Помощь специалиста: авторитеты и контакты
Сначала вам нужно найти как можно больше информации о проблеме поведения вашего ребенка. Обратитесь к достоверным источникам информации, одобренным специалистами. Ниже перечислены ссылки, которые удовлетворяют этим критериям. В настоящее время на сайтах не ставят «знак качества», но правительство и организации, перечисленные ниже, имеют свои сайты, на которых приводятся последние и самые точные данные.
Не все специалисты предлагают одинаково качественные услуги. Кроме того, у каждого свой подход и взгляд на одну и ту же проблему. В первую очередь убедитесь в профессиональных качествах выбранного специалиста, его образовании и наличии официальных документов, подтверждающих его деятельность. Кроме того, спросите его:
• Как вы предполагаете решить проблему поведения моего ребенка?
• Как долго вы будете с ним работать?
• Апробирована ли ваша методика и существуют ли научные доказательства ее действенности?
Какие еще варианты исправления поведения вы можете предложить?
Еще один тонкий момент. Многие виды терапии, применяемые в клинической практике, не имеют доказательств своей эффективности. Скорее всего вы будете выбирать специалиста по личным качествам: доброжелательного, способного убедить в своей точке зрения и обосновать ее, целеустремленного; готового предоставить необходимые документы, приятного в общении и отвечающего вашим ожиданиям. Обратите внимание на то, как выглядит его приемная и кабинет. Обычно здесь помещают сертификаты и дипломы авторитетных организаций. Но все это не гарантия – ничто не является гарантией! – что вы решите проблему наилучшим образом. Вы должны найти доказательства того, что методика работает. Спрашивайте. Если вам не нравятся ответы, обратитесь к другому специалисту. И даже если вас полностью устраивают ответы этого специалиста, сравните их с ответами других. Маловероятно, что какой‑нибудь профессионал скажет вам: «Я использую эту методику, но есть и другие, более эффективные и научно доказанные». Все это вам придется узнавать самому.
Не вижу смысла приводить здесь адреса сайтов различных организаций, потому что они часто изменяются. Но вот информация, с которой вы сможете начать свои поиски. (И вы можете посетить мой веб‑сайт, на нем есть полезные ссылки на другие сайты: http://www.childconductclinic.yale.edu.) Много информации о лечении психологических проблем у детей есть на сайтах Национального института здоровья (National Institutes of Health), Американской Ассоциации психологов (American Psychological Association) и Американской Академии детской и подростковой психиатрии (American Academy for Child and Adolescent Psychiatry). Если вам нужен детский или семейный психолог, посетите сайты Государственного реестра психологов (National Register of Health Services Providers in Psychology) или Ассоциации специалистов по поведенческой и когнитивной терапии (Association for Behavioral and Cognitive Therapies). Вы можете также обратиться в ассоциацию психологов вашего штата [например, Калифорнии (California Psychological Association), Нью‑Йорка (New York Psychological Association) или Иллинойса (Illinois Psychological Association)]. Задайте в любой поисковой системе название штата и слова «ассоциация психологов». Вам также следует самостоятельно найти доказательства эффективности той или иной терапии. В Кохрановской библиотеке (Cochrane Library), к которой есть доступ онлайн, вы можете найти большое количество научных публикаций о медицинских и психологических методиках лечения.
Заключение: позитивный подход к воспитанию
Все специалисты в области психического здоровья обычно уделяют основное внимание отклонениям от нормы, проявлениям жестокости и психическим заболеваниям. Все это, конечно, важно, но лишь как одна из граней человеческой жизни. Важнее подумать о том, как улучшить повседневное бытие. И вот несколько лет назад мой коллега Мартин Селигман разработал новый подход: «позитивную психологию». Честно говоря, сначала я отнесся к нему скептически. Я подумал, что это еще одна теория, которая уводит науку в субъективную неопределенность. Но я ошибся. Позитивная психология действительно помогает человеку сделать свою жизнь лучше. Теперь это область серьезных научных исследований, и уже получено большое количество доказательств действенности позитивного подхода.
