Поддержка: генерализация во времени

Конечно, тяжело видеть, как исчезают навыки через несколько месяцев или лет, после окончания занятий. Мы столкнулись с подобной проблемой. После длительного обучения и реабилитации в течение двух лет, у некоторых детей с проблемами в развитии мы наблюдали обширную потерю навыков по окончании занятий. Мы восстанавливали обучающие программы на некоторое время и навыки «возвращались», тем не менее, мы замечали некоторые потери в течение трех последующих лет. Эта проблема долго изучалась нами ( Lovaas , Koegel , Simmons , & Long , 1973).

Ниже приведены этапы, которые помогут предотвратить проблему потери навыков и должны использоваться в обучающих программах. Начинать выстраивать такую «защиту» необходимо с начальных программ.

• Перевод из школы в другое общественное место должен быть незаметным и плавным . Другими словами, постарайтесь создать школьную атмосферу везде, где это возможно так, что бы ребенок не почувствовал сильной разницы, когда он не находится в школе. Лучший путь для этого – обучать родителей и других взрослых, находящихся с ребенком, определенным правилам поведения. У ребенка не должно быть освобождений от занятий или выходных. Обстановка в школе и дома не должна иметь сильных различий.

• Используйте редкие поощрения . Когда вы только на начальном этапе, награждайте ребенка за каждый правильный ответ; когда навык будет освоен, переходите на другую систему поощрений, например, можно поощрять каждый третий правильный ответ ребенка (можно выбрать наугад тот ответ, который будет поощряться). Определяйте по ребенку, когда можно изменить план поощрений. Чем лучше ребенок выполняет действие, тем реже могут быть поощрения. В конечном итоге, вы должны поощрять 1 раз за 10-20 правильных ответов (или еще меньше).

• Используйте поощрения, применимые в обычной жизни . Притворные, преувеличенные, или школьного типа поощрения, такие как оценка или токены, ребенок вряд ли обнаружит в не учебной обстановке, попытайтесь сделать поощрение более адекватным, как только это возможно.

• Обучайте функциональному поведению . Учите ребенка поведению (в части речи, игры, самообслуживания), которые поощряются в повседневной жизни. Некоторые интеллектуальные знания не дадут ребенку соответствующего поощрения, поэтому такие знания не могут быть использованы в качестве поддержки.

Поддержка изменяющегося поведения – основная часть генерализации. Поведение должно поддерживаться на том уровне, на котором ребенок не выделяет различия между школой и не школой (или клиникой, не клиникой), т.е. его поведение должно быть везде одинаково. Есть другая, менее изученная причина, по которой необходимо использовать поддержку. Это относится к хранению информации. Возможно, причина потери навыков связана с проблемами долгосрочной памяти. Взаимосвязь этих процессов сложно определить, т.к. относительно мало известно о долгосрочной памяти.

К началу

Запись прогресса обучения

Ниже мы рассмотрим варианты записи прогресса ребенка при выполнении различных программ. Вообще, мы отговариваем от такой регистрации, потому что она отнимает много времени, и о прогрессе можно судить по специальным заданиям, которые могут выполнять несколько наблюдателей. Если вы хотите вести такие записи, то начинайте, когда ребенок находится не в состоянии прогресса. Сколько времени необходимо заниматься, что бы решить, что у ребенка нет прогресса? Это зависит от задания, как интенсивно вы работаете с ребенком и т.д. Если вы занимались в течение недели несколько часов в день, а прогресса нет, начинайте записывать. Регистрация поможет вам определить «основание», по которому можно выбрать наиболее эффективные альтернативы. Вы можете выбрать формат записи попыток (испытаний) в течение всего дня. Помните, что начало любой попытки – это инструкция учителя (тераписта); также попытка включает в себя ответ (успешный или нет) ребенка, может включать в себя подсказку и последствия, такие как поощрение или наказание. Самая простая запись испытаний включает в себя инструкцию, которая была дана, и правильный или неправильный ответ ребенка. Образец листа записи – Таблица 13-1. Запись представляет собой простой цикл попыток (под номерами), на предъявляемые инструкции и в соответствующей колонке отмечается правильный ответ ребенка.

Вы можете сгруппировать данные по дате, вычислив среднее число правильных ответов на все попытки, данные в один день (сумма правильных ответов делится на число всех предоставленных попыток). Эта информация может быть выражена в графике, как показано на рис. 13-1. Каждый блок – один день, это позволит вам определить, например, реагирует ли ребенок на определенную инструкцию (День 3 и День 4, рис. 13-1), и проверить, есть ли успех или нет, при использовании разных методов обучения (с Дня 5 по День 9, рис.13-1).

При использовании этого вида графика, вы сможете определить, есть ли у ребенка прогресс, стоит ли он на месте или его поведение становится хуже. Это – основание, которое поможет выбрать вам новые пути обучения. Что включает в себя: 1) уменьшение помощи и «ожидание самостоятельного решения», 2) упрощение или иное изменение инструкции, 3) порицание неправильного ответа, и 4) использование разнообразных интересных видов обучения.

Если вы занимаетесь с ребенком в течение недели 1-2 часа в день, и он не имеет прогресса, если вы используете различные подходы в процессе обучения, но в течение 2-3 недель улучшение не наступает, то в этом случае, вы можете прекратить выполнение конкретных заданий и вернуться к ним через месяц. Иногда ребенок, а может и вы, может сильно измениться за этот промежуток времени так, что когда вы вернетесь к этим заданиям, ребенок с легкостью их выполнит.

Таблица 13-1. Простая запись пошаговых попыток в день

Имя ребенка: _________________________________________

Дата: ___________________________

Инструктор: __________________________________________

Поведение: ___________________________________________

Испытания Правильный ответ Испытания Правильный ответ Испытания Правильный ответ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Поддержка: генерализация во времени - student2.ru

Образец записи по дням занятий с выведенным средним показателем правильных ответов. День 3 и 4 показывает низкий средний показатель, указывает на то, что ребенок не усваивает представленный материал. На 5 День, попытки изменить ситуацию дают некоторый шаг к улучшению. Однако работу нельзя назвать хорошей; День 5 и 6 доказывают этот факт. На 7 День инструкция упрощена, и мы видим большое улучшение. Высокий средний показатель правильных ответов сохранился на 8 и 9 День, т.е. ребенок среагировал на новый метод.

Наши рекомендации