Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике обучения
История развития российской и зарубежной педагогики неразрывно связана с изучением различных аспектов проблемы преодоления и предупреждения неуспеваемости.
Среди разнообразных направлений, концепций и теорий причин школьной неуспеваемости и возможных путей ее преодоления можно выделить следующие основные подходы: биосоциологический, психологический, педагогический, комплексный (клинико-физиологический и психолого-педагогический).
Уделяя большое внимание вопросам клинической дифференциациинеуспевающих школьников, исследователи еще в 30-е гг. подчеркивали большое значение организации специального обучения и воспитания детей «с пониженным общим развитием» (И. Борисов, 1925) или «временно ненормальных детей» (П. И. Растегаев, 1920).
В 30-е гг. было опубликовано большое количество работ, в которых указывалось, что неуспеваемость учащихся массовой школы обусловлена как недостаточной подготовкой учителя и несовершенством методов обучения, так и специфическими особенностями самих детей (физическая ослабленность, умственное недоразвитие, замедленный темп развития и др.). Н. И. Озерецкий (1938), подчеркивая, что потенциальные возможности детей при замедленном темпе развития значительно выше, чем при олигофрении, указывал, что реализация этих возможностей зависит от правильной организации педагогической и воспитательной работы.
При психолого-педагогическомподходе к решению данной проблемы авторы, отмечая значительные трудности, которые дети с замедленным темпом развития испытывают в школе,
выдвигают необходимость дифференцированного подхода к их обучению. Обосновывая необходимость отграничения школьников данной категории от олигофренов и педагогически запущенных учащихся, исследователи (П. П. Блонский, 1961; Н. И. Озерецкий, 1938; Ф. А. Касторский, 1937; Д. Д. Бека-рюков, 1947) подчеркивали, что эти дети нуждаются в особом внимании со стороны учителей и врачей. П. П. Блонский, описывая особенности неуспевающих школьников, указывал на особое значение поиска методов педагогической работы с ними и подчеркивал важную роль личности учителя, а также его подготовки в повышении эффективности обучения.
П. П. Блонский основной причиной неуспеваемости считал биологическую неполноценность ребенка. Он отмечал, что у неуспевающих школьников физические данные значительно ниже, чем у успевающих, что первые подвержены более частым заболеваниям.
Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, П. П. Блонский указывал следующие:
низкая работоспособность, связанная с состоянием здоровья;
«неумение работать», т. е. неумение правильно организовывать свой учебный труд;
отсутствие интереса к учению и желания учиться;
слабое общее развитие.
В то же время П. П. Блонский неоднократно указывал, что успех в обучении таких детей зависит от организации условий, в которых оно протекает, от личности педагога.
Сторонники социогенетическогонаправления — Е. А. Ар-кин, А. Б. Залкинд и другие причиной неуспеваемости считали социальные факторы: неблагополучную семью, плохие жилищные условия, отсутствие книг и учебных пособий, переполненность классов, слабые в профессиональном отношении педагогические кадры и др.
На эффективность решения проблемы неуспеваемости, по мнению СТ. Шацкого, оказывают непосредственное влияние и условия общественной жизни («период чрезвычайно больших экономических и социальных сдвигов»), отсутствие традиций, на которые могли бы опереться учителя.
Психологическиепроблемы неуспевающих школьников изучены и широко представлены в работах В. И. Зыковой, 3. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской, Н. И. Мурачковского, А. М. Орловой, Л. С. Славиной и др.
В ряде работ 50-х и 60-х гг. совмещаются дидактические и психологические аспекты изучения проблемы, высказана
мысль о необходимости типизации неуспевающих школьников для обоснования дифференцированного подхода к ним в массовой школе (В. И. Самохвалова, 1952; М. Н. Волокитина, 1956)1.
Характеристики неуспевающих детей, появившиеся в это время в психолого-педагогических исследованиях, содержат, в основном, два аспекта: обучаемость ребенка и характер работоспособности. Как правило, авторы отмечают беспечное отношение детей к учению, отсутствие чувства долга, невнимательность, неорганизованность, импульсивность, неуравновешенность, пассивность (В. И. Самохвалова, 1952; М. tL Волокитина, 1956; Л. С. Славина, 1958).
Вопросы особенностей педагогического воздействия на детей рассматриваются в монографии Л. С. Славиной «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам» (1958). Л. С. Славина характеризует этих детей как интеллектуально пассивных, отмечает отсутствие достаточной познавательной активности. Автор подчеркивает, что их нормальное интеллектуальное развитие проявляется в играх, в практической деятельности, но для данной категории школьников характерно стремление избежать активной мыслительной деятельности.