Мой метод разработан с уважением к принципам позитивной психологии. Его цель – «развить жизнестойкость и навыки адаптации, а также научить человека эффективно решать проблемы» (как говорит Селигман и его коллеги). Мой подход к исправлению поведения не исключает внимания ко всему остальному, что делает человека человеком. Я не считаю, что главное – устранять плохое и восстанавливать испорченное. Задача в том, чтобы исправлять не только поведение, но и взаимоотношения между родителями и детьми.
Имея в виду эти принципы, давайте еще раз поговорим о том, что мы обсуждали в главе 11. Это был в основном негатив: нарушение функций, опасное поведение и сложные проблемы. Если б вы прочитали из всей книги только главу 11, то могли бы провести оставшуюся жизнь, следуя по пятам за ребенком и выискивая опасные признаки. Но я писал эту книгу в духе позитивных противоположностей и теперь хотел бы обсудить ваши взаимоотношения с ребенком с точки зрения того, что я называю «позитивным подходом к воспитанию».
Независимо от того, применяете вы программу исправления поведения ребенка или нет, вы можете еще очень много сделать для него, и в первую очередь – предотвратить проблемы социального, эмоционального, поведенческого и адаптационного характера. Это важно. Думаю, имеет смысл упомянуть о том, что вы можете сделать, хотя это не методики по исправлению поведения, и вы, наверное, уже знаете об этом.
Даже если вы прилагаете все усилия к тому, чтобы наилучшим образом применять программу, помните, что эффективность принципов и подходов, о которых я рассказал, во многом зависит от контекста, в котором вы их применяете. Общие приемы воспитания – это именно то, что действительно оказывает влияние на успех программы. Я посвятил целую главу стрессу у родителей и беспорядку в доме и рассуждал о том, что делать для «прояснения атмосферы» и наведения порядка в семье. В общем и в целом, можно многое сказать о приемах воспитания и семейной жизни, не ограничиваясь методиками для исправления поведения. То, что мы будем обсуждать сейчас, не исключает применения метода. Общее улучшение обстановки в семье не научит ребенка правильному поведению и не устранит причины проблем. Но это в значительной степени повлияет на настроение ребенка и успех программы.
Подумайте о взращивании ребенка как о повседневном занятии: сравним его, скажем, с чисткой зубов. Ваш стоматолог говорит, что вы можете делать определенные вещи, которые помогут сохранить зубы здоровыми: чистить их, полоскать рот – вы сами знаете, что для этого требуется, и знаете, что для зубов вредно. Зубной налет вызывает болезни десен и может не просто испортить вашу улыбку, но и привести к заболеваниям сердца и легких. Специальные приемы – чистка и полоскание – грубая метафора метода, представленного в этой книге. Этот метод направлен на устранение нежелательного поведения, такого как капризы и истерики, непослушание в магазине или невыполнение домашних заданий. В любом деле – в воспитании детей, в уходе за ротовой полостью – есть общие приемы, не направленные на конкретную проблему (зубной налет, истерика), но они положительно влияют на ее решение . Так, для снижения риска заболевания десен существует три основных приема: регулярные физические упражнения, правильное питание и поддержание нормального веса тела.
Точно так же и в воспитании детей. Есть общие принципы, которые оказывают значительное влияние и на поведение ребенка, и на обстановку в доме – все равно что упражнения, питание и контроль веса помогут вам гораздо больше, чем лечение больных десен. В наши дни условия жизни, что многие важные аспекты воспитания ускользают от нас. Этого нужно избегать, как и стараться обходиться без таблеток.
Поэтому я расскажу вам о том, как улучшить мой метод и вместе с тем улучшить обстановку в семье. Я прекрасно понимаю, что, увидев заголовки (наставляйте ребенка спокойно, слушайте его, решайте проблемы вместе и т. д.), вы скажете себе: «Конечно, я знаю, что все это нужно делать. Все это понятно, и любой специалист по воспитанию детей говорит об этом». Ваша реакция оправданна, по крайней мере сначала. Но дайте мне шанс: я хотел бы показать вам новую сторону самых «избитых» советов.
