Что понимают под эффективностью работы классного руководителя?
Любого профессионала волнует эффективность его работы. Особенно проблемно стоит этот вопрос, когда речь идет о педагогической деятельности. Определить эффективность работы классного руководителя невозможно без изучения результатов его деятельности, так как эффективность определяется соотношением поставленных целей, т. е. прогнозируемого результата
и реально достигнутого.
Под результатами процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними, В данном случае это могут быть изменения:
— в учащихся класса, т. е. в их воспитанности, социальности, профессиональной сориентированности;
— в коллективе класса, т. е. в отношениях между детьми,
в уровне развития самоуправления;
— в отношениях между классным руководителем и школьниками;
— во взаимодействиях между классным руководителем и родителями, родителями и детьми, классным руководителем
и учащимися класса, педагогами школы;
— в профессионализме, педагогическом мастерстве классного руководителя,
Указанные изменения с точки зрения оценки эффективности работы классного руководителя не равнозначны. Так, воспитанность учащихся, их развитие в целом определяются многими факторами. Вклад педагога в этот результат зафиксировать очень сложно. И наоборот, изменения, происходящие в детском коллективе, в отношениях между классным руково-
дителем и учащимися, в значительной мере зависят от его деятельности, что позволяет достаточно объективно характеризовать эффективность работы. В целях полного и объективного анализа изучать результат необходимо с учетом всех этих изменений.
Высокий результат может быть достигнут разными усилиями. Поэтому под эффективностью работы классного руководителя мы понимаем соответствие степени достижения запланированного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.
Изучение результатов и эффективности работы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции. При этом педагогом решается ряд задач:
а) выявление реального состояния процесса, осуществляемое с помощью педагогического «среза», в ходе которого изучаются состояние и результативность работы с учетом поставленных задач, конкретных критериев и показателей;
б) анализ изменений, происшедших в педагогическом процессе; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности;
в) выявление возможностей развития педагогического процесса; изучение его исходного состояния и динамики является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования;
г) определение эффективности влияния работы классного руководителя на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.
§ 11. Каковы особенностиизучения эффективности работы классного руководителя?
Изучение результатов и эффективности работы классного руководителя — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность его работы влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат в данном случае невозможно. Имеет ли тогда вообще смысл изучение эффективности работы классного руководителя? Безусловно, ибо, отказавшись от этого, нельзя целенаправленно строить работу — дети тогда будут обречены на стихийное существование и развитие.
Для оценки эффективности работы классного руководителя необходимо определить соответствующие критерии и показатели. Набор общих критериев предложен в 1-й главе. Однако показатели не могут быть едиными для всех. Они уточняются самими участниками педагогического процесса с учетом конкретных целей и задач и служат инструментом для самоанализа и самооценки классного руководителя, детей, учителей, родителей. Они должны быть достаточно конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.
При изучении эффективности работы классного руководителя надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой. Более того, некоторые из них могут почти не меняться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих педагогический процесс.
Как часто оценивается эффективность работы классного руководителя? С одной стороны, это осуществляется постоянно, если речь идет о наблюдении или использовании методик исследования, которые органично вписываются в педагогический процесс, а с другой — периодически, посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Например, проводится анкетный опрос учащихся и родителей или через определенные промежутки времени создаются специальные педагогические ситуации. В этой связи можно говорить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных во времени результатах.
Для более глубокого изучения работы классного руководителя целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную в разные периоды и различными методами.
Остановимся на характеристике и методиках изучения основных результативных и процессуальных критериев и показателей эффективности работы классного руководителя.
§ 12. Как изучать воспитанность школьников?
Как уже отмечалось, изменение воспитанности связано не только с организацией работы классного руководителя. Тем не менее при педагогически целесообразной деятельности учащиеся развиваются, и это развитие можно отследить. Таким образом, эффективность работы классного руководителя в определенной мере определяется воспитанностью учеников, подготовленностью их к сознательному выбору профессии,
способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Необходимо подчеркнуть то, что установление уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации целей и задач работы классного руководителя.
Что относят к показателям воспитанности школьников? Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношения к окружающему миру.
Выделяют 3 главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Возможен и другой подход к характеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.
Существует точка зрения, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения (Л. И. Божович).
Какой комплекс качеств может выступать показателем воспитанности школьника?