В ходе эксперимента, связывая на первых порах решение учебных задач с игровой и практической деятельностью школьников, всячески поощряя их успехи, прививая им «вкус к мыслительной деятельности», автор добивается положительных результатов в выполнении учебных заданий.
Одно из направлений психологических исследований — изучение обучаемости — дало возможность описать психологическую характеристику неуспевающих школьников, «учащихся с пониженной обучаемостью» по терминологии Н. А. Менчин-ской, 3. И. Калмыковой.
Исследования, посвященные детям с пониженной обучаемостью, содержат описание динамической стороны психики ребенка и основываются преимущественно на качественном анализе познавательной деятельности. Выявление уровня обучаемости у ребенка предполагает определение восприимчивости, легкости, быстроты усвоения знаний и применение
1 Следует отметить, что и эти авторы, и ряд других исследователей (Л. С. Славина, Н. И. Мурачковский, Н. А. Менчинская и др.) характеризуют всю категорию неуспевающих школьников без выделения детей с задержкой психического развития.
способов учебной деятельности, требующих гибкости, подвижности и самостоятельности ума (Н. И. Мурачковский, 1967; С. Ф. Жуйков, 1968; В. И. Зыкова, 3. И. Калмыкова, А. М. Орлова, 1968; Т. В. Егорова, 1969; 3. И. Калмыкова, 1971; Н. А. Менчинская, 1971; А. Н. Цымбалюк, 1974, и др.).
Т. В. Егорова (1969), исследовав особенности развития мышления и памяти детей с пониженной обучаемостью, отмечала недостаточную познавательную активность, отсутствие эмоционально-волевого напряжения, которое требуется для нахождения адекватных способов решения интеллектуальных заданий. Она подчеркивала, что трудности в обучении неразрывно связаны с такими особенностями личности, как нежелание думать, склонность решать проблемные учебные задачи «беспроблемными» способами, т. е. избегать умственных усилий.
Специальное исследование (А. Н. Цымбалюк, 1974), посвященное особенностям познавательной активности детей этой категории, показало, что для значительной части испытуемых с пониженной обучаемостью характерны проявления инертности, скованности первоначально найденным способом решения, отсутствие необходимой гибкости при выполнении заданий.
Авторы отмечают, что большую трудность для таких детей представляет любой вид психической деятельности, особенно если ребенку нужно проявить умственное усилие, активность. Учащихся данной категории отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций, слабая память, отсутствие трудолюбия.
Для преодоления проблем неуспеваемости психологи рекомендуют формировать у учащихся знания, умения, навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения предъявляемых заданий.
В 50—60-е гг. Н. И. Мурачковский разработал типологию неуспевающих школьников, положив в ее основу соотношение следующих компонентов:
свойства мыслительной деятельности; связанные с обучаемостью;
направленность личности, которая включает отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника.
Пути преодоления неуспеваемости зависят от типа неуспевающего школьника и требуют большой индивидуальной работы с ребенком.
Среди исследований педагогического направления особо выделяются работы Л. В. Занкова, Б. П. Есипова, Ю. К. Ба-банского, Э. И. Моносзона, А. А. Бударного, Т. Ю. Стульпи-наса, СТ. Шацкого и др.
Все причины неуспеваемости, как правило, делятся в исследованиях на зависящие от учителя и не зависящие. Среди первых Б. П. Есипов называет следующие: слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять неуклонную требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию учета их работы, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности, неправильный выбор путей установления контакта с семьей и др. Важнейшими условиями предупреждения неуспеваемости он считал индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знания каждого ученика, и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника.
Э. И. Моносзон сформулировал дидактические основы преодоления второгодничества и неуспеваемости. Он подчеркивал важность диагностики каждого конкретного случая неуспеваемости и разработки на этой основе индивидуальной системы мер повышения уровня знаний. Основное внимание он рекомендовал уделять развивающему обучению, повышению логической культуры уроков, развитию разнообразных форм и методов организации самостоятельной работы детей в процессе обучения.
Ю. К. Бабанский причины неуспеваемости условно делит на причины внутреннего и внешнего по отношению к ученику плана. К причинам внутреннего плана он относит дефекты здоровья и развития детей, пробелы в знаниях, учебных умениях и навыках. Причинами внешнего плана являются, по мнению ученого, недостатки воздействия школы и недостатки влияния внешней среды.
Ю. К. Бабанский разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежат организация диагностики «реальных возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия.
С. Т. Шацкий видел решение проблем неуспеваемости в организации индивидуального подхода к школьникам.