Первое, и самое важное. Исследования доказали важность общих приемов воспитания и их влияние на успех программы исправления поведения. Я не хочу преуменьшать значение важных рекомендаций потому, что другие книги по педагогике дают похожие советы (порой полезные, порой нет), но они не имеют никакой связи с наукой. Так что я рискну повториться. Но риск оправдан, потому что ваши шансы на успех возрастут. Знаю, что не нужно говорить вам о том, что необходимо обнимать ребенка. Вы неоднократно слышали, что физическая ласка увеличивает ценность похвалы и улучшает восприятие ваших инструкций. В свою очередь это повысит вероятность успеха программы призовых очков.
Второе. Все родители должны периодически «освежать» основные приемы. Когда я сам читал 12 пунктов, перечисленных ниже, то думал о том, как часто я, отец двух дочерей (уже взрослых), делал совершенно противоположное собственным советам. («Наставлять спокойно? Спокойно?! Я ВСЕГДА СПОКОЙНО РАЗГОВАРИВАЮ С РЕБЕНКОМ! А ТЕПЕРЬ ПОДИ СЮДА И УБЕРИ ЭТУ ГРЯЗЬ!») Собрав вместе эти советы, я старался создать краткое руководство, к которому и сам мог бы обращаться, если б у меня были маленькие дети.
Читая заключение, поразмышляйте над тем, действительно ли вы применяете мои советы. Если да – поздравляю, вы просто супергерой. Если нет – вы всего лишь человек. Вы любите своего ребенка и хотите с ним обращаться хорошо, и воспитывать хорошо, и быть для него идеальным родителем. Разрешите занять ваше внимание еще на некоторое время.
1. Наставляйте ребенка спокойно.Любой человек время от времени выходит из себя, но постарайтесь учить и наставлять ребенка только в спокойном расположении духа. На поле боя любые уроки бесполезны. Это значит, что в разгар истерики или в присутствии других детей или родителей учить нежелательно. Когда и ребенок, и вы спокойны, когда вы вместе сидите за чашкой чая, или едете в машине, или гуляете, наступает лучшее время для уроков. Если вы не можете успокоиться, просто сделайте вид; когда вы разговариваете с ребенком на сложные темы, даже видимость спокойствия повлияет на то, как ребенок будет в дальнейшем выходить из сложных ситуаций. А еще лучше – не демонстрировать ребенку, которому вы хотите преподать урок, сильные чувства, непримиримую позицию и железную волю.
Вы все время учите ребенка, сознательно или нет. Ребенок учится и имитирует почти все действия родителей. Он учится реагировать на события, предметы и других людей так же, как его родители, копирует негативные реакции, например, отвращение. Вы можете учить ребенка неосознанно, и ребенок может обучаться неосознанно. Но его мозг, как губка, впитывает то, что видит вокруг. Поэтому сохраняйте спокойствие, если хотите преподать ребенку ценный урок. Когда вы выходите из себя, то учите отрицательным реакциям , и такой урок очень прочно откладывается. Помните об этом.
Скажем так: когда вы демонстрируете ребенку умеренность и благоразумие, взвешенное обсуждение, спокойствие, не позволяете себе паниковать, ребенок будет охотно обращаться к вам, а не к другим людям. Напротив, если вы часто взрываетесь, нервничаете и психуете по любому поводу (одежда, прическа, школа, наркотики, курение, секс и пр.), то ребенок не будет к вам обращаться за помощью. Поскольку родители часто демонстрируют свою обеспокоенность, дети стараются не говорить с родителями о проблемах. Если же «тревожащие» проблемы касаются всех сфер жизни, то ребенок вообще никогда не будет к вам обращаться.
2. Слушайте своего ребенка.Важно слушать ребенка не только для сохранения его психического здоровья и самооценки. Необходимо, чтобы между вами происходил обмен информацией: вы хотите, чтобы ребенок делился с вами своими мыслями, – делитесь с ним своими! Самое главное при этом – умение слушать: вы слушаете – ребенок тоже слушает. Продемонстрируйте правильное поведение малышу, и впоследствии, когда он вырастет, вам будет проще с ним общаться.