В настоящее время на этот счет нет единой программы. В этой связи каждый коллектив вправе сам определить образ ученика, на формирование которого и будет направлена педагогическая работа. В качестве ориентира можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.
Для изучения результатов и эффективности работы классного руководителя наиболее объективными и реально измеряемыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Исходя из этого, предлагаем ряд методик, которые могут быть использованы в исследовании воспитанности учащихся.
Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки,то важно зафиксировать их, наблюдая за пове-
дением учащихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора школьниками своих действий.
«Акт добровольцев» как метод изучения направленности личности может естественно вписываться в учебно-воспитательный процесс. Например, в классе на доске появляются следующие объявления:
« Ребята! Поможем учителям в оформлении кабинетов! 5 сентября приглашаем всех желающих в школу к 10 часам. Совет старшеклассников -»;
«Всех желающих приглашаем на разговор-поиск «Как нашу школу сделать красивой и уютной».
«Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела».
Вот еще несколько ситуаций, созданных в одной из школ.
Учитель приходит к старшеклассникам и просит помочь в подготовке праздника для малышей. Классный руководитель обращается к учащимся с предложением посетить больного ученика, подготовить праздник для младших и т. д.
Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, проводится час творчества. Учащимся предлагается из перечня следующих занятий выбрать предмет своей деятельности:
— разработка программы вечера;
— изготовление подарка для младших школьников;
— подготовка сюрприза для одноклассников;
— изготовление украшений для вечернего платья;
— обучение элементарным навыкам самообороны и т. д. Детям предлагается выбрать занятие с указанием его главного назначения:
— проявить свои таланты;
— сделать приятный сюрприз для друзей;
— оказать помощь младшим;
— поиграть, весело провести время;
— приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т. д.
Перечень занятий зависит от реальной ситуации в классе и школе, от тех дел, к которым дети готовятся. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности. Полагаем, что хотя бы некоторое увеличение числа учащихся, проявляющих активность для оказания содействия
другим людям, свидетельствует о повышении эффективности работы классного руководителя.
Направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный тезис». Детям предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений.
Например:
— человек счастлив, когда. . .
— в хорошей школе всегда. . .
— если бы я нашел клад, то. . .
— если бы я все мог, то я. . .
— самое главное в жизни. . .
— нельзя прожить без. . .
При обработке материалов, полученных в результате использования данного метода, мнения школьников необходимо сгруппировать таким образом, чтобы можно было определить соотношение ценностей учащихся:
а) индивидуалистических или общественных;
б) вещно-предметных или духовных;
в) содержащих зло или добро для окружающих;
г) направленных на созидание или разрушение. Направленность личности школьника, характер его ценностей можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается дать ответ на следующие вопросы и задания:
— почему нельзя опаздывать на урок;
— что ты больше всего любишь или ненавидишь (напиши десять слов или фраз, отвечая на вопрос);
— что ты собираешься делать в свободное время;
— напиши 3 желания в порядке их значимости для тебя и др.
Определение ведущих мотивов школьников возможно с помощью шкалирования и ранжирования. Им предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:
3 — привлекает очень сильно;
2 — привлекает в значительной степени;
1 — привлекает слабо;
О — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
1) интересное дело;
2) возможность общения с разными людьми;
3) возможность помочь товарищам;
4) возможность передать свои знания;
5) возможность творчества;
6) возможность приобрести новые знания, умения;
7) возможность руководить другими;
8) возможность участвовать в делах своего коллектива;
9) возможность заслужить уважение товарищей;
10) возможность сделать доброе дело для других;
11) возможность выделиться среди других;
12) возможность выработать у себя определенные черты характера.
Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8,10);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, б, 12);
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Установление эффективности работы классного руководителя предполагает сравнение показателей, характеризующих учащихся в течение нескольких лет. С этой целью можно предложить таблицу 6 (см. с. 206).
Считая воспитанность учащихся важным показателем эффективности педагогической работы, подчеркнем, что параметры, фиксирующие воспитанность и ее динамику, не могут в полной мере характеризовать степень влияния работы классного руководителя на учащихся, так как на них воздействуют и другие факторы (семья, социальное окружение, средства массовой информации и т. д. ). Учитывая это при анализе и оценке эффективности работы классного руководителя, важно замерять и другие результативные критерии и показатели.