Логопед: Николаева Людмила Михайловна

Логопед: Николаева Людмила Михайловна

Октябрь:1-я неделя — «Осень. Названия деревьев. Дикие животные осенью»;

2-я неделя — «Огород. Овощи. Домашние животные осенью»;

3-я неделя — «Сад. Фрукты»;

4-я неделя — «Лес. Грибы и лесные ягоды».

Ноябрь:1-я неделя — «Игрушки»;

2-я неделя — «Одежда»;

3-я неделя — «Обувь»;

4-я неделя — «Квартира. Мебель».

Декабрь:1-я неделя — «Кухня. Посуда»;

2-я неделя — «Зима. Зимующие птицы»;

3-я неделя — «Комнатные растения»;

4-я неделя — «Новогодний праздник».

Январь:1-я неделя — у детей зимние каникулы,

проводятся только индивидуальные занятия;

2-я неделя — «Домашние птицы»;

3-я неделя — «Домашние животные и их детеныши»;

4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши».

Февраль:1-я неделя — «Профессии. Продавец»;

2-я неделя — «Профессии. Почтальон»;

3-я неделя — «Транспорт»;

4-я неделя — «Профессии на транспорте».

Март:1-я неделя — «Весна»;

2-я неделя — «Мамин праздник. Профессии мам»;

3-я неделя — «Первые весенние цветы»;

4-я неделя — «Цветущие комнатные растения».

Апрель:1-я неделя — «Дикие животные весной»;

2-я неделя — «Домашние животные весной»;

3-я неделя — «Птицы прилетели»;

4-я неделя — «Насекомые».

Май: 1-я неделя — «Рыбки в аквариуме»;

2-я неделя — «Наш город. Моя улица»;

3-я неделя — «Правила дорожного движения»;

4-я неделя — «Лето. Цветы на лугу».

План-программа коррекционно-развивающей работы (средняя группа)

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие словаря

1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам {осень, названия деревьев, овощи, фрукты, грибы и лесные ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда) на основе ознакомления с окружающим. Уточнение

понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения {мяч, машинка, кукла, кубики, мишка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, шкаф, стол, стул, кровать, диван, чайник, кастрюля, тарелка, чашка, ложка),

их частей {колесо, кузов, кабина, голова, лапа, живот, спина, ухо, нос, глаз, рот, рука, нога, воротник, карман, рукав, пуговица, каблучок, шнурок, ножка, спинка, сиденье, полка, дверца, носик, крышка, ручка), названий природных явлений {осень, дождь, туман, туча, ветер, дерево, трава, листья), названий

действий {спать, есть, пить, играть, гулять, стоять, и сидеть, лежать, идти, мыть, рисовать, смотреть, слушать, петь, танцевать, говорить, кричать, одеваться, раздеваться, умываться, причесываться, поливать, строить, катать, ехать, лететь, убирать, стирать, варить, опадать, дуть), признаков

предметов {большой, маленький, хороший, плохой, горячий, холодный, вкусный, сладкий, кислый, соленый, красный, синий,

желтый, зеленый).

2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и

формирование обобщающих понятий {осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда).

3. Обучение правильному употреблению личных местоименных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин), определительных местоимений (такой же, такие же), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди,

сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два, три, четыре, пять), порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый, пятый).

4. Формирование понятия слово.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре.

2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Обучение элементам грамоты

Начинается со второго периода работы.

Сенсорное развитие

1.Обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствование всех видов восприятия (осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния).

2. Дальнейшее освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.

3. Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей.

4. Развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в основные цвета.

Конструирование.

1. Совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—4 части со всеми видам разреза),

простыми пазлами, кубиками с изображениями объектов по псом изучаемым лексическим темам.

2. Совершенствование конструктивного праксиса и мелкой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, в мальчиковой гимнастике. 3. Формирование навыка сооружения построек по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов.

Развитие способности различать строительные детали

(куб, кирпичик, пластина, брусок), использовать их с учетом конструктивных свойств.

4. Приобщение к изготовлению поделок из природного материала.

5. Обучение конструированию из бумаги, сгибанию прямоугольного листа пополам, совмещая при этом стороны и ьуглы; приклеиванию деталей к основной форме.

Рисование.

1.Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, правильно использовать их при создании изображения, правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения.

2. Формирование умения рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе.

3. Закрепление и обогащение представлений о цветах и оттенках, развитие умения использовать их в рисовании.

4. Ознакомление с декоративными композициями по мотивам дымковских и филимоновских узоров. Обучение созданию узоров в стиле этих росписей.

Лепка.

1. Развитие интереса к лепке и совершенствование умения лепить из пластилина, глины, соленого теста, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах.