Я и мои коллеги используем термин вопрошабельный родитель . Такого родителя можно спросить о чем угодно – это важно, чтобы ребенок имел возможность обсудить сложные вопросы. Доказано, что лучше быть «вопрошабельным» родителем, потому что дети и подростки предпочитают узнавать, например, о сексе и наркотиках именно от родителей. Вы удивитесь, но это факт: ребенок предпочтет задать «трудный» вопрос родителям, нежели друзьям, братьям, сестрам, или получить ответ из СМИ. И каждый «трудный» вопрос позволяет обсудить множество важных тем, которые далеко выходят за рамки плохого поведения ребенка. Например, ребенок хочет спросить у вас о сексе. Но вы можете обсудить, кроме того, вопросы любви, привязанности, взаимоотношений между людьми, физической близости, сексуальной ориентации, рождения детей и т. д. Иными словами, вы можете поговорить о жизни.
Выгодно быть «вопрошабельным» родителем – не только для исправления поведения ребенка, но и для построения доверительных отношений с ним.
Еще один небольшой совет: выслушав ребенка, не опровергайте его сразу. Найдите что‑то хорошее в его словах, даже если вы собираетесь предложить совершенно иное мнение. И никогда не говорите «дурак», «тупой» и другие оскорбительные слова. «Естественно, – скажете вы. – Какой идиот будет обзываться и унижать ребенка?» Увы, многие родители, и даже очень хорошие, иногда так делают. Что чувствует ребенок, говоря с вами? Что вы только и ждете, когда он закончит? Чтобы затем долго и нудно высказать свое мнение? Может ли ребенок быть уверенным, что вы действительно слушаете его или просто ждете паузы, чтобы начать свою лекцию?
3. Решайте проблемы вместе.Подумайте, какому поведению вы хотите научить ребенка. Рассмотрите, как проходят ваши «битвы» с ним и что их вызывает – истерики, вопли, непослушание, все, что вам не нравится в характере вашего ребенка, – и определите позитивные противоположности, которым вы хотите его обучить. Составьте список нежелательных действий и их позитивных противоположностей. Очень важно именно составить список, потому что родители часто плохо представляют себе цель воспитания, т. е. желательное поведение ребенка. Чем более точно сформулирована ваша цель, тем вероятнее вы достигнете желаемого результата. Даже расплывчатая формулировка – доброта или честность, например, – лучше, чем собственный пример желательного поведения.
Прекрасная возможность вместе поработать над желательным поведением – наблюдать, как кто‑то его демонстрирует. Это просто, если речь идет о таких тривиальных вещах, как хорошие манеры в ресторане. Обратите внимание ребенка, как посетители красиво едят, или, наоборот, некрасиво, и обсудите с ним, как надо. Скажите ребенку, что делать, и посоветуйте поступить именно так в похожей ситуации. Или вы видите, что родители с детьми что‑то делают правильно – спорят, но не ругаются, например, или демонстрируют хорошие манеры – обратите внимание ребенка на эту модель. Четко формулируйте, что вы хотите донести до ребенка: «Смотри, маленькая девочка спокойно и внимательно рассматривает картинки в книжке. Когда мы в следующий раз пойдем в ресторан или к бабушке и ты устанешь сидеть за столом, я приготовлю для тебя книжку или игрушку. И ты сможешь так же тихо заняться с ней. А если тебе обязательно нужно будет побегать, то ты подойдешь ко мне и шепотом скажешь об этом. Ничего страшного, но будет лучше, если я помогу тебе побегать так, чтобы не беспокоить окружающих, как вон та девочка». Последнее предложение смягчает инструкцию, избавляет ее от различных «Ты Должен Слушаться» и превращает ее в «Предложение выбрать опцию из нескольких вариантов». А это повышает вероятность того, что ребенок действительно выберет нужную опцию.
