ВР.В. Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно

В Сначала ребенок узнает, как называются окружающие его предметы. Показать нам, что он знает их названия, малыш может, выбрав по нашей просьбе из нескольких предметов те, которые мы ему назвали.

После этого он начнет учиться отбирать предметы по функциональному признаку, подбирать предметы, соответствующие тому или иному понятию: "животные", "пища" и т.д.

Для того, чтобы успешно овладеть данной группой умений, малышу не нужно уметь говорить, так как показать, что он знает, как называются окружающие его вещи, он может без слов - выбрав то, что нужно или рассортировав предложенные ему вещи определенным образом. Конечно, когда мы учим ребенка называниям предметов, мы помогаем ему учиться говорить - ведь прежде, чем сказать что-то о том или ином предмете, он должен знать как этот предмет называется. Если ваш ребенок уже говорит, можно просить его называть то, что он выбирает.

Когда вы будете готовиться к занятиям, берите для них те предметы, которые ребенку интересны, те, о которых, на ваш взгляд, ему чуть позже захочется поговорить.

Занимаясь данной группой умений, вы одновременно будете работать и над какими-то умениями, относящимися к другим группам. Тут, в зависимости от времени, которым вы располагаете, можно либо чередовать группы, либо в одно и то же время решать по одной задаче из каждой группы.

Ниже мы приводим перечень всех умений данной группы.

От 12 до 15 месяцев

20. Из двух предметов выбирает тот, который ему

называют.

От 15 до 18 месяцев

23. Указывает на отдаленный предмет, видный из

растворенной двери.

24. Из трех предметов выбирает тот, который ему называют.

25. Указывает на одну часть тела, которую ему называют.

От 18 месяцев до 2 лет

31. Указывает на четыре части тела, которые ему называют.

32. Из четырех предметов выбирает тот, который ему называют.

33. Выбирает три предмета одежды, которые ему называют.

34. Из двух картинок выбирает ту, которую ему называют.

35. Из четырех картинок выбирает ту, которую ему называют.

36. Указывает на семь частей тела, которые ему называют.

От 2 до 3 лет

43. Указывает на десять частей тела, которые ему называют.

44. В ответ на вопрос: "Где ...?" показывает на себя.

45. Из девяти картинок выбирает ту, которую ему называют.

46. Из четырех предметов выбирает два в соответствии с

функциональными признаками, которые ему называют.

47. Из шести предметов выбирает четыре в соответствии с

функциональными признаками, которые ему называют.

48. Из шести предметов выбирает шесть в соответствии с

функциональными признаками, которые ему называют.

49. Из пяти представленных ему различных кушаний указывает

три, о которых его спрашивают.

50. Из пяти представленных ему различных животных указывает

трех, о которых его спрашивают.

51. Из пяти представленных ему предметов мебели указывает

три, о которых его спрашивают.

52. Выполняет просьбу: "Дай мне ...и ...!"" выбирая два

предмета из четырех.

53. Выполняет просьбу: "Дай мне ...и ...!"" выбирая два

предмета из тех, что находятся в комнате.

От 3 до 4 лет

67. Указывает на 13 частей тела.

68. Указывает на 16 частей тела.

69. Если на картинке изображены мальчик и девочка, указывает

на того, о ком спрашивают.

70. Если на картинке изображены мужчина и женщина, указывает

на того, о ком спрашивают.

71. Отбирает предметы, относящиеся к понятию "пища".

72. Отбирает предметы, относящиеся к понятию "животные".

73. Отбирает предметы, относящиеся к понятию "одежда"

74. Отбирает предметы, относящиеся к понятию "мебель".

ВР.В.20. Из двух предметов выбирает тот, который ему

называют.

Ребенок, выбирая из двух знакомых предметов тот, который ему называют, показывает, что он знает, как называются эти предметы.

Прежде, чем приступить к занятиям, научите малыша отвечать на просьбу "дай!" и "покажи!" (параграфы ВР.Б.21 и 22).

Отбирая предметы для занятий и оценки, учтите интересы ребенка: возьмите те вещи, о которых, на ваш взгляд, со временем ему захочется поговорить. Кроме того, старайтесь выбрать игрушки, в равной степени интересные ему. В противном случае, даже если малыш знает, что вы сказали "ложка", у него будет искушение потянуться к любимому зайчику.

