Пожертвование на стоимость волос младенца в качестве милостыни
Ибн Исхак утверждает, что Абдулла б. Абу Бакр рассказывал о том, что Мухаммад б. Али б. аль-Хусайн (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!) заклал овцу за аль-Хасана в качестве акики и попросил Фатиму сбрить у него волосы и пожертвовать стоимость волос в качестве милостыни по цене серебра3. Оказалось, что
3 То есть дать в виде милостыни столько серебра, сколько весят волосы новорожденного. — Прим. науч. ред.
они весили один дирхам или его часть». Имам Малик передает, что Гафар б. Мухаммад рассказывал о том, что сказал его отец: «Фатима (да будет доволен ею Аллах) взвесила волосы аль-Хасана, аль-Хусайна, Зайнаб и Умм Кольсум и раздала их стоимость в качестве милостыни». Иахья б. Бакир рассказывает, что Анас б. Малик (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!) приказал, чтобы волосы аль-Хасана и аль-Хусайна были сбриты, когда им исполнилось семь дней от роду, и отдал стоимость волос в качестве милостыни в соответствии с ценой серебра».
Комментируя эти слова, шейх ад-Дахлави (да будет милостив к нему Аллах!) говорит: «Смысл пожертвования
стоимости волос в качестве милостыни в соответствии с
ценой серебра заключается в благодарении Аллаха за благодать переведения ребенка из эмбрионального состояния
в состояние младенческое. Лучший способ принять эту
благодать — это раздать стоимость волос в качестве милостыни, поскольку волосы зародыша символизируют
остатки эмбриональной жизни и удаление их является
признаком новой независимой жизни. Серебро предназначено для определения денежной суммы, которую следует раздать
как милостыню, потому что золото стоит дороже и оно доступно только богатым. Большинство других вещей не подходят для определения стоимости волос младенца». Это
один из источников красоты, с которыми соприкасаются родственники и друзья с целью благодарения Подателя (Аллаха) и от которых бедные и нуждающиеся люди
получают большую прибыль, ощущая, что и они являются братьями семьи младенца.
Наречение младенца именем
Чувство прекрасного и заинтересованность в его достижении должны распространяться и на имена. Абу Давуд рассказывает, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: "Вы будете названы своими именами и именами своих отцов в Судный день. Поэтому, выбирайте лучшие имена"».
Благодаря своей высочайшей мудрости, Посланник Аллаха
(мир ему!) понимал значение имени в формировании само- оценки. Хорошее, красивое имя является одним из факторов, создающих хорошее представление о себе самом. Пророк (мир ему!) ненавидел уродливые имена и менял их на благозвучные. Аль-Бухари передает, что Сайд б. аль-Мусайб рассказывал о том, как его дед пришел к Посланнику Аллаха (мир ему!), и тот спросил его: «Как твое имя?» Тот ответил:
«Хазан («трудный»)». Тогда Пророк (мир ему!) сказал: «Ты —
Сахлъ («легкий»)». Имам Муслим рассказывает, что Ибн
Умар сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!) изменил имя девочки с Асия («непослушная») на Джамиля («красивая»). Посланник Аллаха (мир ему!) изменил имя Шихаб («падающая звезда») на Хишам (одно из названий льва); Харб («война») — на Сильм («мир») и аль-Мутаджи («лежащий ничком») — на аль-Мунбаис («усердный»). Он также изменил имена аль-Ас («непослушный»), Шайтан («дьявол») и Гураб («ворона»)». Комментируя это, Ибн Кайим аль-Джаузийя (да помилует его Аллах!) говорит: «Это поразительная часть религии — возможность изменить дурные, жалкие имена на хорошие и положительные».
Самые лучшие имена были у благочестивых людей,
включая пророков, Посланников и их благих последователей. Шейх ад-Дахлави (да помилует его Аллах!) говорит: «Вам следует знать, что одна из величайших целей религии состоит в том, чтобы добавить восхваление Аллаха к тем необходимым вещам, которые сопровождают мусульманина
на протяжении его жизни, ради напоминания людям, находящимся на пути Аллаха. Таким образом, имена, в которых содержится хвала Аллаху, призывают к единобожию. Арабы и другие народы обычно называли своих детей в честь своих богов. Когда был послан Пророк (мир ему!), чтобы установить столпы единобожия, мусульманских детей необходимо было нарекать именами, находящимися в контексте этого чистого единобожия. Самыми положительными среди тех имен, в которых человек приобщается к своему Господу, являются имена Абд Аллах Абдулла и Абд ар-Рахман, поскольку они — самые знаменитые и не могут быть приобщены ни к кому, кроме Аллаха. Также желательно наречение новорожденных име- нами Мухаммад и Ахмад, поскольку такие имена указывают на то, что их обладатели принадлежат к этой сокровенной религии, подобно тому, как многим людям нравится называть своих детей в честь своих великих предков».
