Помощь семье неуспевающему школьнику
Что же могут родители, если все же появились школьные трудности?
Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старейтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача – помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
Второе – вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).
Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребенка в своих силах, постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить как дела, или отругать – это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа с такими детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения.
Никогда не торопитесь заставить ребенка выполнить задание самостоятельно. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.
Не менее важно решить вопрос, с кем лучше работать – с мамой или папой. Мамы, обычно, белее мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из родителей, теряет терпение, вызывает на смену другого.
Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи. Постарайтесь найти контакт с учителем; ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон. Работайте только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой даже самый маленький успех подчеркните.
Самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение, причем не только на словах.
Детям с трудностями в обучении необходим размеренный и четкий режим дня.
Не начинайте день с нотаций, ссоры, а прощаясь перед школой, воздержитесь от предупреждений и предостережений
Никогда не занимайтесь с ребенком школьными предметами во время каникул! Каникулы для отдыха, а не для подгонки «задолженностей».
Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Не смотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше – сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой – этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности
24.Оказание психолого-педагогической помощи неуспевающему ученику на уроке.
Как вид помощи учащемуся на уроке можно рассматривать идифференцированный подход в обучении, который может быть осуществлен на любом из этапов урока. Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов, которые, несомненно, облегчают учебную деятельность слабых учеников. Это могут быть специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля. Можно предлагать учащимся карточки-задания, определяющие условие предлагаемого задания, карточки с текстами, разъяснениями, чертежами, карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения, карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся:
- создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
- снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски;
- предложение учащимся примерного плана ответа;
- разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала:
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала;
- привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов;
- привлечение к высказыванию предложений при проблемной обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;
3. В ходе самостоятельной работы на уроке:
- разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
- ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее;
- напоминание приема и способа выполнения задания;
- указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
- ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
4. При организации самостоятельной работы:
- выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.
25.Рекомендации педагогам при работе с неуспевающими детьми.
Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
· Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.
Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках.
Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.).
Создать доброжелательную атмосферу при опросе
· Не увеличивать темп опроса, даже несколько снизить его, разрешить ученикам дольше готовиться у доски Предложить ученику примерный план ответа Предложить пользоваться наглядными пособиями по теме ответа, которые помогут ученику изложить суть тематики Стимулировать учащихся положительной оценкой, похвалой, подбадриванием При изложении нового материала необходимо: Поддержать интерес к усвоению темы учащимися Обращаться к неуспевающим и слабым ученикам с вопросами, определяющими степень их понимания учебного материала Привлекать слабоуспевающих учеников к помощи при подготовке приборов, пособий, опытов и т.д.
Самостоятельная работа на уроке, рекомендации:
· Разбить задания на этапы, части
· Напоминать об аналогичных заданиях выполненных ранее учащимися
· Ссылаться на приемы и способы выполнения задач и примеров
· Напоминать о правилах и свойствах необходимых при выполнении учебного материала
· Помочь в нахождении рациональных путей выполнения заданий и упражнений
· Инструктировать о правилах оформления выполненных заданий
· Стимулировать самостоятельность в выполнении заданий слабоуспевающими учениками
Организация самостоятельной работы:
· Выбрать для учащихся наиболее подходящую и рациональную систему заданий и упражнений, не стремиться механически, увеличить число учебного материала
· Объяснить в подробностях последовательность выполнения задач, упражнений, опытов и т. д.
Предупредить о возможных затруднениях в выполнении заданий, использовать наглядные пособия в виде карточек с направляющим планом действий