Задачи лечебно-оздоровительной работы

Большое значение в коррекционной работе с детьми имеют лечебные и профилактические мероприятия, поскольку функ­циональная недостаточность головного мозга проявляется не только в замедлении темпа психофизического развития, но и в психоневрологических и соматических расстройствах. Харак­терные для этих детей явления вегетососудистой дистонии и обменно-трофические нарушения обусловливают пониженную сопротивляемость к различным инфекциям, аллергические реакции, склонность организма ребенка к хроническому тече­нию заболеваний внутренних органов. Поэтому большинство де­тей нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и в периодическом активном лечении у педиатра, невропатолога и

5*

Задачи лечебно-оздоровительной работы - student2.ru Задачи лечебно-оздоровительной работы - student2.ru психиатра. Особенно необходима такая помощь учащимся из неблагополучных семей. Врачебный надзор и лечебно-профилак­тическая работа на фоне адекватного воспитательно-образо­вательного процесса способствует укреплению здоровья детей.

Следует отметить, что сегодня органы управления здраво­охранением не несут никакой ответственности за здоровье этих детей. Разработка нормативно-правовых актов и целевых про­грамм по обеспечению охраны жизни и здоровья детей — пред­мет серьезной заботы организаторов коррекционно-развиваю-щего образования.

Лечебно-оздоровительная работа проводится в комплексе с диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работой.

Основными задачами являются:

укрепление физического и психоневрологического здоровья детей, организация ЛФК;

создание в учреждении благоприятного лечебно-оздорови­тельного режима, в частности строгое соблюдение норм пре­дельно допустимой нагрузки на ученика, введение дополни­тельных каникул в феврале и индивидуального «разгрузочного дня» — в соответствии с Положением о классах коррекцион-но-развивающего обучения;

соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима раци­онального питания;

осуществление психокоррекции детей с такими нарушени­ями, как гиперактивность, двигательная расторможенность, проявления психопатоподобного поведения.

Организация социальной службы и задачи социально-трудовой подготовки учащихся

Одна из важных задач коррекционно-развивающего обуче­ния и воспитания — профилактика асоциальных форм пове­дения учащихся посредством семейной психотерапии и форми­рования адекватных взаимоотношений в триаде «учитель — ребенок с трудностями в поведении — родители». Эта триада оказывает положительное влияние на развитие ребенка и кор­рекцию нарушений в тех случаях, когда ее взрослые члены делают установку на сотрудничество. Такое сотрудничество предполагает наличие умения становиться на точку зрения другого, в первую очередь ребенка, чувства сопереживания; систематическую разумную помощь и одновременно такую же




разумную требовательность, заинтересованность в успешном решении проблем школьника, связанных с его обучением, со­циализацией, здоровьем, досуговыми интересами.

К сожалению, для большинства родителей характерна низ­кая заинтересованность в делах и успехах их детей. В семьях, где один из родителей или оба страдают алкоголизмом, пре­обладает, по материалам Г. В. Грибановой (1990), импуль­сивно-аффективное отношение к детям, и особенно к подрост­кам. В конфликтных ситуациях они как бы защищают своего ребенка. Однако при этом родители чаще всего занимают не­адекватную позицию, не осознавая ситуацию и не пытаясь найти рациональный выход. В остальное время свои отноше­ния с сыном или дочерью они строят на фоне полного безраз­личия к жизни ребенка.

Не умея оказать ребенку помощь, родители все надежды возлагают на учителей и перекладывают на них свои обязан­ности по воспитанию и обучению. При этом эпизодически мать и отец требуют от ребенка безоговорочного подчинения и по­слушания. В итоге и в школе, и дома ребенок находится в режиме авторитарного подчинения, что чрезвычайно вредно для его нервно-психического здоровья.

При таких особенностях отношений со взрослыми у детей и подростков начинают действовать механизмы «психологи­ческой защиты», которые содержат и асоциальные формы поведения. Ребенок не стремится к достижению успеха, сми­ряется с ролью, которую ему отводят учителя и родители. В этом случае он чувствует себя одиноко и неуверенно. Чтобы замаскировать свою неуверенность, ребенок ведет себя неза­висимо, старается казаться равнодушным. Однако он, как и все дети, все же подчиняется мотивации достижения успеха и страстно хочет обратить на себя внимание, получить одоб­рение и уважение окружающих.

Главными задачами школы в этой ситуации являются созда­ние социальной службы и внедрение модели социальной про­филактики, а также интеграция детей в общество путем улуч­шения/трудовой и профессионально-трудовой подготовки.

Социально-трудовая подготовка учащихся проводится в един­стве с коррекционно-развивающим педагогическим процессом и лечебно-оздоровительным комплексом мероприятий.

Задачи социально-трудовой подготовки учащихся состоят вследующем:

ранние выявление и коррекция особенностей, препятствую­щих успешному освоению доступных и широко распростра-





Задачи лечебно-оздоровительной работы - student2.ru Задачи лечебно-оздоровительной работы - student2.ru Задачи лечебно-оздоровительной работы - student2.ru Задачи лечебно-оздоровительной работы - student2.ru Задачи лечебно-оздоровительной работы - student2.ru ненных профессий (тремор руки, нарушения пространствен­ного анализа и синтеза, нарушение зрительно-моторных ко­ординации, недостаточность мелкой моторики руки и др.);

формирование у детей в процессе учебно-трудовой деятель­ности навыков ориентировки в задании, планирования рабо­ты, навыков самооценки и самоконтроля;

выбор оптимальных средств для общетрудовой подготовки учащихся;

организация профессиональных классов, групп;

организация мастерских, цехов для приобретения детьми профессии с присвоением разряда;

профориентация учащихся 5—10 классов.

Наши рекомендации