А. А. Бударный, вслед за С. Т. Шацким, пришел к выводу о необходимости дифференциации обучения школьников пу-
тем выделения в классе трех наиболее характерных по степени восприятия и понимания учебного материала групп учащихся. В основу такой классификации была положена степень развития учебных возможностей школьников. Последняя определялась сочетанием способности к учению (обучаемости) и работоспособности. Опираясь на дифференциацию возможностей школьников, А. А. Бударный разработал принципы работы с учащимися. Большое внимание в своих работах он уделял необходимости создания классов для детей с низким уровнем учебных возможностей. Ученый описал содержание и методику работы в таком классе.
В конце 60-х гг. на страницах «Учительской газеты» была развернута дискуссия на тему «Почему не успевает ваш ученик?», в которой приняли участие опытные учителя, работники органов народного образования, ученые (Л. В. Занков, В. А. Крутецкий, В. Ф. Райский, Т. А. Власова и др.). В итоговом обзоре по этой проблеме среди наиболее серьезных причин неуспеваемости были названы следующие:
недостатки в учебно-воспитательной деятельности учителей (чрезмерный акцент в процессе преподавания на механическом запоминании учебного материала);
недостаточное внимание к развивающей стороне обучения; слабое развитие у школьников умения учиться рационально; неумение педагога воспитать у детей интерес к учению; отсутствие должного индивидуального подхода к учащимся на уроках;
слабое знание учителями психологии усвоения знаний; неумение вовремя обнаружить пробелы в знаниях учащихся; недостаточное внимание в школе к формированию правильных взаимоотношений между учителями и учащимися.
Специальные комплексные исследования по проблеме школьной неуспеваемости проводились с начала 60-х гг. дефектолога-ми и физиологами совместно с психологами и клиницистами в НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).
Т. А. Власова, Т. В. Егорова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина и другие сотрудники Института дефектологии выявили среди неуспевающих школьников, особенности развития которых и трудности, испытываемые ими при усвоении программ, позволили выделить особую категорию учеников — детей с временной задержкой психического развития (ЗПР). Согласно клинической классификации, предложенной К. С. Лебединской, к категории де-
тей с задержкой психического развития относятся дети с цереб-растеническими состояниями, с психофизическим и психическим инфантилизмом, а также те, кто перенес в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной недостаточности центральной нервной системы. У значительной части детей этой группы, по данным американских исследователей, органическая недостаточность ЦНС связана с перенесенной в раннем детстве травмой мозга, которая часто бывает не диагностирована. Сюда же относятся дети со своеобразным развитием личности по невротическому типу с явлениями психической тормозимости, с психогенной инфанти-лизацией.
В рамках клинико-психологической классификации — это дети с задержкой психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или церебрально-органического происхождения, включающей как различные варианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгармонический, органический), так и нейродинамические и энцефалопатические расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.
Диагноз ЗПР может быть установлен ребенку только медико-педагогической комиссией (МПК) или психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), после чего его направляют в школу-интернат (школа с продленным днем) для детей с ЗПР или в специальный класс общеобразовательной школы.
Задержка психического развития у детей выражается в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленное™ нервной системы, обусловленной инфекцией, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенной внутриутробно, при родах или в раннем детстве, нарушениями эндокринной системы либо другими хроническими соматическими заболеваниями. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических
функций, с нарушениями внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцирован -ность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказываются на продуктивной деятельности — лепке, рисовании, конструировании, письме.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированное™ словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.
Характерным признаком для семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе. Она проявляется прежде всего в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого при усвоении способа действия, а также для переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает ребенка с ЗПР от умственно отсталых детей, свидетельствует о более высоких потенциальных возможностях его психического развития.
При значительной неоднородности клинико-психологической структуры задержки психического развития ребенка наряду с незрелыми психическими функциями у него имеется фонд сохранных психических функций, на который можно опираться при планировании коррекционных мероприятий.
Как видим, психологическая характеристика детей с ЗПР совпадает с характеристиками неуспевающих школьников, которых относят к «детям с пониженной обучаемостью», «слаборазвитым детям», «детям, отстающим в развитии», «детям группы риска» и др. Однако определение ребенка в специальный класс (школу) может состояться только после выявления причин его отставания в развитии и неуспеваемости.
Итак, по мнению виднейших ученых — педагогов и психологов, проблемы школьной неуспеваемости следует решать
посредством организации индивидуального подхода к учащимся и дифференцированного обучения при максимальном учете различий в уровне общего развития и учебных способностей детей.
Глава II