Iii. терминологический словарик
Адаптация (социальная)— приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности, при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив.
Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Как правило, ребенок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т. е. адаптация проходит успешно. Если же ему еще недоступна произвольная регуляция своего поведения, организационные требования детского учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. Отставание в развитии поставит его в невыгодное положение по сравнению со сверстниками, а переживания в связи с этим могут привести к нервному перенапряжению и срыву. Отличие процесса адаптации во многом зависит от родителей, которые должны активно способствовать физическому и психическому развитию ребенка и, что особенно важно, формированию у него навыков общения.
Адекватное — соответствующее, верное, точное.
Анализ — операция познавательного процесса, основанная на разложении изучаемого явления, свойства на составные элементы. С логической точки зрения анализ противопоставляют синтезу. А. и С. рассматриваются в единстве как взаимосвязанные процессы познания и практической деятельности.
Анамнез— сообщение больного или его близких об условиях жизни, предшествующих заболеванию (история возникновения заболевания). В психологии применяется как метод исследования деятельности человека.
Готовность к школьному обучению— совокупность мор-фофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому организованному школьному обучению. Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степенью сформирован-ности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и др. Условия жизнедеятельности ребенка, усвоение им социального опыта в ходе общения со взрослыми и сверстниками оказывают влияние на формирование готовности к школьному обучению.
В педагогической и психологической литературе наряду с термином «готовность к школьному обучению» употребляется термин «школьная зрелость». Эти термины почти синонимичны, хотя второй в большей степени отражает психофизиологический аспект органического созревания.
Готовность волевая— умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
Готовность коммуникативная— наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.
Готовность мотивационная— предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов — общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Готовность речевая— овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя — внутренняя, диалогическая — монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и др.) речи.
Готовность умственная— достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).
Диссоциация— нарушение связности психических процессов, неосознанность конкретных раздражений, мотивов действий и самих действий.
Запущенность педагогическая— устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
Условно выделяют несколько стадий запущенности. Первая рассматривается как предрасполагающая (в основном соответствует дошкольному возрасту).
Вторая стадия характеризуется появлением у младших школьников начальных форм негативного отношения к нормам и правилам жизни в детском коллективе.
Третья и четвертая стадии запущенности педагогической наиболее часто проявляются в подростковом возрасте. Признаки третьей и четвертой стадий встречаются и у старших школьников. Их поведение отличается большей скрытностью, умением закамуфлировать неблаговидные поступки «правильными словами» и т. п.
Зона ближайшего развития— расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (ребенок может достигнуть его, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Понятие введено Л. С. Выготским.
Импульсивность— особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивность преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением. У старших школьников и взрослых импульсивность наблюдается при переутомлении, аффекте или некоторых заболеваниях нервной системы.
Инертность— затрудненное, замедленное переключение с одного вида деятельности на другой. Явления инертности психических процессов бывают особенно выражены при патологических состояниях мозга.
Интеллект— относительно устойчивая структура умственных способностей индивидуума.
Инфантилизм — (отлат. Infantilis — детский, младенческий),
1) задержкав развитии организма. Самый характерный симптом инфантилизма — задержка роста; при этом часто сохраняются детские пропорции тела;
2) сохранениев психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту. Наиболее часто встречается так называемый гармонический инфантилизм, характерный для младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Человек (инфантил), которому он свойствен, при нормальном или даже ускоренном за счет акселерации физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности к себе и повышенной требовательности к другим, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Инфантилу свойственны слабоволие, нежелание брать на себя ответственность, преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, стремление идти по пути наименьшего сопротивления, делать только то, что нравится.
В некоторых случаях инфантилизм достигает болезненной степени, когда на первый план выступают неустойчивость, возбудимость, лживость (так называемый дисгармонический инфантилизм). Он, как болезнь, охватывает возраст от 5—7 до 14—15 лет. В более старшем возрасте дисгармонический инфантилизм чаще всего сглаживается (при благоприятных условиях). Однако такой благоприятный исход бывает не всегда: у части больных (20%) признаки грубой незрелости эмоционально-волевой сферы сохраняются, а позже проявляются в виде психопатий.
Компенсация— восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие аномалий развития, перенесенных заболеваний и травм.
Процесс компенсации физиологических функций не требует специального обучения и происходит путем автоматической перестройки, в которой важную роль играет так называемая оценка успешности приспособительных реакций, осуществляемая в центральной нервной системе.
Компенсация на уровне сложных психических процессов протекает путем сознательного переобучения и осуществляется с помощью ряда вспомогательных средств (например, компенсация недостаточной функции запоминания осуществ-
ляется путем рациональной организации запоминаемого материала, привлечения дополнительного материала, использования приема мнемотехники). В целом при компенсации высших психических функций особую роль играет подключение сохранных анализаторов. Важное значение для решения проблем компенсации имеют концепции психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Л. Лурия и др. о развитии высших психических функций.
Коррекционно-воспитательная работа— система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в конце XIX — начале XX в. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли. Долгое время он использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка. Она охватывает все категории аномальных детей и осуществляется путем совместной деятельности педагогов и врачей.
Леворукость — предпочтительное использование левой руки для осуществления моторных актов. Чаще леворукость носит врожденный характер и обусловлена унаследованной спецификой функционирования ЦНС. Кроме явной леворукости часто встречается скрытая леворукость. Лица с такой леворукостью приучены с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуются левой. Леворукие (левши) в полной мере способны к осуществлению любых моторных актов, в том числе и относящихся к тонкой моторике (письмо, рисование и др.). Левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. «Переучивание» левши не может изменить особенности его ЦНС и приводит к тому, что ребенок становится «одинаковоруким», т. е. способным с равным успехом пользоваться обеими руками.
Навык— действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоенности и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Негативизм— немотивированное стремление к противодействию всякому внешнему влиянию.
Обобщение— продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.
Обучаемость— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Онтогенез— процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Работоспособность— способность человека выполнять трудовую деятельность в течение заданного времени сзаданной эффективностью и качеством.
Тесты интеллекта— психодиагностические приемы, предназначенные для исследования количественной оценки («измерения») уровня интеллектуального развития.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М., 1982.
Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня. — М., 1996.
Готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубов-ского, Н. А. Цыпиной. — М., 1989.
Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитиии. — М., 1973.
Захаров А. И, Как предупредить отклонения в развитии ребенка. — М., 1993.
Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М., 1978.
Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.
Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского. — Смоленск, 1994.
Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. — М., 1990.
Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. 3. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. — М., 1986.
Пермякова В. А., Домишкевич С. А. Типические особенности эмоционально-волевой сферы и личностной регуляции учебной деятельности младших школьников в норме и при отклонениях в развитии // Развитие школьников с отклонениями. — Иркутск, 1981.
Учебное издание