Невыполнение домашних заданий
Школьники ежедневно получают горы домашних заданий, и предполагается, что родители будут помогать их выполнять. Это отнимает массу времени у родителей, а если ребенок еще и отказывается делать уроки!.. 11‑летний Кевин – сообразительный и толковый мальчик. Лучше всего он успевает по математике и физике, а также делает успехи в игре на саксофоне. Понятно, что задания не составляют для него большого труда. Беда в том, что он их не делает. Он старается не садиться за уроки, «выезжает» на своей сообразительности и вообще требует много внимания со стороны родителей.
Вот как они описали обычный вечер рабочего дня. Кевин оттягивал до последнего: играл в видеоигру, смотрел телевизор, перекусывал, болтался по дому, гулял с собакой… Когда родители все же заставили его сесть за стол криками, просьбами и уговорами, он воспользовался первой же возможностью улизнуть. «Он не страдает гиперактивностью, – сказала мама Кевина. – В других ситуациях он довольно усидчив. Он просто не хочет делать уроки». Родители не знали, как быть. Они посулили Кевину электрогитару, если он будет получать «пятерки», грозили запретить ему играть в баскетбол и кричали: «С такими оценками ты никогда не поступишь в колледж! Ты просто нас убиваешь!»
Что ж, картина ясна: Кевин не садится за уроки, а если занимается, то не более 10 минут. Вместе с тем мы знаем, какое желательное поведение хотим увидеть: садиться за стол и выполнять задания в течение, скажем, 30 минут. Конечно, уроки требуют больше времени, но мы начнем с этого временного интервала. (Если, например, он никогда не садился за уроки, то мы бы начали с 0 минут – это была бы наша отправная точка. В этом случае 30 минут было бы много. Мы начали бы с 10, а потом постепенно увеличили время до 30 минут.) Помните наше основное правило? Начинать с той позиции, на которой ребенок находится. Мы иногда думаем, что он просто знает, но не делает, и хотим начать с этого места – это ошибка. (Я знаю, что другие 11‑летние дети сидят за уроками часами и выполняют все задания. Я понимаю, что вы чувствуете – вы обращаетесь с Кевином, словно с младенцем. Но это необходимо, если вы хотите решить проблему.) Нам сейчас не очень принципиально, сколько именно минут он будет сидеть за уроками.
Посмотрим, какие предопределяющие условия играют важную роль. Это те предшественники, которые «готовят почву» для желательного поведения, делают его более вероятным. Хороший пример таких предопределяющих условий – вечерний ритуал, который мы придумали для Дэви в главе 3: переключение на спокойные занятия, которые помогают мальчику подготовиться ко сну. Ритуалы – это вообще очень важные предопределяющие условия, поэтому мы должны подумать о том времени, когда Кевин приходит из школы. Дадим ему немного времени, чтобы успокоиться и перестроиться после учебы, период «свободного плавания». Затем назначим время для начала выполнения заданий, скажем, 4 часа. Оно должно быть одно и то же каждый день. Начинаем с четкой, ясной подсказки: «Кевин, пора за уроки». Нужно определить не только постоянное время, но и постоянное место для работы. Письменный стол лучше, чем кухонный, потому что последний – предопределяющее условие для другого вида поведения. И еще: вы лишаете ребенка возможности тратить время на игры и телевизор вместо уроков. Это тоже немного облегчает нашу задачу.
В результате вам нужно контролировать его занятия и убедиться, что он приступил к урокам. Поэтому в первые несколько дней, помимо подсказки, добавляйте: «Я помогу тебе». Вам придется пару дней сидеть с ним. Не старайтесь выполнить работу за него. Ваша задача – поощрять его заниматься и хвалить за малейшие успехи. Но не слишком эмоционально: «Кевин, ты отлично справился с математикой. Молодец, что ты сидишь и занимаешься. Видишь, ты почти закончил». Иначе говоря, хвалите за успех в процессе работы (вместо того чтобы говорить, какой он умный), ведь именно работу вы хотите увидеть. И не забывайте о ласке – похлопать по плечу и т. д. Это усиливает поощрение.
Через несколько дней начинайте самоустраняться. Сначала выходите из комнаты – приготовить ужин, позвонить – и потом возвращайтесь. Обязательно хвалите за то, что в ваше отсутствие мальчик сидит и занимается, старайтесь «подловить» его на желательном поведении. Вы можете особо выделить начало и окончание занятий. Например, вначале сказать так: «Кевин, пора за уроки. Начинай, а я приду через несколько минут». Приходите сначала через 5 минут, потом через 10 и т. д. Если он не может начать сам, садитесь вместе с ним, потом уходите – за 5 минут до окончания времени, потом за 10. Выберите путь наименьшего сопротивления. То есть начните с того, что он может делать: сложно сесть – начинайте вместе; сложно сосредоточиться на выполнении заданий – помогайте в процессе выполнения.