Это путь решения проблем: вы определяете конкретную проблему (ситуацию, в которой вы бы хотели видеть иное поведение ребенка) и ее решение (поскольку вы нашли несколько вариантов поведения). Подумайте о возможности организации еще одной подкрепляемой тренировки. Для этого можно использовать даже телепередачи или фильмы, которые вы смотрите с ребенком.
Обращая внимание ребенка на какую‑то ситуацию, не будьте слишком авторитарны. Опишите, что делает тот или иной человек, и спросите ребенка (вопрос должен быть открытым, т. е. допускающим разные ответы): «Как ты думаешь, можно было бы сделать это иначе? Лучше?» Или намекните: «Как ты думаешь, было бы лучше сделать так … или …?» Похвалите ребенка за правильный ответ; отметьте и похвалите за частично правильный ответ. Если ребенок ответил неверно, не подчеркивайте это, а просто скажите, как правильно. Подчеркните, чему именно вы хотите научить ребенка. Можно даже добавить в конце: «Здорово, что мы с тобой это обсудили». Похвалите за плодотворную дискуссию. Постройте отношения с ребенком так, чтобы диалог можно было продолжить, если вы с ребенком в чем‑то не согласны друг с другом.
4. Не скупитесь на тепло и ласку.В этой книге я потратил много сил на то, чтобы убедить вас хвалить ребенка – вознаграждать правильное поведение. Я настаиваю и на том, что физическая ласка – объятия, поцелуи, просто прикосновения – повышает эффективность похвалы. Но мне бы не хотелось, чтобы вы думали о выражении тепла и о физической ласке как о поощрении желательного поведения. Не следует проявлять свою любовь только в рамках конкретной программы исправления поведения. Это не просто положительный стимул.
В нашем методе воспитания выражению теплоты и любви отводится особая роль. Выходя из себя, вы забываете обо всех хороших моментах, о проявлениях тепла и любви. Для развития ребенка, для снятия его стресса и обучения совершенно необходим физический контакт с родителями. Пожалуй, это самая важная вещь в жизни, поскольку ласка помогает ребенку чувствовать себя комфортно и физически, и психологически. Поэтому обнимайте ребенка даже беспричинно, и почаще.
Эти проявления тепла и любви не связаны напрямую с исправлением поведения. Поскольку любовь не проявляется, когда ребенок совершает нежелательные действия, она не связана с их устранением и замещением позитивными противоположностями. Но у любви есть два очень важных воспитательных эффекта: она снимает стресс и тревогу и позволяет родителям лучше работать над воспитанием. Чем теплее отношения родителей с детьми, тем лучше воздействуют родительские приемы воспитания, и не важно, похвала это или наказание (умеренное).
Прочные, хорошие взаимоотношения – надежная основа для воспитания, и это еще одна причина для использования положительного подкрепления, а не наказания. Вам нужно быть последовательным и оказывать влияние на все сферы жизни ребенка. Сделайте так, чтобы ребенок не избегал вас и не сопротивлялся вашему влиянию. Не будьте родителем, который ассоциируется у ребенка с наказанием.
5. Развивайте ребенка.Это не значит, что нужно расписать каждую его минуту. Я бы не хотел, чтобы вы перегружали учебную неделю, которая во многих семьях забита до отказа: драмкружок, кружок по фото и т. д. Все это вызывает напряжение, тревогу и приводит к ухудшению семейных отношений. Подумайте, сколько сил требуют от вас все эти кружки: нужно вовремя собраться, держать наготове инвентарь и пр. Это непременно вызовет у вас дополнительный стресс и будет способствовать беспорядку в доме. Лучше посмотрите, что ребенку нравится. Выберите два занятия (для ребенка от года до 10) и помогите ему в занятиях.