Ниже мы расскажем о том, как оценивать данное умение и как заниматься с ребенком. Здесь хотелось бы посоветовать следующее: как только ваш малыш научится выбирать один предмет из первой пары, приступайте к следующей паре. То умение, о котором мы говорим, чрезвычайно важно, и овладеть им - значит выйти на новый рубеж; оно открывает дверь в совершенно иную сферу умений. Поэтому прежде, чем вы не убедитесь в его прочном усвоении, не следует браться за следующую задачу и расширять круг предлагаемых ребенку предметов.

Как оценить

Материалы: Две знакомые игрушки (учтите приведенное выше замечание).

Способ: Сядьте напротив малыша, когда он сидит на своем высоком стульчике или за столом, и скажите: "Посмотри, вот у меня ... и ...". Дайте ему время посмотреть на каждую игрушку. Теперь попросите: "Покажи пальчиком на ...!" или "Возьми ...!" или "Дай мне ...!" (обратитесь так, как вам удобнее).

Сделайте пять попыток - по две на каждую игрушку и одну попытку - дополнительную. Время от времени меняйте взаимное расположение игрушек.

Результат положительный, если в четырех случаях из пяти ребенок указывает на названный вами предмет (в двух случаях на один и в двух - на другой).

Как учить

Сядьте напротив вашего малыша, как указано выше.

Укажите ему по очереди на каждую игрушку и назовите их. Затем попросите ребенка посмотреть на вас. Это очень важно, так как не сконцентрировав свое внимание на вас, он не сможет прореагировать на ваши слова.

После того, как вы показали ребенку игрушки, спрячьте их на время у вас на коленях.

Когда он посмотрит на вас, скажите: "Покажи на ...!" (или используйте другую формулировку) и верните игрушки в поле зрения малыша.

Если он потянется к обеим игрушкам сразу, отодвиньте их так, чтобы они оказались вне пределов его досягаемости и повторите вашу просьбу.

Если ребенок потянется к нужной игрушке, пододвиньте ее к нему так, чтобы он мог указать на нее или взять ее в руки. Поздравьте его от всей души: "Умница, ты нашел (нашла) ... Вот ...!"

Если малыш потянется не к той игрушке или вообще не ответит на вашу просьбу, отодвиньте немного "неправильную" игрушку, а "правильную" слегка выдвиньте вперед так, чтобы она оказалась на первом плане. Если после этого ребенок возьмет ту игрушку, которую вы назвали, вручите ему приз и повторите упражнение.

В том случае, если малыш все-таки колеблется, не зная, как ему поступить, вернитесь к самому началу упражнения и постарайтесь теперь разглядывать и называть каждую игрушку подольше. Повторите вашу просьбу и, если потребуется, подведите руку малыша к той игрушке, которую вы назвали.

Продолжайте работать до тех пор, пока ребенок три занятия подряд не будет брать нужную игрушку в четырех случаях из пяти. Прежде, чем вы начнете предлагать ему на выбор более двух игрушек, убедитесь в том, что он полностью освоил то умение, о котором мы здесь говорим.

Игровое время и участие в работе по дому.

Когда вы играете с малышом в промежутках между занятиями, старайтесь включить в игру те игрушки, которые вы отобрали для работы над данным умением. Больше говорите о них. Играйте в прятки, пряча игрушки под коврик или под перевернутую коробку и спрашивайте: "Где ...? Вот она, ты нашел ...!"

Подумайте заранее о других предметах, из которых можно было бы составить следующую пару для отработки этого умения, и выбрав, почаще называйте их.

Закрепление и развитие умения.

Непосредственное развитие данного умения предусмотрено параграфом ВР.В.24, однако прежде, чем приступить к нему, мы советуем вам еще раз вернуться к параграфу ВР.В.20 и позаниматься с другой парой предметов.

ВР.В.23. Указывает на отдаленный предмет, видный из

растворенной двери.

Теперь попросим ребенка указать на что-нибудь далекое, до чего он не может дотянуться.

Как оценить

Способ: Глядя с малышом в раскрытую дверь или в окно, попросите его указать на какой-нибудь отдаленный предмет: на самолет, дерево или машину. Выберите удобное для ребенка направление и скажите: "Где самолет? Покажи пальчиком!" или "Покажи мне дерево!", или "Где машина?".

Результат положительный, если малыш сможет указать хотя бы на один отдаленный предмет.

