Развитие коммуникативных навыков у детей трехлетнего возраста
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. От умения точно и правильно выразить свою мысль зависит свободное и непринужденное общение ребенка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Он легко вступает в контакт со взрослыми, активно участвует в играх детей, может понятно излагать свои мысли.
Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен слышать речь. Малыш слушает обращенные к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издает звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нем основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребенка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша.
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Начальные этапы развития и становления речи как средства общения приходятся на период дошкольного детства. Именно этот отрезок жизни признан сензитивным (благоприятным) для развития речи.
М.И. Лисиной выделено три этапа в развитии речи как средства общения:
· довербальный (подготовительный) этап;
· этап возникновения речи;
· этап развития речевого общения.
Указанные этапы не имеют четких границ. Каждый из них плавно переходит в следующий.
I этап развития речи –подготовительный
(с момента рождения до одного года)
В это время появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.
Через две неделипосле рождения ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать.
К концу 1-го месяцаребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.
Около 2-х месяцевмалыш начинает гулить– произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития эти звуки утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками.
К началу 3-го месяцагуление делается разнообразнее, появляются согласные звуки Г-Г-Г, Б-У, В-И и т.д. В ответ на поощрение ребенок активизирует гуление; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – гулением.
С 5-ти месяцевребенок, следит за артикуляцией взрослого. Гуление преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков каскадом: аль-ле-е-лы-агы-аы. Они делаются продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом.
С 6-ти месяцевпутем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). В дальнейшем перенимается тон, ритм, мелодика, интонация речи. Во 2-ом полугодии звукосочетания воспринимаются и связываются с предметами и действиями (тик-так, бух и т.п.), запоминаются слова, появляются реакции на них.
Седьмой – восьмой месяцы.В этом возрасте появляется лепет, т.е. произнесение отдельных слогов БА-БА-БА, ДА-ДА-ДА. В нем уже слышны четкие звуки. Период лепета очень важен для ребенка, так как тренирует артикуляционный аппарат, физический и фонематический слух.
Девятый – десятый месяцы. Ребенок способен по подражанию произносить цепочки повторяющихся слогов. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции. Развивается понимание речи. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться с помощью речи.
Одиннадцатый – двенадцатый месяцы.Ребенок понимает обращенную к нему речь и может выполнить простую просьбу взрослого, подкрепленную жестами. В активной речи малыша появляются первые слова (от 2-3 до 10-15 слов).
II этап – преддошкольный
(от 1 года до 3-х лет)
Этап становления активной речи. В это время ребенок повторяет и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Происходит значительное накопление словаря. К трем годам он достигает 1200 – 1300 слов. При общении ребенок использует почти все части речи. Формируется грамматический строй речи. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.
III этап – дошкольный
(от 3 до 7 лет)
На этом этапе еще отмечается неправильное звукопроизношение, Но уже развивается звуковой контроль за собственным произношением, т.е. формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса (4500 слов), развитие грамматического строя речи, овладение связной речью.
Трехлетний возраст – один из так называемых критических периодов развития ребенка, когда скачок в развитии особенно заметен и значим. В три года происходит переход на новый уровень речевого развития. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения. Самое важное в речи ребенка – слово несет смысловое предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.
Увеличивается значение коммуникативной функции речи. Ребенок уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, детьми.
Возрастает и познавательная функция речи. С трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и через речь. К трехлетнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.
На третьем году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что было летом на море, как украшали елку и т.д.) и о будущем (куда он пойдет завтра).
Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи. Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его действия начинают подчиняться словесно выраженному приказу, запрету.
С ребенком третьего года жизни нужно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свободное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.
При нормальном речевом развитии ребенок может довольно свободно общаться с окружающими. Он задает много вопросов (недаром детей этого возраста называют «почемучками»), сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает стишки и песенки.
Дети трех лет говорят и развернутыми предложениями, используя простые грамматические формы. Инициатива ребенка в общении зависит от активности взрослого. Необходимо использовать любую возможность, чтобы обговаривать с ребенком все наблюдаемое им, все воспринимаемое в окружающей жизни.
Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить предложения из 3-4 слов и более, употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах.
Роль родителей в успешном овладении ребенком языком достаточно велика. Если речевое окружение и языковая среда не обеспечивают в полной мере потребности необходимой речевой практики ребенка, он оказывается не в состоянии усвоить язык в достаточном объеме.