Конечно, у ребенка могут быть интересы, которых вы не одобрите. Когда одной из моих дочерей было 2 года, она захотела набор барабанов. Наша девочка была очень ответственной и упорной, и мы отчетливо представили себе, как она день и ночь стучит на барабанах; а соседи, которые поначалу просто недовольно качали головой, через некоторое время начнут нападать на наш дом. Поэтому мы ничего не говорили о барабанах, и вскоре она попросила другой инструмент. Мы бурно выразили свою радость, похвалили ее выбор и тут же записали дочь на занятия. (Это тот случай, когда родители не просто думали о развитии ребенка. В самом барабане нет ничего плохого. Но еще лучше – что она выбрала другой инструмент, на котором потом долго играла. Мы могли купить затычки для ушей и согласиться на барабаны. Но иногда нужно ставить свое благополучие выше интересов ребенка. Постарайтесь быть гибким и всегда находить компромисс. Вы не обязаны соглашаться со всеми желаниями ребенка, даже с полезными для его развития и, в сущности, безобидными.)
Вы можете помочь ребенку продолжать один или два вида занятий – последовательно и регулярно, пока у него не выработается привычка и ваш контроль больше не потребуется. Занятия могут быть очень полезны для развития ребенка. Они помогут ему приобрести друзей и уверенность в себе, а также некоторые навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Ребенок, у которого есть занятие помимо школы, немного мягче проходит через подростковый возраст – когда ярче проявляется нежелательное поведение, особенно склонность к риску: вандализм, эксперименты с наркотиками и сексом, вождение автомобиля в пьяном виде. Исследования показывают, что такое поведение реже проявляется у детей, занятых чем‑нибудь постоянно. Например, девочки, которые занимались спортом с детства, реже употребляют наркотики.
6. Поощряйте социальные взаимодействия и не оставляйте ребенка без присмотра.Пока ребенок маленький, ваш надзор в основном сводится к предупреждению конфликтов и подобных проблем. Но в целом старайтесь не вмешиваться в игры детей. Во многих смыслах социальные взаимодействия – «школа жизни», совершенно необходимая для развития. Общение очень важно, это не просто заполнение времени между школьными и внешкольными занятиями. Умение дружить, обучение общению под вашим руководством и без него сможет повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка, на его суждения и действия в обычных и чрезвычайных ситуациях. К тому моменту, как ему исполнится 14, время игры в песочнице будет скрыто в глубине памяти. Но он уже научился общаться, и вы можете оставить его с другом в комнате, где они съедят пиццу и прослушают свою оглушающую музыку. Да, в момент общения с другом ребенок оторван от вас, но вам следует поощрять этот процесс, приглашать друзей ребенка домой и, может быть, покупать им пиццу. Социализация не означает нарушение вашей с ним связи. Кроме того, в данном случае вы точно знаете, где и с кем ребенок. Это приводит нас к следующему пункту.
7. Вы должны всегда знать, где находится ребенок.В раннем детстве это аксиома. И вам следует показать ребенку пример: он должен всегда знать, где вы, даже если вы просто оставляете записку для няни. Всегда следует знать, где находятся члены семьи, – это само собой разумеется. Это не просто хороший тон. Если вы внезапно начнете контролировать подростка, он очень удивится и воспротивится. Поэтому начинайте как можно раньше. Когда ребенок входит в возраст с 6 до 12 лет и у него появляются внешкольные занятия, а друзья приобретают все больший вес, вам нужно прикладывать все больше усилий, чтобы знать местонахождение ребенка. Приучите ребенка звонить вам или сами звоните туда, где он должен быть.
Почему это так важно? Исследования показывают, что отсутствие у родителей информации подвергает ребенка риску совершения необдуманных поступков. Это может быть, например, курение, употребление алкоголя и наркотиков, секс (который в наше время становится все «моложе»). Неконтролируемые дети чаще всего проявляют нежелательное поведение и еще подбивают на дурные поступки таких же неконтролируемых детей. Безнадзорные дети обсуждают действия, выходящие за рамки желательного поведения, и имеют возможность их совершать. Достаточно просто присматривать за ребенком – это значительно снизит риск. Вам не нужно ходить за ним по пятам, но вы должны всегда знать, где он. (Поскольку дети много времени проводят в Интернете, вы должны контролировать и виртуальное пространство. Как долго? Все время, пока ребенок остается ребенком.)