Удачный выбор имени — это не роскошь, а религиозная обязанность и определяющее воспитательное действие.
Аз-Зубайр б. аль-Аввам (да будет доволен им Аллах!) сказал:
«Тальха б. аль- Убайд Аллах ат-Тайми называет своих детей в честь некоторых пророков, зная о том, что после Мухаммада
(мир ему!) пророков больше нет. Я даю своим детям имена в честь мучеников в надежде, что они смогут присоединиться к ним». Так, мы узнаем, что некоторые из детей аз-Зубайра
были названы следующим образом: Абдулла — в честь Абдуллы б. Джахша, погибшего в битве при У худе; Хамза — в честь Хамзы б. Абд ал-Мутталиба, также погибшего при
Ухуде; Джа'фар — в честь Джа'фара б. Аби Талиба, погибшего в битве при My'те, а убайда — в честь Убайды б. аль-Хариса, погибшего в битве при Бадре. Возможно, что,
давая имена своим детям, Тальха б. убайд Аллах следовал своему излюбленному примеру, Мухаммаду (мир ему!). Муслим и Абу Давуд передают, что Анас (да будет доволен
им Аллах!) рассказывал о том, что Пророк (мир ему!) сказал:
«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его в честь нашего праотца Ибрахимом».
Когда ребенок носит имя великого человека (пророка, Спо-
движника, последователя (табиина) или благочестивого человека) и знакомится с его биографией и периодами жизни, он может следовать ему во всех своих занятиях, заимствовать у него благородство и мудрость и извлекать пользу из его веры, джихада, знания и нравственности.
Заклание за него овцы (акика)
Аль-Бухари передает, что Сулайман б. Аммар аль-Дабби рассказывает о том, как Посланник Аллаха (мир ему!) сказал:
«За каждого младенца должна быть принесена акика. Итак,
заколайте для него (овцу) и очищайте его». Имам Ахмад и
Ат-Тирмизи рассказывают, что Аиша (да будет доволен ею
Аллах!) передает, как Посланник Аллаха (мир ему!) сказал:
«За новорожденного мальчика должно быть заклано две одинаковые овцы, а за новорожденную девочку — одна».
Наши благие предшественники такое большое значение
придавали акике, что могли заклать воробья, если у них не было денег на покупку овцы. Имам Малик рассказывает в
своем сборнике хадисов Муватта (в главе об акике) о том,
что Мухаммад б. Ибрахим б. аль-Харис ат-Тайми сказал:
«Однажды я слышал, как мой отец благоприятно отзывался об аль-акика даже в том случае, если за младенца убивают воробья». Одну из причин, по которым аль-акика так важна, можно обнаружить в предании, переданном Ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджей и рассказанном аль-Хасаном б. Самра. Пророк (мир ему!) сказал: «Родители обязаны принести акику за своего новорожденного младенца по исполнении ему семи дней. Они также должны в этот день состричь его волосы и наречь его именем».
|
Имам Малик говорит об акика: «Это необязательно, но желательно, чтобы родитель совершал акику для своего ребенка закланием овцы. Это общепринятая практика, и она является жертвенным и богослужебным действием. Акика (овца) не должна быть одноглазой; также не позволяется продавать ее мясо или шкуру; и кости ее не должны быть сломаны. Семья младенца может поесть от акики и отдать часть ее как милостыню, но ее кровь нельзя возлагать на тело младенца».
Таким образом, акика также источает красоту. Родители представляют себе, что они приносят в жертву Аллаху своих детей так же, как это сделал пророк Ибрахим. Это учит человека быть благожелательным и довольным Волей Аллаха. Более того, когда вся большая семья младенца собирается, чтобы поесть его акику, они становятся ближе друг другу и радуются новорожденному, желая ему счастья и всего наилучшего. В этой акике бедные люди, которые получают милостыню и дары, также ощущают смысл братства и солидарности.
Итак, подобное торжество, состоящее из нескольких частей (очищения младенца, раздачи милостыни за него, наречения его именем и совершения за него акики), является подлинным праздником красоты, в котором принимают участие родственники, друзья и бедные люди. Все участники радуются и веселятся, поскольку новорожденный младенец в ранние часы своей жизни переживает прекрасное сам,
заставляет переживать их и помогает им оставаться верными нравственным убеждениям и хорошим манерам.