2. Формировать умение украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Аппликация.

1. Развитие интереса к аппликации. Формирование умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, совершат! разные виды прямых разрезов, вырезать круглые формы и квадратов. Формирование навыков аккуратного наклеивания деталей.

Музыкальное развитие

1. Формирование у детей элементарных навыков слуховой культуры, умения воспринимать музыку, дослушивать пьесу до конца, понимать ее содержание и характер и высказывать свои впечатления.

2. Формирование умения различать звуки по высоте, различать динамику, темп, звучание детских музыкальных инструментов.

3. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, умения передавать характер песни, правильно интонировать каждый звук, петь слаженно, четко артикулировать. Воспитание умения бесшумно брать дыхание между музыкальными фразами. Развитие умения петь ансамблем и индивидуально.

4. Формирование умения самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трсхчастной формой музыкального произведения. Совершенствование умения выразительно исполнять образные движения в играх и хороводах. Упражнение в ритмичном и выразительном исполнении танцевальных движений под музыку.

5. Обучение правильным приемам игры на металлофоне и ударных инструментах. Формирование умения вслушиваться в звучание каждого инструмента, добиваться естественного, не напряженного звука.

Основные движения

Ходьба и бег. Обучение ходьбе и бегу с согласованными движениями рук и ног, ходьбе и бегу на носках, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое, по прямой, по кругу, врассыпную, с изменением направления, с перешагиванием через предметы, между предметами, по линии, по шнуру, по доске, по гимнастической скамейке, по наклонной доске вверх и вниз.

Ползание и лазание. Обучение ползанию на четвереньках по прямой, между предметами, змейкой, по горизонтальной доске, подлезанию под веревку, дугу (h=50 см), проползанию в обруч, лазанию по гимнастической стенке.

Прыжки. Обучение прыжкам на месте на двух ногах, с продвижением вперед, прыжкам «ноги вместе — ноги врозь>^

прыжкам через линию, через предмет высотой 20 см, в длин} тспрыгиванию с высоты 20—30 см.

Бросание и ловля. Обучение бросанию мяча друг другу и ловле его, бросанию от груди, в горизонтальную цель, через веревку, из-за головы, подбрасыванию мяча вверх и ловле его. Обучение прокатыванию мячей и обручей друг другу, в ворота.

Ритмическая гимнастика. Формирование умения выполнять упражнения под музыку.

Общеразвивающие упражнения

Совершенствование умений выполнять движения для руки плечевого пояса (поднимать руки вверх, вперед, в стороны,

ставить на пояс, отводить руки за спину, закладывать руки за голову, сжимать и разжимать кисти рук), для туловища (поворачиваться в стороны, наклоняться вперед, вправо и влево), для ног (подниматься на носки, выставлять ногу вперед на пятку, на носок, выполнять притопы, полуприседания, приседания, поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях).

Спортивные упражнения

Обучение езде на трехколесном и двухколесном велосипеде по прямой и по кругу.

Подвижные игры

Развитие двигательной активности, самостоятельности, творческих способностей в подвижных играх.

V. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Совершенствование навыков адекватного поведения в различных ситуациях. Воспитание вежливости, отзывчивости, желания помочь, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика.

2. Воспитание скромности.

3. Развитие умения играть и действовать сообща, уступая друг другу.

VI. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться, выполнять поручения взрослых.

2. Совершенствование навыков самообслуживания, аккуратности, опрятности.

3. Обучение выполнению обязанностей дежурных по столовой.

4. Обучение уходу за комнатными растениями (кактус, розан, герань, толстянка).

5. Привлечение внимания к труду взрослых. Формирование понимания необходимости и важности труда взрослых.

Развитие словаря

1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных

по всем изучаемым лексическим темам (зима, зимующие птицы, комнатные растения, новогодний праздник, домашние птицы и животные, дикие животные, транспорт, профессии) на основе ознакомления с окружающим, расширенияпредставлений о предметах ближайшего окружения, явлениях

общественной жизни и природы. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов ближайшего окружения (магазин, почта, улица, весы, продукты, сумка, ящик, горшок, лейка, машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, самолет, корабль), их частей (колесо, кузов, кабина, руль, фара), названий растений и живых объектов (растение, толстянка, герань, кактус, розан, птица, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, корова, коза, лошадь, свинья, лиса, медведь, волк, лиса), названий природных явлений (зима, мороз, метель, снег, снегопад, сугроб), названий действий (идти, дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься, возить, поливать, рыхлить, продавать, разносить, водить, управлять крутить), признаков предметов (белый, сильный, добрый, злой красивый).

2. Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (зима, зимующие птицы, комнатные растения, домашние птицы, домашние животные, дикие животные, профессии, транспорт).

3. Закрепление правильного употребления личных местоименных форм, притяжательных местоимений и прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введенных в активный словарь.

4. Обучение пониманию и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации (моет — умывается — стирает, лежит — спит, бежит — прыгает — скачет), противоположные по значению (сними — надень, завяжи — развяжи),

5. Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.

Обучение элементам грамоты

1. Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.

3. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4. Формирование навыка составления и чтения слияний гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ).

Сенсорное развитие

1.Совершенствование чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствование всех видов восприятия (осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния).

2. Дальнейшее освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.

3. Дальнейшее развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, «контрастного» звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей.

4. Развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.Формирование умения различать цвета по насыщенности, яркости и правильно называть их {светло-зеленый, ярко-красный и т. п.). Формирование умения подбирать группы предметов,совпадающих по заданному признаку.

Музыкальное развитие

1. Формирование умения осознанно слушать музыку разного характера, запоминать ее, высказывать свои впечатления. Формирование желания слушать уже знакомую музыку и находить точные ее характеристики

2. Развитие музыкальных способностей, умения различать быструю и медленную, громкую и тихую музыку, высокое

низкое звучание, определять тембр детских музыкальных инструментов, точно воспроизводить несложный ритм.

3. Развитие умения петь выразительно, в едином темпе, брать дыхание по фразам, точно интонировать мелодии песен, чисто пропевать интервалы, постепенное движение мелодии вверх и вниз.

4. Совершенствование имеющихся музыкально-двигательных навыков. Закрепление умения выполнять знакомые танцевальные движения, двигаться ритмично соответственно характеру музыки. Формирование умения выразительно передавать игровой образ, использовать знакомые плясовые движения в свободной пляске.

5. Совершенствование умения подыгрывать на детских музыкальных инструментах простейшие мелодии, построенные на одном-двух звуках.

Формирование умения точно воспроизводить ритм.

Основные движения

Ходьба и бег. Совершенствование умений ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног; бегать легко, ритмично, отталкиваясь носком; ходить по прямой, по кругу, по границе зала, змейкой, между предметами, врассыпную; чередовать ходьбу с бегом, прыжками; менять направление и темп движения. Формирование умения ходить на пятках, бегать по наклонной доске вверх и вниз.

Ползание, лазание. Обучение ползанию на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, опираясь на колени и предплечья,

по гимнастической скамейке; перелезанию через бревно; переходу с одного пролета гимнастической стенки на другой вправо и влево.

Прыжки. Обучение прыжкам на одной ноге (правой и левой поочередно), прыжкам через 3—4 линии (расстояние между ними 30—40 см) поочередно; прыжкам с высоты (15—20 см), в длину с места (70 см).

Бросание, ловля, метание. Обучение бросанию мяча о землю и ловле его двумя руками (3—4 раза подряд), метанию предметов на дальность, в горизонтальную цель, в вертикальную цель. Обучение прокатыванию мячей и обручей между предметами, по узкой дорожке (ширина 20 см), выложенной шнурами, обозначенной линиями и др.

Ритмическая гимнастика. Формирование умения выполнять цикличные движения под музыку.

Общеразвивающие упражнения

Дальнейшее совершенствование умений выполнять движения для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног с предметами и без них.

Спортивные упражнения

Обучение скатыванию на санках с горки, подъему с санками на горку, торможению при спуске с горки; скольжению по ледяной дорожке с поддержкой.

Подвижные игры

Дальнейшее развитие двигательной активности, самостоятельности, творческих способностей в подвижных играх.

V. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование личного отношения к соблюдению и нарушению моральных норм поведения.

2. Формирование доброжелательного отношения к окружающим.

3. Формирование у мальчиков желания быть смелыми, сильными, справедливыми.

4. Формирование у девочек скромности, отзывчивости, чувства сострадания.

5. Формирование навыков бережного отношения к вещам.

VI. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование умения выполнять индивидуальные и коллективные поручения, договариваться о распределении работ, своевременном их выполнении.

2. Совершенствование навыков самообслуживания, аккуратности, опрятности. Формирование умения поддерживать порядок в групповом помещении, в раздевалке.

3. Совершенствование умения выполнять обязанности дежурных по столовой и в центре природы.

4. Привлечение к подкормке зимующих птиц.

