Я шкала. Поведение на перемене
5. Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх.
4. Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные
игры.
3. Активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).
2. Не может найти себе занятие, переходит от одной группы
детей к другой.
1. Пассивный, движения скованные, избегает других. 0. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим играть,
нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения,
когда делают замечания (не владеет собой).
Й критерий: «Успешность социальных контактов»
Я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками
5. Общительный, легко контактирует с детьми.
4. Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети.
3. Сфера общения ограниченна: контактирует только с некоторыми ребятами.
2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему).
0. Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят).
Я шкала. Отношение к учителям
5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителям, стремится понравиться, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.
4. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.
3. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам.
2. Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.
1. Избегает контакта с учителями, при общении с ними легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается.
0. Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.
4-й критерий: «Эмоциональное благополучие» 7-я шкала. Эмоции
5. Хорошее настроение, часто улыбается, смеется. 4. Спокойное эмоциональное состояние. 3. Эпизодически проявляется ухудшение настроения. 2. Отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
1. Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин, агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос.
0. Преобладание депрессивного настроения; агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми
л(может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителями.
Схема изучения социальной адаптации ребенка к школе (заполняется родителями)
Я шкала. Успешность выполнения школьных заданий
5. Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий.
4. Небольшие помарки, единичные ошибки.
3. Редкие ошибки.
2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.
2-я шкала. Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий
5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
4. Выполнение школьных заданий не вызывает особых затруднений.
3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
2. Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения.
1. Ребенок отказывается делать уроки, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
Я шкала. Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий
5. Ребенок сам справляется со школьными заданиями.
4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
2. Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
1. Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контрольсо стороны взрослого.
4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу
5. Ребенок улыбается, смеется, идет в школу с хорошим настроением.
4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
3. Иногда бывают ухудшения настроения перед уходом в школу.
2. Случаются проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх; обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками
5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, много друзей, знакомых.
4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
3. Сфера общения несколько ограниченна — общается только с некоторыми ребятами.
2. Предпочитает находиться рядом сдетьми, но не вступатьс ними в контакт.
1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один; инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.
2. ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Важнейшая характеристика личности школьника — ее направленность, определяющая цели, которые человек ставит перед собой, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Коротко направленность личности чаще всего определяется как система ее устойчивых доминирующих мотивов.
Направленность обнаруживается в различных сферах деятельности — учебной и трудовой, в избирательности интересов
и увлечений. Мотивы поведения интересы, убеждения учащихся неодинаковы по содержанию, глубине, прочности закрепления, действенности. Поэтому успех в воспитании в значительной мере зависит от того, насколько своевременно и правильно определены основные особенности направленности школьников.
Наиболее часто используемый учителями путь изучения направленности личности школьника, его доминирующей мотивации — наблюдение за его поступками в различных ситуациях. При этом предполагается существование непосредственной связи между поведением, поступком и мотивом, т. е. когда за поведением угадывается внутреннее побуждение. Но такая прямая связь существует далеко не всегда. Недостатки наблюдения можно в значительной степени преодолеть, если проводить его целенаправленно, фиксируя отдельные показатели мотивации учащихся по строгой системе регистрации полученных данных.