В большой мечети... Воспитание детей
Когда мечети находятся в надлежащем состоянии, ради ко- торого они и были построены, согласно Воле Аллаха, они ока- зывают одно из величайших воспитательных воздействий на духовное начало ребенка. Когда дети видят, как искренние люди собираются в мечетях во имя Аллаха, они приходят к пониманию значимости мусульманского общества и начинают внимательно относиться к исламской социальной группе. Поэтому приводить детей в мечеть — это очень полезный обычай и хороший воспитательный метод, направленный
на то, чтобы дети становились частыми прихожанами мечетей, любили молиться и стремились попасть в общество благочестивых людей. Более того, когда дети покидают дом и отправляются в мечеть, они чувствуют себя довольными и радостными под опекой и защитой родителей.
Итак, мы находим, что Посланник (мир ему!) сопровождал детей в мечеть. Имамы ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким на
основании достоверных источников рассказывают
следующее предание: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему!) пришел к нам на намаз аль-магриб (захода солнца) или,
быть может, аль-иша (вечерний) и принес с собой аль-Хасана
или аль-Хусайна. Он прошел и положил его, а затем произнес
|
спине простертого ниц Пророка, а затем я опять вернулся в земной поклон. Когда Посланник Аллаха (мир ему!) закончил намаз, люди сказали: "О Посланник Аллаха! Во время намаза ты так долго был в земном поклоне, что мы подумали, что случилось нечто дурное или что снизошли какие-то откровения". Пророк (мир ему!) сказал: "Ничего такого не произошло, просто мой внук забрался мне на спину, а мне не хотелось портить ему удовольствие"».
Во времена Пророка (мир ему!) мечеть была для детей до-
мом, где они находили заботу, любовь и терпение со стороны взрослых. Они выходили из мечети уже настоящими мастерами и хорошо воспитанными борцами за веру. Джабир б. Самра
(да будет доволен им Аллах!) рассказывает о своих воспоминаниях о мечети, как их передает имам Муслим.
Джабир говорит: «Однажды я вместе с Посланником Аллаха (мир ему!) совершал намаз аз-зухр (полуденные молитвы), потом он вышел и отправился к дому, а я последовал за ним.
После этого он встретил двух мальчиков и погладил их, и того и другого, по щеке. Когда затем он погладил по щеке меня, я нашел, что его рука прохладна и приятно пахнет, как будто он побывал в лавке благовоний».
Здесь следует заметить, что ребенку позволяется ходить в мечеть, только когда он уже способен сам пойти в уборную и очистить себя, когда он научится правилам поведения в
мечети, то есть: входить спокойно, ставить обувь на место и держать ее задником к заднику во время ходьбы, не бегать внутри мечети, не расталкивать взрослых, внимательно
слушать пятничные проповеди, религиозные уроки, сохранять внимание во время намаза и не причинять вред вещам. Имама Малика (да будет доволен им Аллах!)
спросили, позволительно ли человеку брать своего сына в мечеть. Его ответ был таким: «Если он выучит правила приличия и поймет их и если он не будет портить вещи, тогда
нет никаких проблем. Но это нежелательно, если он портит вещи и не может стоять спокойно в мечети».
Первое, что оказывает воздействие на ребенка, когда он приходит в мечеть, это коллективный салят (намаз). Кстати, намаз является средней школой, которая прививает высшие этические нормы и великие ценности душам тех, кто его придерживается. Он собирает людей во имя святой цели и учит их пунктуальности посредством совершения пяти намазов в день в определенное время, как об этом говорится в прославленном аяте: «Верующим молитва предписана в установленное время» (4:103) (Аль-Мунтахаб). Здесь следует также сделать акцент на обстоятельстве места, поскольку мусульмане собираются в определенном месте, в мечети. Однако любое чистое место на земле может быть названо мечетью, как упоминается в предании, рассказанном
аль-Бухари: «Земля сделалась чистой мечетью 4 для меня
(Пророка)». У этой коллективной молитвы более одного уровня. Ежедневные молитвы собирают вместе жителей
какого-либо квартала, тогда как жители деревни или города
собираются на пятничные молитвы в большой главной мечети. Более многочисленные скопления народа бывают на
молитвы Ида (праздника), так же как и во время алъ-истиска
(прошения Аллаха ниспослать дождь в период засухи) и солнечного затмения. Вот почему групповой намаз занимает
важное положение в Исламе, не говоря уже об определенном числе содержащихся в нем вероучительных и социальных уроков.
|
ровными рядами». Имам Муслим рассказывает, что Абу Macуд (да будет доволен им Аллах!) сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему!)
