Дневник классного руководителя

Дневник классного руководителя позволяет систематизи­ровать информацию об учениках класса и классном коллекти­ве в целом. Дневник имеет приложение с подобранными мето­диками, используя которые классный руководитель может изучать своих воспитанников, выявлять их особенности, а так­же изучать классный коллектив в целом, проводя «срезовые» обследования, делая выводы и намечая перспективы своей ра­боты.

Должностные обязанности классного руководителя

(Информационный бюллетень Министра образования России)

Классный руководитель содействует созданию благоприят­ных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка, вносит необходимые коррек­тивы в систему его воспитания. Он осуществляет изучение лич­ности обучающегося, его склонности, интересы, создает бла­гоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе, способствует развитию обще­ния, помогает ребенку решать проблемы, возникающие в об­щении с товарищами, учителями, родителями. Классный ру­ководитель направляет самовоспитание и саморазвитие лич­ности воспитанника, осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, содействует получению дополнитель­ного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в образователь-

ных учреждениях, по месту жительства, в соответствии с воз­растными интересами детей и требованиями жизни обновля­ет содержание жизнедеятельности классного коллектива. Он соблюдает права и свободы обучающихся, несет ответствен­ность за их жизнь, здоровье и безопасность. Совместно с орга­нами ученического самоуправления ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учите­лями, родителями или лицами, их заменяющими. Ведет пси­холого-педагогическую документацию.

СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ

Функции   Содержание деятельности   Критерии оценки эффек­тивности деятельности классного руководителя. Основные критерии  
Воспитание учащихся   Создание оптимальных усло­вий для развития личности ребенка и формирование его индивидуальности через включение в различные ви­ды социальных отношений в учебе, общении, практичес­кой деятельности   Результативные критерии показывают, каких резуль­татов достигает классный руководитель, какие изме­нения в социальном разви­тии учащихся возникают в ходе его труда-Процессуальные критерии раскрывают то, как педагог осуществляет педагогичес­кую деятельность и обще­ние, как реализует в про­цессе труда свою личность, каковы его работоспособ­ность и здоровье. Дополнительные показатели психологические ново­образования, которые воз­никают у самого педагога  


Социальная защита учащихся   Деятельность по социальной защите учащихся представ­ляет собой два взаимосвязан­ных компонента: с одной сто­роны — это непосредственная социальная помощь как ком­плекс психолого-педагогиче­ских мер, обеспечивающих оптимальное социальное раз­витие ребенка и формирова­ние его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям; с другой стороны -это деятельность по форми­рованию и развитию у ребен­ка способности к самозащи­те, самостоятельному реше­нию возникающих проблем­ных ситуаций      
Организа­торская функция   Поддержка положительной инициативы учащихся, на­правленной на совершенст­вование жизни региона, ми­кросреды школы и самих уча­щихся, помощь им в само­организации   Удовлетворенность резуль­татом работы классного руководителя со стороны учащихся, администрации, других членов педагогичес­кого коллектива, а также самого педагога. Психологическая цена ре­зультата, т. е. расход време­ни эмоциональных и физи­ческих сил учащихся и пе­дагога .  
Функция сложения коллектива   Регулирование структуры отношений в классе, стиму­лирования проявления ли­дерства, формирование от­ношений ответственности, взаимопомощи, совместного творчества, учитывая воз­раст учащихся, организация или помощь в организации коллективной творческой дея­тельности      

Окончание таблицы

Функция развития ученичес­кого само­управления   Создание оптимальных условий для развития такой формы орга-низации жизнедеятельности коллектива учащихся, которая обеспечивает развитие их само­стоятельности в принятии и реа­лизации решений для достиже­ния общественно значимых це­лей      
Диагности­ческая функция   Диагностическое исследование личности ребенка, классного кол­лектива в целом, анализ и ис­пользование полученных данных в педагогическом процессе      
Функция целе-полагания   Совместная с учащимися выра­ботка целей воспитательной де­ятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия клас­сного руководителя в этом про­цессе должна изменяться      
Функция планирова­ния дея­тельности   Планирование воспитательной работы, помощь классного руко­водителя самому себе и коллек­тиву класса в рациональной ор­ганизации деятельности. Сте­пень детского участия в процес­се планирования зависит от воз­раста учащихся      
Функция контроля и коррек­ции дея­тельности   С одной стороны, это выявление положительных результатов дея­тельности, а с другой - резуль­татов негативных и причин име­ющихся недостатков. На основе результатов контроля и само­контроля осуществляется про­цесс коррекции деятельности руководителя с классом в целом, группой учащихся, отдельными учениками, администрацией школы либо другими членами педагогического коллектива      



ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

№ п/п   Ф. И. О.   В каком кружке, секции занимается   Состоит ли на специаль­ном учете   Состояние здоровья   Рекомендации психолога и социального педагога   Сведения о родителях   Домашний адрес и телефон   Приме­чания  
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                   

Наши рекомендации