Сравнение одинаковых плоских предметов (картинок)
Вам будет гораздо проще учить ребенка сравнивать плоские предметы, если они соотносятся с теми объемными предметами, с которыми вы уже работали. Например, если вы учили ребенка сравнивать одинаковые чашки или ложки, вы можете попробовать учить его сравнивать одинаковые картинки, на которых изображены эти чашки и ложки.
Научить ребенка сравнивать картинки можно точно таким же способом, как мы делали это выше с объемными предметами. Когда вы сравниваете картинки, попросите ребенка расположить картинку, которую он держит поверх такой же точно картинки, лежащей на столе.
Вам надо наклеить картинки из журналов на кусочки картона или на тонкие листы от коробок, чтобы ребенку было проще взять их в руки. Если вы вырезаете картинки из журналов, то у вас могут возникнуть с ними определенные проблемы. Вам придется закрыть или обрезать рамку картинки. Во многих случаях рамка затрудняет сравнение, потому что ребенок отвлекается на нее и не обращает внимание на саму картинку. Похожая проблема может возникнуть и с формой картинки; постарайтесь вырезать все картинки одинаковой формы (либо все круглые, либо прямоугольные и т.п.) для того, чтобы ребенок не отвлекался на форму, а смотрел только на саму картинку.
Вы можете обнаружить, что часть картинок расположены по вертикали, а часть – по горизонтали. Не используйте картинки с разной ориентацией до тех пор, пока ребенок не начнет более уверенно сравнивать. К этому моменту вы уже сможете показать ребенку разные отвлекающие особенности (рамки, различные размеры или формы), поскольку ребенок уже более или менее научился концетрировать внимание на существенных особенностях.
Таблица 9-1 Схема шагов сравнения
N | Шаги сравнения | Предмет | |
Предмет, данный ребенку | На столе | ||
Первая пара | A ' | A | |
Вторая пара | B' | неизменное положение А и В | |
Случайный выбор предметов | A' и B' | неизменное положение А и В | |
Случайные позиции | смешанные A' и B' | смешанные A и B | |
Три пары | смешанные A', B' и C' | мешанные A, B и C |
К началу
Сравнение объемных предметов с идентичными плоскими
Для этого упражнения вам понадобятся предмет и его изображение. Положите картинку на стол и дайте ребенку один из соответствующих объемных предметов, чтобы он смог положить предмет поверх картинки, на которой изображен этот предмет. В дополнение вы можете произнести такие команды: “Положи (предмет) на такой же точно (предмет)”, например: “Положи ботинки к ботинкам”.
В начале этой серии упражнений ваш ребенок должен быть способен визуально различать объемные предметы и их плоское изображение; в противном случае он никогда не сможет закончить два предыдущих задания. К слову сказать, соотнести объемный предмет и его изображение – непростая задача для ребенка; обычно это трудная задача и для маленьких детей без отставания в развитии. Тем не менее, сравнение предметов их их изображений – основа образовательного процесса, поэтому очень важно научить этому ребенка. Продолжайте упражнения точно так же, как в вышеописанном тренинге.
К началу
Сравнение предметов по классам
В этой серии упражнений вы научите ребенка основным приемам сравнения похожих, но не идентичных предметов. Например, вы объясните ребенку сравнительно простую концепцию, что различные виды обуви объединяются вместе, хотя они и отличаются друг от друга по внешнему виду. Позже вы сможете научить его сравнивать более сложные предметы, которые сильнее отличаются друг от друга по размеру и форме, как например, одежда, еда и животные.
В самом начале вам надо познакомить ребенка с группами предметов, которые лишь слегка отличаются друг от друга. Например, если ребенок научится сравнивать одинаковые коричневые ботинки, вы должны научить его сравнивать коричневые ботинка с черными, красными или полосатыми ботинками. Поставьте предмет, с которым вы собираетесь работать, на стол рядом с предметами других классов, и приступайте к тренингу, как было описано выше. С каждой новой попыткой, в которой вы используете этот предмет, давайте ребенку разные версии этого предмета. Постепенно “растягивайте” понятие класс, включая в него множество разных предметов, которые формируют этот класс.
К началу