Как учить

Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы обратить внимание ребенка на какой-нибудь интересный далекий предмет. Убедитесь, что есть несколько предметов, к которым вы в своих разговорах и наблюдениях возвращаетесь настолько часто, что их названия ребенку должны быть знакомы.

На первых порах при необходимости помогайте малышу.

Игровое время и участие в работе по дому.

Для практики хороши поездки на машине, когда малыш смотрит в окно. Придумайте игры, в которых могли бы участвовать и другие члены семьи.

Дома привлеките внимание малыша к зажженным люстрам (они часто завораживают маленьких детей), к подвесным игрушкам в детской и картинкам на стенах.

Закрепление и развитие умения.

Закреплять и развивать это умение нетрудно - нужно только указывать ребенку на все, что его окружает, а это скоро прочно войдет у вас в привычку!

ВР.В.24. Из трех предметов выбирает тот, который ему называют.

Это умение аналогично тому, над которым вы работали раньше (параграф ВР.В.20).

Оценивать следует так же, как в параграфе ВР.В.20,

только теперь вы предлагаете ребенку три предмета или игрушки.

Так же, как и в первом случае, мы советуем вам повторять это упражнение: как только ребенок справиться с первым набором предметов, замените его новым.

Непосредственное развитие данного умения предполагает параграф ВР.В.32.

ВР.В.25. Указывает на одну часть тела, которую ему называют.

Когда ваш ребенок освоит все умения данной группы, он сможет показать 16 частей человеческого тела. Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР) поможет вам соотнести количество частей тела, которые должен знать малыш, с его возрастом (уровнем развития), но эти соотношения не должны восприниматься вами как железное правило. Легче и естественнее всего учить малыша узнавать части тела по очереди, представляя ему каждую из них тогда, когда предыдущую он уже научился находить.

Учите ребенка в обычных повседневных ситуациях. Нет смысла пять раз подряд сажать его на стульчик и просить показывать на себя! Занимайтесь в ванной комнате, во время одевания, во время игры. Если вы с малышом проходите мимо зеркала, остановитесь на минутку и попытайтесь найти те или иные части тела. Включите в занятия кукол, мягкие игрушки, картинки. Не забывайте об основных правилах:

* Нужно сформулировать для себя задачи и стараться в быту акцентировать внимание на соответствующих частях тела.

* Не следует все время самим показывать части тела - пусть их вам показывает ребенок.

Последовательность, в которой вы будете знакомить малыша с частями тела, выбирайте сами. В числе первых ребенок обычно узнает волосы, рот и руку (кисть); в числе последних - предплечье и плечо, ногу, спину; где-то в середине - нос, пальцы на руках, глаза, уши, пальцы на ногах, подбородок, зубы, язык, живот и колено. Следуйте за ребенком, наблюдайте, к каким частям собственного или чужого тела он проявляет интерес.

Как оценить

Способ: Выберите ту часть тела, с которой, по вашему мнению, малыш более всего склонен познакомиться. Спросите: "Где твоя ...?". Сделайте три попытки. Затем можно спросить и о других частях тела, каждый раз делая три попытки.

Результат положительный, если ребенок указывает на ту часть тела, о которой вы его спросили, по меньшей мере, в двух случаях из трех.

Заметим, что если малыш знает уже четыре части тела, включая ту первую, о которой мы говорили, то можно оценить положительно умение ВР.В.31, а если он обнаружит знание семи частей тела, то и умение ВР.В.36 и т.д.

ВР.В.31. Указывает на четыре части тела, которые ему называют.

Выберите четыре части тела, включая ту, которой вы занимались в предыдущем параграфе (ВР.В.25), и начинайте работать и оценивать это умение так, как предложено в этом параграфе.

ВР.В.32. Из четырех предметов выбирает тот, который ему называют.

Теперь ваш малыш должен научиться выбирать из четырех предложенных предметов тот, который вы называете.

Способ оценки аналогичен указанному в параграфе ВР.В.20, но здесь вы уже будете предлагать четыре предмета и на каждый давать по три попытки. Для того, чтобы результат был положительным, ребенок должен каждый из четырех предметов выбрать правильно в двух случаях из трех.

Учите малыша так, как предложено в параграфе ВР.В.20, но теперь для занятий выбирайте четыре знакомых ребенку предмета или игрушки.

Когда он научится успешно справляться с первым набором предметов, начните варьировать наборы так, чтобы в них в разных комбинациях оказывались все знакомые малышу предметы.