Родители должны учить ребенка сопровождать речью свои действия в игре и в быту, давать словесный отчет о выполнении действий (что я сделал, как я это сделал), планировать речью предстоящее действие (сначала я … потом я возьму… после этого я …). Так постепенно у ребенка формируется речемыслительная деятельность – необходимое условие развития психики.
Исключительно важно, чтобы речь окружающих была четкой, правильной, выразительной, а темп ее не убыстренный. Ребенок трех лет склонен к подражанию, в том числе и речевому. Если взрослые говорят с дефектом, то и ребенок будет воспроизводить этот дефект, ведь речь, как и многое другое, ребенок усваивает подражательно.
Родителям необходимо давать трехлетнему малышу достаточно новых впечатлений, источником которых являются совместные прогулки, кинофильмы, книги, рассказы, самостоятельная практическая деятельность ребенка с вещами и предметами. Задача взрослого – всемерно поощрять виды речевой деятельности, стимулирующие речевое развитие малыша.
К сожалению, не всегда процесс становления речи протекает так благоприятно. Нередки случаи, когда в три года ребенок молчит, называет отдельные слоги, лепетные слова, подкрепляя их жестами. Или его речевое общение состоит из отдельных коротких предложений с многочисленными ошибками в употреблении грамматических форм. В таких случаях родителям необходимо убедиться, что у ребенка нет проблем со слухом (посетить врача-отоларинголога). Затем обратиться за консультациями к врачу-неврологу и учителю-логопеду. Данные специалисты определят причины задержки речевого развития и дадут необходимые рекомендации.
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
· Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
· В общении следите за своей речью. Говорите с ребенком спокойно, не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, встречающиеся в тексте, объясните малышу.
· Не подделывайте свою речь под детский лепет, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными словами – все это тормозит речевое развитие ребенка.
· Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. Напоминайте ему, что говорить надо внятно, четко и не спеша.
· Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становиться важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы – восприятие, мышление, память.
Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка приходится на первые три года жизни. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой деятельности может задерживаться или протекать в «искаженном» виде. Взрослым надо помнить, что к трем годам ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Именно в этот период в ребенке начинают закладываться основные черты характера, формируется его склад ума и проявляются врожденные способности и таланты. Поэтому очень важно не упустить этот главный этап в жизни ребенка. Попытаться раскрыть с лучшей стороны его личность, заложить прочный фундамент гармоничного, полноценного человека, которому предстоит вскоре самостоятельно ступать на нелегкую дорогу под названием «ЖИЗНЬ».
Словарь терминов
Активная речь ребенка– собственная устная речь ребенка, произнесение вслух слов, фраз.
Артикуляция– деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги и слова.
Вербальный– речевой.
Задержка речевого развития– замедленный темп развития речи.
Звукопроизношение– воспроизведение при помощи органов речи звуков родного языка.
Коммуникативная функция речи– функция общения.
Коррекция нарушений речи– исправление недостатков речи.
Логопедия– специальная педагогическая наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания.
Мелкая моторика– движения и действия кистями и пальцами рук.
Мимика– движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т.д.
Речевое подражание– воспроизведение вслед говорящему произнесенных им звуков, слов, фраз.
Фонема– минимальная единица звукового строя языка.
Фонематический слух– тонкий систематизированный слух, позволяющий узнавать и различать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова.
Язык– система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению.
Литература:
1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
2. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с.
3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 160 с.
4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов-н/Д.: 2002. – 146 с.
5. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.
6. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольника. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.
7. Титова Ю.О. Играть с ребенком. Как?: развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1-5 лет. – М.: Эксмо, 2010. – 96 с.
8. Тумашенко А.Ф. Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 160 с.
9. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2007. – 192 с.
Содержание:
1. | Роль учителя-логопеда в организации психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в психолого-медико-педагогической комиссии. Г.Н. Картухина. ………………………………………… | |
2. | Обучение детей с синдромом Дауна. В.Н. Якубова. ….................. | |
3. | Обучение детей с нарушениями интеллекта в образовательной организации. Е.А. Терещенко. ……………………………………... | |
4. | Развитие коммуникативных навыков у детей трехлетнего возраста. Н.А. Бондарюк. …………………………………...……… |