обычно ставил нас так, чтобы мы
4 Мечеть (масджид) дословно означает «место, где совершают земной поклон». То есть, последователи Пророка могут совершать земной поклон намаза везде, где нет нечистот. — Прим. науч. ред.
соприкасались плечами во время намаза, и говорил: "Стойте прямо и не спорьте, чтобы сердца ваши не волновались. Взрослые мужчины должны стоять позади меня (в первых рядах), а те, кто младше, должны находиться позади них"». Ахмад передает, что Абдулла б. Ганим рассказывал, что Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах!) сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему!) обычно стоял одинаковое время и прочитывал одно и то же количество аятов Корана в течение четырех ракатов (частей, из которых складывается такой намаз, как аль-иша; один ракат, или часть, начинается со стояния, затем коленопреклонения, затем стояния на короткое время, а затем двух земных поклонов). Однако он совершал первый ракат дольше всего для того, чтобы люди могли получить больше веры. Он также обычно ставил мужчин позади себя и перед детьми, за которыми стояли женщины».
Когда ребенок стоит позади взрослых мужчин, он учится уважать старших. Он также узнает, что настоящий мужчина
— это тот, кто стоит в мечети в первом ряду, а не за ее пределами. Поэтому ему хочется поскорее вырасти, чтобы выдвинуться в первые ряды перед Лицом Аллаха (слава Ему!).
Более того, ребенок учится стоять ровными рядами со
своими маленькими сверстниками и завязывать свои первые отношения и дружбу в мечети. Поистине, это хорошее начало для долгой дружбы, имеющей отношение к мечети, а не к улицам, и связанной с братством по вере, а не жадности и похоти.
Другое, что оказывает воздействие на ребенка, когда он приходит в мечеть, — это «круги знания и восхваления
Аллаха». В таких кругах ребенок приобретает много знания
из рук ученых людей, вместе с другими восхваляет Аллаха и знакомится со смыслом любви и скромности. Таким образом,
он познает радость восхваления Аллаха, состояние мудрости,
привилегии ученых людей и величие мечети.
Вот почему Сподвижники были так проницательны, что брали своих детей в мечеть Посланника Аллаха (мир ему!),
чтобы они могли стоять в кругах знания перед величайшим наставником Мухаммад ом (мир ему!). В таких кругах не удивительно было увидеть, как ребенок забирается на спину отца, сидит у него на коленях или трогает его за бороду своими нежными пальчиками. Ан-Насаи рассказывает через достоверную цепочку рассказчиков: «Один человек с маленьким ребенком посещал некоторые из встреч Пророка с его Сподвижниками. Ребенок обычно забирался на спину Пророку (мир ему!), который усаживал его к себе на колени. Потом этот ребенок умер, и его отец перестал ходить на уроки Пророка из-за смерти своего сына. Когда Пророк (мир ему!) обнаружил отсутствие этого человека, он спросил: "Почему я не вижу такого-то?" Они (Сподвижники) ответили: "О По- сланник Аллаха! Его ребенок, которого ты видел обычно, умер". После этого Пророк (мир ему!) встретил того человека и спросил его о его сыне. Человек рассказал ему, что его сын умер. Пророк (мир ему!) утешил его и сказал: "О такой-то! Что благоприятнее для тебя? Горевать о своем сыне до конца своей жизни или встретить его у каждых врат Рая, чтобы он открыл их для тебя?" Тот человек ответил: "О Пророк Аллаха! Лучше и благоприятнее для меня, чтобы сын мой предварил меня у врат Рая и отпер их для меня". Пророк (мир ему!) сказал: "Ты это получишь"».
Одним словом, эти и многие другие жемчужины красоты дети не могут увидеть нигде, кроме мечетей. Если мы
по-настоящему желаем пользы своим детям, чести своему народу, восстановления нашей славы и благосостояния наших стран, счастья в этой жизни и в жизни будущей, тогда мы,
вместе с нашими детьми, должны вернуться в мечети, чтобы приобрести больше веры и нравственности. Мечеть, из которой вышли дети Сподвижников и наши добрые
предшественники, способна выпустить таких же, как они, в том случае, если родители будут направлять своих детей в мечеть убеждением, любовью и ободрением, а не просто
силой, упреками и обманным путем. Этого также можно добиться, если родители понимают свою роль в отношении
прихода детей в мечеть. Взрослые должны наставлять и направлять детей ласково, мягко и кротко. Для того чтобы привлечь детей к посещению мечети, совершению намазов и регулярному посещению занятий, следует обращаться с ними с любовью и по-дружески.
Так мечеть становится настоящим воспитательным инкуба-
тором, в котором воспитываются и получают образование маленькие дети.