Немного позже ваш ребенок перейдет к другим видам деятельности - подбору и сортировке предметов, но все же время от времени возвращайтесь к тому, чем мы только что занимались, чтобы он не забывал этого.

ВР.В.33. Выбирает три предмета одежды, которые ему называют.

Теперь малыш будет выбирать вещи, с которыми он сталкивается каждый день - это предметы его собственной одежды.

Значение этих занятий, помимо основного, заключается в том, что они могут послужить примером использования знакомых ребенку вещей для развития умения выбирать нужное из нескольких предметов. То же самое можно делать во время еды, купания и т.д. Если ребенок будет знать, как называются знакомые ему предметы, он будет активнее участвовать в повседневных делах, а это поможет ему научиться говорить - ведь ему, естественно, захочется обсудить все, что с ним происходит.

Как оценить

Материалы: Несколько (минимум, четыре) предметов детской одежды.

Способ: Данное умение можно оценивать в условиях, когда вещи лежат на столе, но лучше делать это в естественной обстановке. Утром, одевая малыша, разложите его одежду на кроватке (или на чем-нибудь еще) и попросите его выбрать нужные вещи - одну за другой, в той последовательности, в которой они ему действительно требуются.

Результат положительный, если ребенок правильно выберет хотя бы три названных вами предмета одежды.

Как учить

Практиковаться нужно следующим образом. Принимаясь за тот или иной предмет одежды, называйте его малышу и давайте ему возможность выбрать этот предмет самостоятельно. Можно помочь ему сделать выбор точно так же, как вы помогали раньше, во время отработки первых умений такого рода. Предложенные ранее методы применимы как в игровых и бытовых, ситуациях так и в условиях специальных занятий.

Закрепление и развитие умения.

Дома можно найти массу подходящих ситуаций для практики и развития умений, связанных с операцией выбора. Предлагайте малышу выбирать какие-нибудь вещи из большего числа предметов, например, попросите его найти нужную вещь в корзине для чистого белья или в ящике комода. Можно попросить его принести вам что-нибудь из другой комнаты. Немного позже вы уже сможете включать в ваши просьбы такие абстрактные понятия, как цвет и т. д.

ВР.В.34. Из двух картинок выбирает ту, которую ему называют.

Может случиться, что с картинками у ребенка дело пойдет хуже, чем с предметами. С картинками малыш вряд ли знаком так же хорошо, как он был знаком с предметами, когда вы занимались первыми умениями данного раздела. Картинки он не может держать так, как держал предметы - ведь они не столь "реальны" и конкретны, как другие элементы окружающего его мира.

Значение умения узнавать и отбирать картинки состоит не только в том, что оно делает зрительный ряд более разнообразным, что необходимо для усвоения умений следующей ступени, но и в том, что оно расширяет круг игр и обогащает опыт восприятия окружающего мира.

Прежде, чем приступить к оценке и к занятиям, нужно подумать об учебных материалах. Здесь хочется дать несколько советов.

* Выбирайте картинки, на которых изображены знакомые малышу предметы. Это поможет ему понять связь между картинкой и предметом (см. замечание к параграфу ТМ.1.77).

* Старайтесь работать с достаточно крупными картинками (не менее 10 квадратных сантиметров), которые ребенок легко сможет держать. Если вы наклеите картинки на картон и покроете их сверху прозрачной пленкой, вы до некоторой степени предохраните их от шаловливых детских ручек.

* Выбирайте только реалистические картинки. Можно использовать и фотографии, однако лучше всего - четкие, реалистические цветные книжные иллюстрации.

* Не забывайте, что вам придется менять учебные материалы. Может быть пока вы сможете обойтись лишь несколькими картинками, однако скоро вам понадобятся не менее 10.

Что-нибудь можно нарисовать и самим; можно вырезать иллюстрации из журнала и наклеить их на картон. Для нашей задачи очень хороши картинки из книжек Божьей коровки Ladybird Picture Books серии 704. Эти книги недороги, в них много иллюстраций, и их можно найти во многих газетных киосках и книжных магазинах. Начать можно с первой книжки этой серии - Ladybird First Picture Book. Педагоги Центра Маккуэри разбирают книжки по страничкам, наклеивают странички на картон и сверху покрывают прозрачной пленкой.

Вторые экземпляры этих книжек не трогают, чтобы дети могли рассматривать их иллюстрации, учиться указывать на них и говорить.