Развитие словаря

1. Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам {весна, профессии,

первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние животные весной, перелетные птицы, насекомые, аквариумные

рыбки, родной город, правила дорожного движения, лето, полевые и луговые цветы) на базе восприятия и осмысленияобъектов окружающей действительности. Уточнениепонимания и постепенное введение в активный словарь названий

предметов и объектов ближайшего окружения {учитель, вран, воспитатель, школа, больница, переход, светофор, аквариум), названий растений и живых объектов {бегония, фиалка, мимоза, подснежник, мать-и-мачеха, птица, грач, скворец, ласточка, козленок, лисенок, медвежонок, жук, бабочка, пчела, шмель, муха, оса, рыбка, гуппи, меченосец), названийприродных явлений {весна, лето, проталинка, оттепель, сосулька,

солнце, небо, река, лес, поле, луг), названий действий {летать, плавать, ездить, ходить, таять, капать, цвести, расти, кормить, поить, чистить,ухаживать), признаков предметов {синий, голубой, теплый, весенний, летний).

2. Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий {профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние животные, перелетные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения, лето, полевые и луговые

цветы).

3. Закрепление правильного употребления всех частей речи, введенных в активный словарь.

4. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Обучение элементам грамоты

1.Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.

2. Закрепление знания пройденных гласных букв и умения читать слияния гласных.

3. Ознакомление с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

4. Упражнения в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, лепке из пластилина, «рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки.

5. Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.

6. Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, кот, мама, папа, пума, нота, Нина).

7. Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами.

8. Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

Сенсорное развитие

1. Совершенствование умения воспринимать предметы, их свойства, отношения, сравнивать предметы между собой и группировать их по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру).

2. Совершенствование умения обследовать предметы разными способами.

3. Совершенствовать глазомер в специальных упражнениях и играх.

Музыкальное развитие

1. Обогащение внутреннего мира детей в процессе слушания музыкальных произведений различного характера.

2. Развитие звуковысотного, тембрового, диатонического слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

3. Совершенствование умения петь легким звуком, чисто интонируя мелодию, передавая характер песни. Совершенствование умения петь с музыкальным сопровождением и без него. Закрепление умения самостоятельно начинать пение после вступления, петь согласованно, вместе начиная и заканчивая песню.

4. Совершенствование умения слаженно, ритмично играть в небольшом ансамбле простейшие мелодии, построенные на 1—2 звуках.

Подвижные игры

Дальнейшее развитие двигательной активности, самостоятельности, творческих способностей в подвижных играх.

V. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование критического отношения к своим поступкам и поступкам окружающих.

2. Формирование доброжелательных отношений между детьми.

3. Формирование «Я-образа», уверенности в том, что «меня любят».

VI. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование умения выполнять поручения, ответственно относиться к выполнению задания.

2. Совершенствование навыков самообслуживания, аккуратности, опрятности. Формирование умения поддерживать порядок в групповом помещении, в раздевалке.

3. Совершенствование умения выполнять обязанности дежурных по столовой и в центре природы.

4. Привлечение к работам в цветнике (посев семян, посадка рассады).

Логопед: Николаева Людмила Михайловна

Октябрь:1-я неделя — «Осень. Названия деревьев. Дикие животные осенью»;

2-я неделя — «Огород. Овощи. Домашние животные осенью»;

3-я неделя — «Сад. Фрукты»;

4-я неделя — «Лес. Грибы и лесные ягоды».

Ноябрь:1-я неделя — «Игрушки»;

2-я неделя — «Одежда»;

3-я неделя — «Обувь»;

4-я неделя — «Квартира. Мебель».

Декабрь:1-я неделя — «Кухня. Посуда»;

2-я неделя — «Зима. Зимующие птицы»;

3-я неделя — «Комнатные растения»;

4-я неделя — «Новогодний праздник».

Январь:1-я неделя — у детей зимние каникулы,

проводятся только индивидуальные занятия;

2-я неделя — «Домашние птицы»;

3-я неделя — «Домашние животные и их детеныши»;

4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши».

Февраль:1-я неделя — «Профессии. Продавец»;

2-я неделя — «Профессии. Почтальон»;

3-я неделя — «Транспорт»;

4-я неделя — «Профессии на транспорте».

Март:1-я неделя — «Весна»;

2-я неделя — «Мамин праздник. Профессии мам»;

3-я неделя — «Первые весенние цветы»;

4-я неделя — «Цветущие комнатные растения».

Апрель:1-я неделя — «Дикие животные весной»;

2-я неделя — «Домашние животные весной»;

3-я неделя — «Птицы прилетели»;

4-я неделя — «Насекомые».

Май: 1-я неделя — «Рыбки в аквариуме»;

2-я неделя — «Наш город. Моя улица»;

3-я неделя — «Правила дорожного движения»;

4-я неделя — «Лето. Цветы на лугу».

План-программа коррекционно-развивающей работы (средняя группа)

Наши рекомендации