8. Оставляйте время для отдыха.Установите в семье правило отдыхать от запланированных действий. Конечно, вам хочется, чтобы уроки были сделаны, ребенок вовремя пришел домой, пообедал, принял ванну и т. д. Во многих семьях у детей есть почти что полноценный рабочий день и любимый, но требовательный начальник в вашем лице. А вы живете словно под дулом пистолета. Вы, как кинорежиссер на съемочной площадке: проверить реквизит (костюмы, зубные щетки, плавки и шапочка), установить свет и приготовить камеру (оплатить счет за электричество, купить камеру и выяснить, как она работает) и все своевременно собрать вместе. «Готово! Мотор!» Съемка началась. Но в отличие от кинорежиссера вы никогда не закончите съемку и ничего не можете вырезать. Не важно, хорошо или плохо прошел день, у вас есть следующий, и еще, и еще.
Поэтому для собственной пользы и в интересах ребенка убедитесь, что у него есть время передохнуть. Зарезервируйте, хотя бы мысленно, время, когда вы не будете обращаться к ребенку, дергать его и напоминать о чем‑то. Для маленького ребенка важно иметь возможность тихо посидеть и поиграть самому с собой. Исследования показывают, что такие дети менее агрессивны в общении со сверстниками. Ученые не до конца понимают, почему это так, но для развития ребенка необходима спокойная самостоятельная игра.
9. Цените каждую минуту, проведенную вместе.Старайтесь поддерживать семейные обычаи, связанные с повседневными делами, такими как приготовление пищи, поездки за продуктами или по делам. Такого рода «обычное», или «количественное», время имеет гораздо большее значение, чем одно запоминающееся событие: раз в год вы сходили на футбол, купили программку, футболку и два хот‑дога, заплатили за парковку и потратили на все пару сотен долларов. «Качественно» проведенное время – это хорошо, но оно не заменит «количества» времени, проведенного с ребенком. В наш век время очень дорого, и занятые люди предпочли бы «качественное» время. Представьте: 40 минут общения (поход куда‑то или что‑то подобное) родителей с детьми в выходной день – и хорошо, если эти 40 минут они не ругаются – великолепно. Но вам нужно проводить с ребенком много времени, чтобы помочь ему найти свое место в жизни. Разница между «качественным» временем и его «количеством» хорошо видна, когда вы читаете ребенку. Гораздо лучше читать каждый вечер по сказке перед сном, по 20 минут, чем в воскресенье прочитать сразу всю книгу, «пригвоздив» ребенка к месту на час. «Ежедневная» доза окажет больший эффект на развитие навыков чтения и на успеваемость. Большой плюс такого «количественного» времени – вам не нужно придумывать ничего особенного, просто будьте вместе, общайтесь и старайтесь не ссориться.
10. Вместе с ребенком поддерживайте семейные традиции и ритуалы.По пятницам мы ходим за покупками, по субботам печем на завтрак блины, каждый раз, возвращаясь от бабушки, останавливаемся в парке и т. д. Это могут быть совершенно непритязательные традиции и ритуалы. Например, по субботам вы возите дочь на танцы. Это может быть простая поездка (в конце концов ребенка нужно отвезти на урок), а может быть еженедельный обычай – в это время обсуждать важные вопросы (друзья, школа, романтические увлечения и т. п.). Традиция должна регулярно повторяться, но не перегибайте палку, чтобы это не стало дополнительным источником стресса. Вам нужно создать некий банк предсказуемых событий – они, помимо других плюсов, станут основой для хороших воспоминаний. Опыт положительных взаимоотношений и воспоминания помогут построить прочную связь с ребенком и сделают ваши воспитательные приемы более эффективными. Не имеет значения, какие это приемы: применение методики временной линии к воспитанию малыша или урегулирование более серьезных проблем с подростком. Маленькие регулярные «взносы» во взаимоотношения – как пополняемый депозит. И то, и другое медленно растет, и взносы кажутся ничтожными, но результат будет огромным.