Для оценки и первых уроков выберите две картинки, на которых изображены хорошо знакомые малышу предметы, может быть, именно те предметы, с которыми он знакомился на предыдущих занятиях.

Как оценить

Материалы: Две картинки, на которых изображены знакомые малышу предметы.

Способ: Положите картинки перед ребенком на стол или подержите их перед ним в руках так, чтобы он мог до них дотянуться. Скажите: "Покажи на ...!" (или "Возьми!" или "Дай!"). О каждой картинке спрашивайте три раза. Время от времени меняйте их местами.

Результат положительный, если ребенок каждую картинку выберет правильно два раза.

Как учить

Учить ребенка нужно точно так же, как вы учили его выбирать из двух предметов один (см. параграф ВР.В.20).

Игровое время и участие в работе по дому.

Рассматривать книжки и картинки полезно всегда, но особенно важно при отработке умения, о котором мы говорим. Поищите книжки с большими ясными иллюстрациями, причем хорошо, если на одной страничке будут 1-2 картинки. Для отработки умения выбирать нужную картинку можно использовать книжки с двумя картинками на развороте.

Закрепление и развитие умения

Здесь, как же как и при работе с предметами, нужно тренироваться не с одной парой картинок. Как только малыш научится выбирать нужную картинку из первой пары, замените эту пару другой.

Развитию этого умения посвящен параграф ВР.В.35. Там ребенок будет учиться выбирать одну картинку из четырех. Возможно, вам покажется полезным ввести промежуточную ступеньку - умение выбирать из трех картинок.

ВР.В.35. Из четырех картинок выбирает ту, которую ему называют.

Теперь вы можете предложить малышу на выбор больше картинок (как раньше мы увеличивали число предметов) и помочь ему научиться выбирать из них то, что нужно.

Оценивать это умение и заниматься с ребенком следует так, как указано в параграфе ВР.В.34, только теперь уже вы будете показывать четыре картинки.

Когда малыш научится справляться с первыми четырьмя картинками, повторите упражнение с другими картинками.

Попробуйте найти такие книжки, где на развороте было бы по три или четыре картинки, и попросите ребенка указать на одну из них. Другой вариант - наклеить четыре картинки на один лист картона. Это шаг к одному из следующих умений данного раздела, о котором речь пойдет в параграфе ВР.В.45 (там предполагается, что картинки будут разложены на столе).

ВР.В.36. Указывает на семь частей тела, которые ему называют.

Выберите любые семь частей тела, включая те четыре, с которыми малыш познакомился раньше. Оценивать это умение и

заниматься следует так, как указано в параграфе ВР.В. 25.

ВР.В.43. Указывает на десять частей тела, которые ему называют.

Выберите любые десять частей тела, включая те семь, с которыми малыш познакомился раньше. Оценивать это умение

и заниматься следует так, как указано в параграфе ВР.В. 25.

ВР.В.44. В ответ на вопрос: "Где ...?" показывает на себя.

Еще в младенчестве ребенок начинает реагировать на звук своего имени. Однако способность указывать на себя в ответ на вопрос: "Где ...?" приходит значительно позже. Сначала для малыша имя служит сигналом, означающим, что требуется его внимание, что происходит что-то, касающееся и его. Такое восприятие своего имени и восприятие самого себя как отдельного существа, отличающегося от других именем, - совершенно разные вещи. Психологи утверждают, что совсем маленькие дети не ощущают четкой границы между "собой" и "другими", как это чувствуют взрослые.

Так или иначе, если вы обращали внимание малыша на имена - его или других людей, он мог овладеть умением, о котором мы говорим, уже на раннем уровне развития. В параграфе ВР.В.19 мы рассказали об игре, помогающей ребенку научиться прислушиваться к именам и находить названного человека.

Как оценить

Способ: Выберите момент, когда кроме вас и малыша есть кто-нибудь еще и скажите: "Где ...?". Называйте имена всех присутствующих, включив имя малыша три раза.

Результат положительный, если, минимум, два раза из трех ребенок укажет на себя.

Как учить

Вопрос "Где ...?" можно задавать ребенку всегда и везде. Нет нужды заниматься этим в специально отведенное время.

Если малыш не отвечает, возьмите его за руку и помогите указать на себя - "Вот Кили!".

Если ваш ребенок посещает прогулочную или игровую группу, занятия с детьми могли бы каждый раз начинаться с игры-переклички, вроде:

Где, о где малышка Кили?

Кто нам скажет, где она?

