Красота духовная (переживаемая)
Абу Давуд и Ат-Тирмизи достоверно рассказывают, что Аби Рафи (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему!) произнес азан (призыв, возвещающий время намаза) в ухо аль-Хусайну б. Али, когда Фатима родила его». Аль-Байхаки рассказывает в Аш-Шуаб об аль-Хасане б. Али, что Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: «Если тот, кто примет младенца, затем произнесет
азан в его правое ухо и произнесет икаму (призыв, возвещающий начало намаза) в его левое ухо, этот младенец будет спасен от ум ас-сабиан (болезни, поражающей детей)».
Эти слова имам Ибн аль-Кайим аль-Джаузийя комментирует так: «Цель произнесения азана, одному лишь
Аллаху известно, состоит в том, чтобы этот азан, который выражает Величие и Высоту Аллаха и содержит в себе свидетельство и исповедание Ислама, оказался первым из
того, что войдет в уши младенца, так же как слова ат-таухида (единобожия) являются последними словами, произносимыми мусульманином перед смертью».
Затем он добавляет: «Нет сомнения в том, что воздействие азана достигает сердца младенца несмотря на то, что он его не понимает. Другое преимущество (от произнесения азана)
состоит в том, что дьявол, ожидавший прихода младенца на страдания в этот мир, в котором Аллах уготовал ему жить, убегает, услышав слова азана, которые дразнят и ослабляют
его. Третье преимущество заключается в том, что призыв азана к Аллаху, Его религии и поклонению Ему предваряет призыв дьявола так же, как человеческая природа, сотворенная Аллахом, предшествует изменению,
произведенному в ней дьяволом. Кроме того, существуют и другие преимущества, которых мы до сих пор еще не осознали».
|
Аль-Бухари и Муслим рассказывали, что Аиша (да будет доволен ею Аллах!) сказала: «Когда Асма бинт Абу Бакр переселилась (в Медину), она была беременна 'Абдуллой бин аз-Зубайром. Приехав в Куба (место в Медине), она
родила там своего ребенка, а потом принесла его Посланнику Аллаха (мир ему!) и положила его ему на колени. Мы, — сказала Аиша, — некоторое время искали финик, затем нам удалось его найти. Пророк (мир ему!) разжевал финик и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот
ребенку.2 Таким образом, первым, что попало в его желудок,
была слюна Посланника Аллаха (мир ему!). А после этого, — сказала Асма, — он провел руками по его телу, пожелал ему добра и нарек его Абдуллой». В двух сахихах (аль-Бухари и Муслима) Абу Бурда рассказывал, что Абу Муса сказал: «Я принес новорожденного сына к Пророку (мир ему!), который назвал его Ибрахимом, разжевал финик и положил его ему в рот». Аль-Бухари добавляет: «И призвал на него благословение и отдал его мне». Муслим рассказывал в своем сахихе, что Аиша (да будет доволен ею Аллах!) сказала:
«Обычно люди приносили своих маленьких детей к Пророку (мир ему!) для того, чтобы он призвал на них благословение и вложил им в рот разжеванные им у себя во рту финики. Однажды, когда маленький ребенок помочился на него, он попросил воды и почистил свою одежду».
Итак, мы обнаруживаем, что Ислам стремится к тому, чтобы дети узнавали красоту в первые мгновения своей жизни. Цель
состоит в том, чтобы научить их любить красоту и прилепляться к ней таким образом, что они примут ее как вечный символ и будут придерживаться ее ценностей.
2Этот процесс, во время которого кашицу из разжеванного финика передвигают вправо и влево во рту у младенца, называется «аль-тахник». Это — «врачебное» чудо Пророка, поскольку врачи пришли к выводу, что новорожденные дети и младенцы легко могут умереть, если у них в крови понизится уровень сахара (финик может быть заменен любым сахаросодержащим продуктом).— Прим. науч. ред.
Праздник красоты
Ислам отмечает пришествие новорожденного тем, что устраивает праздник красоты, в котором радостно и весело принимают участие родственники, соседи и друзья. Ат-Тирмизи через достоверные источники передает, что Самра (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!) сказал: "За новорожденного должна быть принесена акика (овца, закланная за него), он должен быть наречен именем, и его волосы следует обрезать, когда ему исполнится семь дней от роду"». Ат-Тирмизи также передает по достоверным источникам, что Амр б. Шурайх, рассказывая о своих отце и деде, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему!) повелел, чтобы ребенок был наречен именем и очищен и чтобы на седьмой день его жизни за него была убита овца».
Таким образом, это торжество устраивается, когда новорожденному исполняется семь дней. В нем принимают
участие родственники, соседи и друзья, и вдобавок к ним —
бедные и нуждающиеся люди. Новорожденный младенец является почетным гостем. Праздничная программа состоит
из следующих частей: очищения младенца, раздачи
милостыни за него, наречения его именем и закланием овцы за него. Эти части дают людям гарантию того, что все они,
начиная с новорожденного младенца, затем его
родственников, соседей и друзей и заканчивая бедными и нуждающимися людьми, изведают красоту.
Очищение младенца
Аль-Хаким достоверно передает в своем «Мустадраке» со слов обоих Шейхов, что Бурайда (да будет доволен им Аллах!) сказал: «В доисламском язычестве, когда мы обретали новорожденного младенца, мы обычно закалывали
за него овцу, сбривали у него волосы и красили его голову шафраном». Абу Йала и аль-Баззар со слов правдивых людей передают, что Аиша (да будет доволен ею Аллах!) сказала:
«Посланник Аллаха (мир ему!) убил двух овец за аль-Хасана и других двух за аль-Хусайна, когда им исполнилось семь дней. Затем он приказал, чтобы их очистили, и сказал:
«Закалывайте, упоминая имя ребенка, и говорите: "Во имя Аллаха. Аллах велик. От Тебя и к Тебе. Это алъ-акика за такого-то". В языческие времена, — сказала Аиша, —
обычно обмакивали кусочек ваты в кровь алъ-акика, а затем мазали им голову новорожденного младенца. Но Посланник Аллаха (мир ему!) повелел, чтобы вместо крови на голову
младенцу возлагали какое-либо благовоние».
Цель сбривания волос новорожденного — в том, чтобы при-
бавить ему сил, открыть поры на голове и вдохнуть зрение,
обоняние и слух.
Когда младенцу сбривают волосы, он испытывает новые ощущения. Современные исследования доказали, что на коже
человека существует множество клеток, воспринимающих определенные виды ощущений: на некоторые из них воздействует тепло, на некоторые — холод, на некоторые — прикосновение и нажатие, а на некоторые — боль.