11. Поддерживайте отношения ребенка с родственниками.Ребенок должен знать родственников разных возрастов. Это очень важно, как и знание семейных традиций, которые придают стабильность жизни ребенка. Кроме того, связь с родственниками позволяет ребенку учиться у других взрослых, которые не являются его родителями. Еще недостаточно хорошо изучено влияние семейных связей на поведение детей, но отмечается, что в дружных семьях дети реже демонстрируют разрушительное поведение.
Родственники часто живут в разных городах, и не так просто поддерживать с ними связь, но постарайтесь это делать, чтобы у ребенка было чувство преемственности и корней (с бабушками, дедушками, прабабушками и прадедушками). Не менее важны отношения с родственниками, близкими по возрасту (например, с двоюродными братьями и сестрами). Если они живут далеко, было бы прекрасно собрать всех вместе на праздник, даже если всем предстоит совершить путешествие. Если у вас мало родственников или вы одинокий родитель, вы и ваш ребенок должны иметь возможность проводить время с другим одиноким родителем и его ребенком (организуйте пикник и т. д.). Существует международное общество «Родители без партнеров» (Parents without Partners). У этой организации уже более 200 местных отделений в США и Канаде. Члены организации – одинокие родители с детьми – занимаются изучением языков, спортом и т. д. Они организуют пикники, экскурсии, праздники, неформальные встречи и другие мероприятия.
12. Берегите себя.Вам нужно поддерживать свою психологическую и физическую форму. Заботы о детях, домашнее хозяйство, планирование будущего (для детей, для себя, возможно, даже для своих родителей) – нелегкое бремя. Постоянно возникают проблемы, и ни одну из них вы не можете окончательно вычеркнуть из списка. Вы находитесь в долгосрочном плавании, и важно понимать собственные нужды и планировать отдых для себя (когда никто из домашних не будет вас дергать), для общения с друзьями, с супругом или партнером. Если вы крутитесь как белка в колесе, это не может не отразиться на ваших отношениях с ребенком. Вложите немного сил в самого себя; для семьи это вложение окупится сторицей.
* * *
Может показаться, что 12 советов – это много, но впечатление обманчиво. Помните пищевую пирамиду? Считается полезным употреблять пищевые продукты в определенном соотношении; составить же рацион довольно сложно. Если этот список принципов представить в виде психологической пирамиды здоровья, то окажется, что все пункты в нем взаимосвязаны: отказ от жесткого расписания поможет освободить большое «количество» времени; связь с родственниками можно поддерживать, продолжая семейные традиции, и т. д. Все эти советы станут более практическими, когда вы поймете, что одно влечет за собой другое. А следование всем советам поможет исправить поведение ребенка при помощи программы поощрения.
* * *
Книги по педагогике и многочисленные консультанты часто подчеркивают, что вы должны быть «вооружены», что это необходимо для контроля над такой важной частью жизни, как воспитание ребенка. Исследования подтверждают, что вооруженный человек чувствует себя увереннее, у него не такая высокая тревожность, а способность решать проблемы гораздо лучше. Но здесь есть одна хитрость. Есть разница между вооруженным человеком и человеком, который держит все под контролем. Иллюзия контроля также ослабляет тревогу, и исследования это подтверждают. Если у вас есть ответы на все вопросы, касающиеся воспитания детей, даже если эти ответы неверные и получены от «экспертов», которым полагается их знать, то вы можете успокоиться. Это так называемый «эффект плацебо», когда пациенты принимают таблетки, не содержащие лекарственного вещества, и сообщают о значительном улучшении самочувствия.
Я хочу, чтобы вы закрыли эту книгу с новым чувством уверенности в своих воспитательских навыках. Я хочу, чтобы вы на самом деле чувствовали контроль над процессом воспитания. Такое чувство основано на весьма материальной основе: на научных исследованиях, которые в последние десятилетия стали помогать родителям решать наболевшие проблемы, связанные с детьми. Я пришел к принципам своего метода, проработав массу трудов авторитетных ученых, опиравшихся на результаты многочисленных исследований. И я надеюсь, что мой метод поможет вам стать более умелым и искусным родителем.
Приложение. Варианты вознаграждений для детей разного возраста[11]