"Вот тут Кили. Вот она!"

Закрепление и развитие умения

Можно развивать данное умение следующими способами:

* Попробуйте сыграть в вышеописанную игру перед зеркалом,

* Есть ли в комнате малыша зеркало, в которое он мог бы смотреться?

* Напишите имя ребенка на его рисунках и поделках: "Это картина Кили. Это твоя. Эту красивую картину нарисовала ты!"

ВР.В.45. Из девяти картинок выбирает ту, которую ему называют.

Этот параграф посвящен развитию умения выбирать из нескольких картинок ту, о которой спрашивают.

Здесь ребенок учится просматривать всю страницу, взвешивать и отбрасывать много непригодных картинок, пока не найдет ту, которая нужна. Это умение поможет ему получать удовольствие от книжек с картинками, организованных более сложно, а позже он будет использовать это умение для чтения.

Проблема учебных материалов легко разрешится, если у вас есть карты лото с девятью картинками, на которых изображены знакомые малышу предметы (см. ТМ.Ж.106). Можно сделать иначе: разделить квадратный лист картона (площадью примерно 20 квадратных сантиметров) на девять маленьких квадратов и в каждом из них нарисовать картинку. Кроме того, в книжке с картинками можно найти страницу с изображением множества различных предметов. Последний вариант полезен для предварительной оценки, позволяющей определить, нуждается ли ребенок в учебных материалах с более четко выраженной структурой.

Как оценить

Материалы: Смотри вводную часть данного параграфа.

Способ: Положите карту лото на стол и дайте ребенку возможность оглядеть ее. Затем скажите: "Укажи на ...!" То же проделайте по отношению ко всем остальным картинкам.

Результат положительный, если ребенок правильно найдет хотя бы шесть из девяти картинок.

Как учить

Если ребенок научился выбирать одну картинку из четырех (параграф ВР.В.35), а выбрать то, что нужно, из девяти картинок не может, попробуйте увеличивать число предлагаемых картинок постепенно. Пусть вашей первой задачей будет "Выбор из пяти картинок", затем "Выбор из шести", "Выбор из семи" и так далее. Количество промежуточных ступенек определяйте сами, исходя из возможностей ребенка.

Для промежуточных ступенек подойдут самодельные пособия. Наверняка малышу нравятся ваши рисунки, даже если вам они кажутся плохими, но если вам не хочется рисовать, в газетных киосках или писчебумажных магазинах можно поискать подходящие наклейки и переводные картинки.

Игровое время и участие в работе по дому

Просмотрите детские книжки и постарайтесь найти такие, которые подошли бы к отработке тех умений, которыми вы сейчас занимаетесь. Может быть, малышу понравится вместе с вами готовить стол с картинками, рисовать картинки для своих же занятий, а затем выбирать из них то, что вы назовете.

Закрепление и развитие умения

Когда вы вместе с ребенком будете рассматривать книжки с картинками, у вас появится масса возможностей для практики и совершенствования.

ВР.В.46. Из четырех предметов выбирает два в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют.

Теперь уже ваш ребенок может учиться выбирать предметы не по названиям, а по назначению. Направленные на это занятия помогут малышу понять связь между предметами и словами, обозначающими действия. Они, кроме того, научат ребенка выполнять самые разные указания, и из длинного и сложного предложения выделять наиболее важные слова. Педагоги Центра Маккуэри убедились в том, что многие дети обожают эти занятия, поскольку во время них дети не только слышат много интересного, но и что-то интересное делают.

Для того, чтобы выделить маленькие ступеньки, по которым ребенок будет продвигаться к успеху, в Перечне умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР) это задание разбито на три. Сначала положительным считается результат, когда малыш правильно отбирает два предмета из четырех представленных; следующий плюс ему ставится за умение отбирать четыре предмета из шести, и еще один - за умение

правильно выбирать все шесть. К трем параграфам данного раздела: ВР.В.46, 47 и 48 можно относиться как к звеньям одной цепи.

Для нашей задачи годятся любые предметы, которые можно описать с функциональной точки зрения. Мы предлагаем вам несколько таких предметов и показываем, какие вопросы можно задать к каждому из них.

* Ложка - "Чем мы едим?"

* Чашка - "Из чего мы пьем?"

* Мяч - "Что мы бросаем (ловим или ударяем)?"

* Книга - "Что мы читаем?"

* Нож (или ножницы) -"Чем мы режем?"