Очки за успешное выполнение задания и похвала идут рука об руку, и помните, что я имею в виду «эффективную» похвалу.
В этом случае таблица достижений будет очень простой: по очку за каждые 10 минут непрерывной работы. Значит, 2 очка за 20 минут, 3 – за 30 и т. д. Ставьте очки в таблице и хвалите в процессе работы – сначала каждые 10 минут, если Кевин их заработает, и дополнительно – в конце успешной сессии. (Вам может показаться, что основной секрет в обещании очков, но это не так. На самом деле важнее всего похвала. Очки и похвала идут рука об руку, и помните, что я имею в виду «эффективную» похвалу: эмоциональную, сформулированную и своевременную – хвалите сразу после проявления желательного поведения. И обязательно приласкайте ребенка.) Таблица должна висеть на видном месте – там, где мальчик занимается; помните, что само ее наличие – предопределяющее условие для желательного поведения. Вы можете использовать обычную систему призов – «дешевых» и «дорогих». «Дешевые» Кевин может получить за несколько очков: если максимальное количество заработанных за день очков 4, то самый маленький приз должен стоить 3 очка.
Кстати, программа для Кевина отлично заработала – так хорошо, что родители применили тот же принцип воспитания к занятиям на саксофоне, и тоже весьма успешно.
Участие учителя
Здесь стоит упомянуть еще одну проблему. Родители бывают разочарованы, когда ребенок говорит: «Мне сегодня ничего не задали». Это нарушает последовательность работы программы по воспитанию привычки регулярно делать уроки. Один из способов справиться с этой проблемой – обратиться к учителю. Попросите его каждый день давать ребенку карточку с перечислением заданий на следующий день. Назначьте дополнительное очко в таблицу за то, что ребенок принесет карточку домой.
Кроме того, вы можете использовать систему карточек для домашней программы исправления школьного поведения. Конечно, это зависит от того, согласится ли учитель вам помогать. Вот как выглядит эта система. На карточке вы пишете три вида поведения, например: не распускать руки (не толкаться и не драться); спокойно работать самостоятельно; нормально разговаривать с одноклассниками (не дразнить, не обзываться и т. д.). Ребенок получит очко за то, что принесет карточку домой, и 1 или 2 – за проявление желательного поведения (средне – 1, прекрасно – 2).
Вот пример такой карточки:
ДЕРЖАТЬ РУКИ ПРИ СЕБЕ
1. Толкал и бил одноклассников (0 очков)
2. Иногда распускал руки (1 очко)
3. Не распускал руки (2 очка)
СПОКОЙНО РАБОТАТЬ ЗА ПАРТОЙ
1. Почти не работал (0 очков)
2. Иногда работал (1 очко)
3. Почти все время спокойно работал (2 очка)
ВЕЖЛИВО РАЗГОВАРИВАТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
1. Дразнил и обзывался (0 очков)
2. Иногда обзывался (1 очко)
3. Почти все время разговаривал вежливо (2 очка)
В каждой категории учитель ставит одну отметку, и ребенок получает от вас соответствующее количество очков. Обязательно хвалите вместе с назначением очков. Если ребенок не заработал ни одного очка (кроме того, что он получил за доставку карточки домой), скажите ему: «Может, завтра у тебя получится заработать больше очков». Вы можете вносить любые изменения в эту систему. Например, ребенок постоянно демонстрирует средний уровень выполнения (учитель обычно обводит на карточке цифру «2»). Тогда вы можете не назначать очко за этот уровень, а ограничиться похвалой, ведь это все‑таки будет небольшое улучшение поведения. Но оставьте 2 очка за превосходное поведение (цифра «3»). Я посоветовал такую систему одной семье, и однажды учитель написал на карточке «4» – настолько хорошо вел себя ребенок. Это очень здорово и заслуживает дополнительного очка. Но я еще раз хочу предостеречь вас от ожидания совершенства.
* * *
Мы говорили о детях 6–12 лет. По мере того как развиваются их способности и они все больше времени проводят во внешнем мире, вы будете сталкиваться с более разнообразными проблемами. Они не будут идентичны описанным в этой главе. Но вы можете адаптировать подход, который вкратце можно сформулировать так:
• определите, что ребенок делает в настоящее время;
• сформулируйте позитивное противоположное поведение;
• работайте над этим поведением, вознаграждая за малейшие приближения к нему.
Конечно, здесь все не так просто: с подростками и молодыми людьми работать намного труднее. Тем не менее базовый подход сослужит вам хорошую службу и в сложной ситуации.