Изучение самооценки (по а.будасси)

Инструкция.1.(правая часть) Прочитать внимательно слова, характеризующие качества личности. Рассмотреть эти качества с точки зрения социальной значимости, желательности. Оценить каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» б. поставьте слева от качества, которое является самым желательным. Оценку «1» б. – слева от качества, которое менее желательно.

Оценка от «2» –«19» – дальше по всем качествам желательно, чтобы ранг не повторялся.

2.(левая часть) Учащиеся ранжируют качества являющиеся для них идеальными.

БЛАНК ОПРОСА

НАИМЕНОВАНИЕ ИДЕАЛ РЕАЛ Х=
1. Уступчивость 2. Смелость 3. Вспыльчивость 4. Настойчивость 5. Нервозность 6. Терпеливость 7. Увлекаемость 8. Пассивность 9. Холодность 10. Активность 11. Осторожность 12. Капризность 13. Медлительность 14. Нерешительность 15. Жизнерадостность 16. Мнительность 17. Упрямство 18. Беспечность 19. Застенчивость 20. Дисциплинированность      

сумма

процедура заполнения таблицы: высший балл – 20 в колонках (идеал), (реал) выставляются баллы от 1 до 20, разность между колонками (идеал), (реал) возводится в квадрат и записывается в последнюю колонку и суммируется (п)

Вычислить Ваш коэффициент можно по формуле: 1-0.00075*п = r

0.45 – 0.55 – средняя самооценка

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ.

1. Начиная с верхней строки, из оценки стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа, результат записывается в графу d1, возвести его в квадрат и второй результат записать в графу d2.

2. Сложите все значения и запишите внизу полученную сумму.

3. Умножьте эту сумму на 0.00075.

4. Из 1 вычтите полученное произведение.

5. Определение ранговой корреляции: z=1-0.00075-4d2, который может иметь значение от +1 до –1, он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке и самооценки.

ВЫВОД: Чем ближе коэффициент корреляции к+1, тем выше самооценка личности и если коэффициент коррекции стремится К-1, тем ниже самооценка. Если коэффициент =0.5, то самооценка адекватная.

Значение коэффициента корреляции, превышающее 0.85 может свидетельствовать о завышенной самооценки.

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить межличностные контакты, замкнуться.

Низкая самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличие, тревожность.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ (ЦОЕ)

Задание к данной методике. Необходимо проранжировать вначале терминальные (общечеловеческие), а затем инструментальные (с помощью чего складываются, формируются ценности, направленность, самоактуализация личности). На первое место ставится самое значимое, на последнем месте располагается незначимое для каждого конкретного человека. Анализ можно делать по группе, привлекая к рассуждениям студентов.

А. Терминальные ценности(ценности цели)

1.Активная, деятельная жизнь

2.Жизненная мудрость

3.Здоровье

4.Интересная работа

5.Красота природы и искусство

6.Любовь

7.Материально обеспеченная жизнь

8.Наличие хороших и верных друзей

9.Хорошая обстановка в стране, обществе

10.Общественное признание (уважение)

11.Познание (возможность расширения образования, кругозора)

12.Равенство (равные возможности для всех)

13.Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

14.Свобода как независимость в поступках и действиях

15.Счастливая семейная жизнь

16.Творчество

17.Уверенность в себе

18.Удовольствия

Б. Инструментальные ценности(ценности – средства)

1.Аккуратность

2.Воспитанность

3.Высокие запросы

4.Жизнерадостность

5.Исполнительность

6.Независимость

7.Непримиримость к недостаткам в себе и других

8.Образованность

9.Ответственность

10.Рационализм (умение здраво и логично мыслить)

11.Самоконтроль

12.Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

13.Твердая воля

14.Терпимость к взглядам и мнениям других

15.Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи)

16.Честность

17.Эффективность в делах (трудолюбие)

18.Чуткость

Ценности Шапиро В.Д.

Возраст__________; пол___________; образование______________; профзанятие___________________________

Проранжировать по степени значимости, значение проставить в графу ранг

  Ценности ранг
работа на производстве  
полезность людям, обществу  
общественная работа  
сознание выполняемого долга  
общение с людьми  
семья, дети  
внуки  
уважение  
авторитет  
забота окружающих  
материальное обеспечение  
хорошее здоровье  
активность, интересный досуг  
покой, отдых  
независимость в жизни от окружающих    

МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧ (Опросник А.A. Реана)

Инструкция.Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ “да” или “нет” . если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да»,так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»:он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремлённости, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать своё будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереалистические высокие.

15. В случае не удачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать своё будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность деят-ти улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае не удачи его притягательность еще более возрастает.

Ключк опроснику

Ответ «ДА»:1,2,3,6,8,10,11,12,14,16,18,19,20.Ответ «НЕТ»: 4,5,7,9,13,15,17.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл.

Подсчитывается общее кол-во набранных баллов.

Если кол-во набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу(боязнь неудачи).

Если кол-во набранных баллов от14 до 20, то диагностируется мотивация на успех(надежда на успех).

Если кол-во набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если кол-во баллов 8,9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если кол-во баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Наши рекомендации