Задачи лечебно-оздоровительной работы
Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функциональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Характерные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обусловливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность организма ребенка к хроническому течению заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство детей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и
5*
психиатра. Особенно необходима такая помощь учащимся из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилактическая работа на фоне адекватного воспитательно-образовательного процесса способствует укреплению здоровья детей.
Следует отметить, что сегодня органы управления здравоохранением не несут никакой ответственности за здоровье этих детей. Разработка нормативно-правовых актов и целевых программ по обеспечению охраны жизни и здоровья детей — предмет серьезной заботы организаторов коррекционно-развиваю-щего образования.
Лечебно-оздоровительная работа проводится в комплексе с диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работой.
Основными задачами являются:
укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, организация ЛФК;
создание в учреждении благоприятного лечебно-оздоровительного режима, в частности строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, введение дополнительных каникул в феврале и индивидуального «разгрузочного дня» — в соответствии с Положением о классах коррекцион-но-развивающего обучения;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания;
осуществление психокоррекции детей с такими нарушениями, как гиперактивность, двигательная расторможенность, проявления психопатоподобного поведения.
Организация социальной службы и задачи социально-трудовой подготовки учащихся
Одна из важных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания — профилактика асоциальных форм поведения учащихся посредством семейной психотерапии и формирования адекватных взаимоотношений в триаде «учитель — ребенок с трудностями в поведении — родители». Эта триада оказывает положительное влияние на развитие ребенка и коррекцию нарушений в тех случаях, когда ее взрослые члены делают установку на сотрудничество. Такое сотрудничество предполагает наличие умения становиться на точку зрения другого, в первую очередь ребенка, чувства сопереживания; систематическую разумную помощь и одновременно такую же
разумную требовательность, заинтересованность в успешном решении проблем школьника, связанных с его обучением, социализацией, здоровьем, досуговыми интересами.
К сожалению, для большинства родителей характерна низкая заинтересованность в делах и успехах их детей. В семьях, где один из родителей или оба страдают алкоголизмом, преобладает, по материалам Г. В. Грибановой (1990), импульсивно-аффективное отношение к детям, и особенно к подросткам. В конфликтных ситуациях они как бы защищают своего ребенка. Однако при этом родители чаще всего занимают неадекватную позицию, не осознавая ситуацию и не пытаясь найти рациональный выход. В остальное время свои отношения с сыном или дочерью они строят на фоне полного безразличия к жизни ребенка.
Не умея оказать ребенку помощь, родители все надежды возлагают на учителей и перекладывают на них свои обязанности по воспитанию и обучению. При этом эпизодически мать и отец требуют от ребенка безоговорочного подчинения и послушания. В итоге и в школе, и дома ребенок находится в режиме авторитарного подчинения, что чрезвычайно вредно для его нервно-психического здоровья.
При таких особенностях отношений со взрослыми у детей и подростков начинают действовать механизмы «психологической защиты», которые содержат и асоциальные формы поведения. Ребенок не стремится к достижению успеха, смиряется с ролью, которую ему отводят учителя и родители. В этом случае он чувствует себя одиноко и неуверенно. Чтобы замаскировать свою неуверенность, ребенок ведет себя независимо, старается казаться равнодушным. Однако он, как и все дети, все же подчиняется мотивации достижения успеха и страстно хочет обратить на себя внимание, получить одобрение и уважение окружающих.
Главными задачами школы в этой ситуации являются создание социальной службы и внедрение модели социальной профилактики, а также интеграция детей в общество путем улучшения/трудовой и профессионально-трудовой подготовки.
Социально-трудовая подготовка учащихся проводится в единстве с коррекционно-развивающим педагогическим процессом и лечебно-оздоровительным комплексом мероприятий.
Задачи социально-трудовой подготовки учащихся состоят вследующем:
ранние выявление и коррекция особенностей, препятствующих успешному освоению доступных и широко распростра-
ненных профессий (тремор руки, нарушения пространственного анализа и синтеза, нарушение зрительно-моторных координации, недостаточность мелкой моторики руки и др.);
формирование у детей в процессе учебно-трудовой деятельности навыков ориентировки в задании, планирования работы, навыков самооценки и самоконтроля;
выбор оптимальных средств для общетрудовой подготовки учащихся;
организация профессиональных классов, групп;
организация мастерских, цехов для приобретения детьми профессии с присвоением разряда;
профориентация учащихся 5—10 классов.