* Носок (или ботинок) - Что мы надеваем на ногу? (Во

что мы обуваемся?"

* Кисть для красок - "Чем мы раскрашиваем?"

* Зубная щетка - "Чем мы чисти зубы?"

* Шапка - "Что мы надеваем на голову?"

* Свисток (дудочка) - "Во что мы дуем?"

Выберите то, с чем знаком ваш ребенок или то, с чем, на ваш взгляд, ему стоит познакомиться. Для оценки можно использовать и картинки, но для занятий лучше всего настоящие предметы или их игрушечные копии.

Как оценить

Материалы: Четыре знакомых ребенку предмета, имеющих определенное назначение.

Способ: Положите предметы перед ребенком на стол. Если хотите, назовите их.

Спросите (как указано выше) о каждом из предметов: "Что мы ...?" или "Чем мы ...?". Если малыш выберет какой-то предмет правильно, то для того, чтобы быть уверенными, что он не угадал случайно, а сознательно выбрал этот предмет, спустя несколько минут проверьте его снова.

Результат положительный, если ребенок сумеет правильно выбрать хотя бы два предмета при условии, что на каждый вы дадите по две попытки. Если малыш сможет выбрать больше двух предметов, попробуйте протестировать его так, как указано в следующем (ВР.В.47) параграфе.

Как учить

В начале каждого урока и вообще при любом удобном случае показывайте ребенку, как используются выбранные вами

предметы, и рассказывайте о них. Пусть малыш, в свою очередь, тоже попробует применить эти предметы по назначению.

Помогайте ему на первых порах выбирать то, что нужно так, как вы это делали раньше (см. параграф ВР.В.20).

Иногда приходится уменьшать число предлагаемых ребенку предметов. Можно для начала взять только два, а затем постепенно увеличить их число.

Игровое время и участие в работе по дому.

Использовать свободное от занятий время не менее важно, чем заниматься специально. Когда вы собираетесь взять тот или иной функциональный предмет, всегда старайтесь сказать ребенку не только, что это такое, но и что с этим делают. Особое внимание обращайте на те предметы, которые вы выбрали для занятий. Иногда бывает полезно к игрушкам ребенка добавить и предметы, аналогичные тем, которые вы выбрали. Малышу следует показывать разные варианты функциональных предметов - он должен знать, что для питья используются все чашки; большие, и маленькие, красные и синие, стеклянные и пластмассовые, простые и фигурные.

Закрепление и развитие умения

Как только ребенок научится правильно определять хотя бы два предмета из четырех, можно расширить круг предметов до шести, Это уже будет непосредственной подготовкой к следующей ступеньке.

ВР.В.47. Из шести предметов выбирает четыре в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют.

ВР.В.48. Из шести предметов выбирает шесть в соответствии с функциональными признаками, которые ему называют.

Эти два параграфа посвящены развитию умения ВР.В.46.

Здесь ребенку предлагается на выбор шесть предметов. Способ оценки такой же, как в параграфе ВР.В.46.

* В параграфе ВР.В.47 результат считается положительным, если ребенок из шести предметов правильно определит четыре или пять.

* В параграфе ВР.В.48 результат считается положительным, если ребенок правильно определит все шесть предметов.

Занимайтесь так, как предложено в параграфе ВР.В.46, давая малышу на выбор шесть предметов.

Когда ребенок научится находить шесть предметов по их функциональному признаку, то проводить отдельные уроки с другим набором предметов, может быть, уже не стоит. Тем не менее, продолжайте вводить в ваши повседневные занятия новые предметы и периодически проверяйте, сможет ли малыш выбрать их из группы других, если вы опишите функциональные признаки этих предметов.

Такая работа, помимо того, о чем мы говорим, положительно сказывается и на развитии навыков разговорной речи - на освоении ребенком слов и фраз, обозначающих действия.

Когда ребенок научится произносить необходимые слова и фразы, обозначающие действия, то в ответ на ваш вопрос: "Что ты делаешь с ...?". он сумеет сказать вам, как используется тот или иной предмет,

ВР.В.49. Из пяти представленных ему различных кушаний указывает три, о которых его спрашивают.

ВР.В.50. Из пяти представленных ему различных животных указывает трех, о которых его спрашивают.

ВР.В.51. Из пяти представленных ему предметов мебели указывает три, о которых его спрашивают.

