, непоколебимости и уверенности в себе. Если вы хотите получить доказательство того, что
одежда влияет на личность, попробуйте следующее средство.
Когда вы однажды почувствуете себя расстроенным, примите горячую ванну и хорошенько попарьтесь (и помойтесь), затем
наденьте чистую одежду и наведите красоту. После этого
приведите в порядок свою комнату и расставьте мебель так,
как будто вы собираетесь принять каких-то важных гостей. Затем расслабьтесь в удобном кресле. Вы будете поражены, когда почувствуете, как изменилось ваше настроение».
В праздничный день красота на этом не кончается, ею про- никнуты и позволительные забавы, невинные игры и приятное пение, разрешаемые Исламом в подобные дни. Ан-Насаи и Ибн Хаббан рассказывают через достоверные источники, что Анас (да будет доволен им Аллах!) сказал:
«Пророк (мир ему!) пришел в Медину, а тогда ее жители устраивали двухдневный праздник, во время которого они
веселились. Он сказал: "Аллах, слава Ему, возместил вам
двумя другими лучшими днями, такими как фитр (малый праздник) и адха (великий праздник)"». Ахмад и оба Шейха
рассказывают, что Аиша (да будет доволен ею Аллах!)
|
Посланника Аллаха (мир ему!). Я
посмотрела на них из-за его спины, а он нагнулся, чтобы дать мне возможность
получше их разглядеть, пока я не
удовлетворилась и не ушла».
В праздничный день вы видите, что все люди, и старые, и молодые, развлекаются в соответствии с Божественной
заповедью. Это считается примером необыкновенной
красоты, поскольку в такие часы все общество живет чистыми и незамутненными радостями детства. Когда дети видят подобную картину, они приходят в еще большее восхищение, ибо чувствуют, что все члены общества разделяют их интересы, выражающиеся в игре. Поэтому они обретают большую уверенность и оживление.
Что касается красоты нравственной и поведенческой, то вы можете понять, насколько глубока проницательность Ислама по тому, что он позволяет всем людям, старым и молодым, женщинам и детям выходить и участвовать в молитвах Ида (праздника) на открытом воздухе. Аль-Бухари рассказывает, что Умм Аттия аль-Ансарийя (да будет доволен ею Аллах!) сказала: «Нам велели выпускать из дома и маленьких девочек, и женщин (во время праздничных молитв), тогда как
|
Аллах доволен им и его отцом!)
сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!)
обычно позволял своим женам и дочерям выходить из дома во время
двух праздников».
Поскольку дети занимают особое место в подобном бла- годатном собрании, Посланник Аллаха (мир ему!) обычно сопровождал их на молитвы на открытом воздухе. Ибн Хузайма рассказывает в своем сахихе, что Абдулла б. Умар (да будет Аллах доволен им и его отцом!) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!) обычно выходил из дома во время двух праздников вместе с аль-Фадлем б. аль-Аббасом, Абдуллой б. Аббасом, аль-Аббасом, Али, Джа'фаром, аль-Хасаном, аль-Хусайном, Усамой б. Зайдом и Айманом б. Ум Айманом и, повышая свой голос, говорил: "Нет бога, кроме Аллаха" и "Аллах Велик". Он шел по улице золотых дел мастеров, затем доходил до молитвенного места, а потом возвращался домой по улице сапожников».
Когда ребенок выходит из молитвенного места и видит вокруг себя мусульман, он чувствует, что любит их, что они сильны и могучи. Таким образом, он воспитывается в духе единства с другими мусульманами на почве истины и веры. Будучи уверен в себе, он не подчиняется обществу слепо и не примыкает к беспорядочным толпам. Подобные акты поклонения Аллаху, которые ребенок совершает вместе со своими мусульманскими братьями, дают ему удовольствие от ощущения того, что мусульмане сильны и едины в своих чувствах.
Что касается духовной и нравственной красоты, то вы можете ясно наблюдать ее в молитвенном месте на открытом
воздухе. Первое, что привлекает детей и завладевает их слухом, когда они приходят в молитвенное место, — великий
ангельский глас веры, а именно слова такбира, гласящие:
«Аллах Велик». Такбир желателен во время двух праздников,
как говорит Аллах об Ид алъ-фитр: «...Чтобы вы полностью выдержали пост и славили Аллаха за то, что Он направил вас
прямым путем. Может быть, вы будете благодарны!»
(2:185) (Аль-Мунтахаб). Что касается Ид аль-адха, то Аллах говорит: «Хвалите Аллаха в течение нескольких дней». Ибн
Аббас говорит, что это дни ташрика (четыре дня Ид аль-адха,
или праздника жертвоприношения).
Эта ангельская песнь изливается в пространство, чтобы со- единить землю с небом, и оставляет свой глубокий отпечаток в детской душе. Она обращает эту невинную душу в источник добра и благожелательности.
Потом ребенок видит чудесную и торжественную картину:
верующие встают рядами, приготовляясь к намазу, и начинают такбиром, а заканчивают таслимом (призыванием
на вас мира, милости и благословения). После этого сердца
людей начинают дарить друг другу обилие любви, милости и мира, когда они поздравляют друг друга такими добрыми
словами: «Да примет Аллах (благие дела) от вас и от нас».
Рассказывают, что Джубайр сказал: «Сподвижники Пророка
(мир ему!) обычно говорили друг другу: "Да примет Аллах
(благие дела) от вас и от нас", когда встречались в день Ида
(праздника)».
|
ощущение красоты, удовольствия и
психологического комфорта. Они переживают красоту таких моментов до
конца праздничного дня, навещая
родственников и задушевных приятелей и играя с друзьями; они даже продолжают
наслаждаться этими моментами и
некоторое время после окончания праздника.
Таким образом, кроме того воспитательного действия, которое оказывает красота, мусульманские праздники наполнены еще радостью и развлечениями.