Что понимается под словом «воспитание»?

Термин «воспитание» является одним из самых всеобъемлющих и популярных понятий. Многими определениями сопровождают это слово в попытках объяснить его, и каждое определение отвечает лишь одному из измерений, аспектов или задач, присущих этому понятию. Здесь мы приводим некоторые из определений в следующем порядке:

Воспитание — это предоставление, как телу, так и душе,

всевозможных форм достижения совершенства и красоты.

Воспитание подразумевает способ преображения ума в новый ум и превращения сердца в новое сердце.

Воспитание означает совершенствование всех способностей ребенка единым и подходящим образом.

Воспитание означает подготовку человека к ведению

совершенной жизни.

Воспитание подразумевает нравственное обогащение природных способностей ребенка для того, чтобы он мог

вести здоровую и счастливую нравственную жизнь.

Эстетическое воспитание: его концепция и его преимущества

Существует несколько определений, иллюстрирующих значение эстетического воспитания, в том числе и такое:

«Это понятие, относящееся к такому аспекту воспитания,

который сопутствует чувствам ребенка и делает ребенка утонченным и обладающим чувством прекрасного. Это дает ему счастье и успокоение в том смысле, что его чувства нравственно обогащаются, а его душа облагораживается, и, вследствие этого, вырабатывается сильная и здоровая воля и решимость».

Можно привести и другое определение: «Оно включает в себя все нравственные устои и направления, которые привлекают внимание человека к тому, чтобы чувствовать и впитывать красоту окружающей его жизни, и даже трудиться для улучшения ее качества». Однако нам крайне необходимо сейчас, в самом начале данной книги, дать наилучшее определение этого понятия. Это определение может звучать так: «Эстетическое воспитание — это все воспитательные средства, теоретические или практические, которые облагораживают манеры человека, его поведение, чувства, мысли и все остальные дела. Это приносит счастье и покой ему самому, и безопасность и мир всему обществу».

Такое определение показывает, что существует множество преимуществ эстетического воспитания как для самого

индивидуума, так и для всего общества. Если ребенок

приобщится к красоте, то его внешний вид, манеры, речь и поступки станут жестами красоты. Это создаст атмосферу

удовлетворенности и счастья для него самого и для всех тех,

кто его окружает. Тогда сможет возникнуть некая связь между его манерами поведения и нравственными устоями и

Вселенной, которая вращается вокруг самой оси красоты, ибо

все возносят хвалы Аллаху и наслаждаются красотой.

Введение

Прежде всего, мы благодарим Аллаха, Который один заслуживает восхваления и со всем уважением и почтением именуется «Любящим красоту». Аллах (слава Ему!) повелевает нам творить всяческие благие дела и бывает доволен, когда мы совершаем все ритуалы Ислама. Затем мы посылаем молитвы и мир тем, кого Аллах воспитал наилучшим образом. Обладая высочайшими нравственными устоями и качествами, наш Пророк (мир ему!) был живым Кораном среди людей. И, наконец, мы молим о том, чтобы Аллах был доволен семьей Пророка и его сторонниками и последователями, вся жизнь, мысли и поведение которых были преисполнены красоты. Такая же мольба — обо всех людях, которые с верой придерживаются подобного пути до самого Судного дня.

Выбирая темой книги эстетическое воспитание, я руковод-

ствовался своим убеждением в том, что эстетические ценнос-

ти исчезли из нашей жизни в материалистической атмосфере, в которой существует мир вообще и мусульманский народ в частности. И потому я молю Аллаха (слава Ему!) о том, чтобы Он сделал эту книгу ориентиром праведности, который сумеет возродить в нас и наших детях утраченную нами красоту духа, манер и поведения.

Я остановил свое внимание на детстве из-за состояния «кол-

лективного сиротства», от которого страдают наши дети. Об этом говорится в стихах, значение которых примерно таково:

«Сирота — это не тот, чьи родители расстались с тяготами

мирской жизни и оставили его в унижении. Скорее, это тот, у кого невнимательная мать и занятой отец».

Итак, я молю Аллаха сделать эту книгу руководством для

отцов и матерей в сегодняшнем обществе, где царит настроение пренебрежения и беспечности. Я хочу, чтобы они смогли стать для детей уникальным примером, подобным тому, о котором упоминал ар-Рагиб аль-Асфахани,




рассказывая: «Аль-Мансур (халиф эпохи Аббасидов) послал гонца к заключенным из Омеядов спросить их, от чего они тяжелее всего страдают в темнице. Те отвечали: "Самое тягостное — то, что мы больше не имеем возможности воспитывать своих детей"».

Поскольку детей невозможно вырастить с помощью одних лишь советов и поучений, то в настоящем скромном труде я

особенно отстаиваю практический подход, ибо я попытался

помочь родителям и учителям выработать конкретный план эстетического воспитания наших детей. Я преподнес им

основы, характеристики, цели и средства подобного плана,

подчеркнув его религиозное обоснование, историческую важность и воспитательный эффект. В дополнение к этому я

обсудил некоторые ожидаемые мнения и вопросы, разобрав

их в религиозном, воспитательном и практическом аспектах.

Я предоставил родителям возможность самим разрабатывать этот план с учетом условий, в которых находятся их дети, и их способностей, молясь Аллаху (слава Ему!) о том, чтобы Он помог им успешно применить план и достигнуть хороших результатов. Я также молю Аллаха Мудрейшего и Всесильного о том, чтобы Он счел данную книгу благим делом и простил ошибки, которые могут в ней содержаться.

Абдулла Мущммад Абдул-Мути Раджаб

1420 г. ПХ/ октябрь 1999 г. н. э.


Наши рекомендации