Хотя эти три умения оцениваются по-отдельности (заниматься ими тоже нужно по-отдельности), в них много общего, и поэтому мы рассмотрим их вместе.

У маленьких детей, которые учатся говорить, часто наблюдается тенденция сводить к одному понятию все предметы, имеющие какой-нибудь общий признак. В самом деле, многие из нас встречали детей, для которых все четвероногие животные - "собачки", все фрукты - "яблоки" и т.д. Однако, на том этапе развития, о котором мы говорим, детям уже пора начинать различать "одинаковые - но - разные" предметы. Учебными материалами могут служить сами предметы, о которых вы будете говорить ребенку (тогда, когда это возможно), реалистические игрушки и картинки.

Для занятий с продуктами питания выберите пять знакомых ребенку кушаний. Не следует включать в их число то, что малышу дают в особых случаях, например, "сладкую вату" или мороженое, поскольку эти лакомства могут вовсе не ассоциироваться у него с пищей!

Для занятий с животными выберите пять четвероногих животных, таких как лошадь, корова, собака, свинья и кошка.

Для занятий с предметами мебели выберите что-нибудь знакомое ребенку, например, кровать, стул, стол, шкаф и телевизор.

Как оценить

Занятия можно проводить так же, как раньше, когда малыш учился выбирать из нескольких предметов тот, который ему называют (см. параграф ВР.В.20).

Во многих случаях, а именно тогда, когда вы при каждом удобном случае старались сказать ребенку, как называется тот или иной предмет, специальные занятия не требуются.

Игровое время и участие в работе по дому.

Даже если малыш получил положительные оценки, вам все же не стоит оставлять своих усилий по пополнению его словарного запаса и стремления насытить этот словарный запас деталями. Даже если ребенок еще не говорит, нужно, чтобы он понимал больше слов. Старайтесь в своей речи употреблять наряду с уже знакомыми ребенку словами, менее знакомые: "Посмотри на всех этих животных! Здесь свинки, лошадки, коровы и овечка". Или: "Я стираю пыль с мебели. Сначала со стола, а сейчас - с пианино. А ты сотри пыль с журнального столика!" и т.д.

Сделайте так, чтобы у ребенка была возможность показать вам, что он понимает, о чем вы говорите - пусть он отбирает нужные предметы, выполняет простые указания.

Закрепление и развитие умения

Следует заниматься и другими категориями предметов. Знакомьте ребенка с частями, из которых состоят растения, с птицами (утка, курица и т.д.), с деталями дома (пол, стена, крыша и т.д.) и насекомыми. Можно обращать внимание малыша и на другие категории предметов - те, которые в жизни и работе вашей семьи играют важную роль.

К данному умению мы вернемся несколько позже, в параграфах ВР.В,71-74.

ВР.В.52. Выполняет просьбу: "Дай мне ...и ...!"" выбирая два предмета из четырех.

В этой просьбе самым важным является слово "и". Если раньше вы называли только один предмет, то теперь вы будете называть два, и малыш должен будет оба слова запомнить и оба предмета вам дать. Овладение этим умением знаменует большой шаг вперед.

Кроме того, это хорошая подготовка к решению задачи, которой посвящен параграф ВР.Г.42 и последующих задач, связанных с выполнением указаний, состоящих из двух частей.

Как оценить

Материалы Четыре знакомых ребенку предмета (например, собака, чашка, ложка и мяч).

Способ: Положите предметы перед ребенком на стол и скажите: "Дай мне ... и ...!" Сделайте пять попыток, называя все предметы в разных сочетаниях. Не подсказывайте и не напоминайте, что нужно делать. Прежде, чем малыш начнет выбирать предметы, убедитесь, что он слушает ваши указания.

Результат положительный, если четыре раза из пяти ребенок правильно выполнит ваше указание и даст вам оба названных предмета.

Как учить

Здесь в наших требованиях появляется совершенно новый элемент, и это обуславливает необходимость более интенсивных занятий.

Сначала малыш будет сильно нуждаться в вашей помощи, но со временем вы будете помогать ему все меньше и меньше.

Помните, что данное умение требует особой концентрации внимания.

Для начала, высказав просьбу, возьмите руки ребенка в свои и подведите их к обоим предметам так, чтобы он мог их взять. Скажите: "Посмотри, вот ты взял собачку и мячик". Иногда сами давайте малышу предметы со словами: "Я дам тебе ложку и чашку. Ты взял ложку и чашку".

Наши рекомендации