Что понимают под эффективностью работы классного руководителя?

Любого профессионала волнует эффективность его работы. Особенно проблемно стоит этот вопрос, когда речь идет о педа­гогической деятельности. Определить эффективность работы классного руководителя невозможно без изучения результатов его деятельности, так как эффективность определяется соотно­шением поставленных целей, т. е. прогнозируемого результата

и реально достигнутого.

Под результатами процесса понимают те изменения, кото­рые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними, В данном случае это могут быть из­менения:

— в учащихся класса, т. е. в их воспитанности, социально­сти, профессиональной сориентированности;

— в коллективе класса, т. е. в отношениях между детьми,

в уровне развития самоуправления;

— в отношениях между классным руководителем и школь­никами;

— во взаимодействиях между классным руководителем и ро­дителями, родителями и детьми, классным руководителем

и учащимися класса, педагогами школы;

— в профессионализме, педагогическом мастерстве классно­го руководителя,

Указанные изменения с точки зрения оценки эффективнос­ти работы классного руководителя не равнозначны. Так, вос­питанность учащихся, их развитие в целом определяются мно­гими факторами. Вклад педагога в этот результат зафиксиро­вать очень сложно. И наоборот, изменения, происходящие в детском коллективе, в отношениях между классным руково-

дителем и учащимися, в значительной мере зависят от его дея­тельности, что позволяет достаточно объективно характеризо­вать эффективность работы. В целях полного и объективного анализа изучать результат необходимо с учетом всех этих из­менений.

Высокий результат может быть достигнут разными усилия­ми. Поэтому под эффективностью работы классного руководи­теля мы понимаем соответствие степени достижения заплани­рованного результата затраченным педагогическим усилиям и средствам.

Изучение результатов и эффективности работы выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностичес­кую функции. При этом педагогом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния процесса, осуществляе­мое с помощью педагогического «среза», в ходе которого изу­чаются состояние и результативность работы с учетом постав­ленных задач, конкретных критериев и показателей;

б) анализ изменений, происшедших в педагогическом про­цессе; изучение влияния различных условий и средств на ре­зультаты работы, их эффективности и педагогической целесо­образности;

в) выявление возможностей развития педагогического про­цесса; изучение его исходного состояния и динамики является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенство­вания;

г) определение эффективности влияния работы классного руководителя на развитие личности учащегося и педагога, от­ношений в коллективе.

§ 11. Каковы особенностиизучения эффективности работы классного руководителя?

Изучение результатов и эффективности работы классного руководителя — один из самых сложных вопросов педагогичес­кой теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность его работы влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отно­шению к нему среда. В «чистом виде» определить результат в данном случае невозможно. Имеет ли тогда вообще смысл изу­чение эффективности работы классного руководителя? Безус­ловно, ибо, отказавшись от этого, нельзя целенаправленно стро­ить работу — дети тогда будут обречены на стихийное существо­вание и развитие.

Для оценки эффективности работы классного руководи­теля необходимо определить соответствующие критерии и по­казатели. Набор общих критериев предложен в 1-й главе. Од­нако показатели не могут быть едиными для всех. Они уточ­няются самими участниками педагогического процесса с учетом конкретных целей и задач и служат инструментом для самоанализа и самооценки классного руководителя, де­тей, учителей, родителей. Они должны быть достаточно кон­кретными, доступными для измерения, понятными для де­тей и взрослых.

При изучении эффективности работы классного руководи­теля надо иметь в виду, что динамика показателей может быть неодинаковой. Более того, некоторые из них могут почти не ме­няться, а иногда быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных дан­ных, характеризующих педагогический процесс.

Как часто оценивается эффективность работы классного руководителя? С одной стороны, это осуществляется посто­янно, если речь идет о наблюдении или использовании мето­дик исследования, которые органично вписываются в педа­гогический процесс, а с другой — периодически, посредством специально организуемых «срезовых» исследований. Напри­мер, проводится анкетный опрос учащихся и родителей или через определенные промежутки времени создаются специ­альные педагогические ситуации. В этой связи можно гово­рить о текущих, периодических, итоговых, отдаленных во времени результатах.

Для более глубокого изучения работы классного руководи­теля целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную в разные периоды и различными методами.

Остановимся на характеристике и методиках изучения ос­новных результативных и процессуальных критериев и пока­зателей эффективности работы классного руководителя.

§ 12. Как изучать воспитанность школьников?

Как уже отмечалось, изменение воспитанности связано не только с организацией работы классного руководителя. Тем не менее при педагогически целесообразной деятельности учащи­еся развиваются, и это развитие можно отследить. Таким об­разом, эффективность работы классного руководителя в опре­деленной мере определяется воспитанностью учеников, под­готовленностью их к сознательному выбору профессии,

способностью адаптироваться к современным условиям жиз­ни. Необходимо подчеркнуть то, что установление уровня вос­питанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному ре­зультату и степень реализации целей и задач работы классно­го руководителя.

Что относят к показателям воспитанности школьников? Общепринято считать интегральным показателем обществен­ную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности. Направлен­ность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношения к окружающему миру.

Выделяют 3 главных вида направленности: «на себя», «на объект», «на других людей». Возможен и другой подход к ха­рактеристике направленности личности: положительная, то есть направленность на добро, созидание, и отрицательная, то есть направленность на зло, разрушение.

Существует точка зрения, что показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитан­ности школьников. Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения (Л. И. Божович).

Какой комплекс качеств может выступать показателем вос­питанности школьника?

В настоящее время на этот счет нет единой программы. В этой связи каждый коллектив вправе сам определить образ ученика, на формирование которого и будет направлена пе­дагогическая работа. В качестве ориентира можно выбрать ряд интегральных отношений к высшим человеческим цен­ностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

Для изучения результатов и эффективности работы класс­ного руководителя наиболее объективными и реально измеряе­мыми показателями, на наш взгляд, являются ведущие моти­вы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки учащихся. Исходя из этого, предлагаем ряд методик, которые могут быть использованы в исследовании воспитанно­сти учащихся.

Поскольку реальным проявлением воспитанности являют­ся поступки,то важно зафиксировать их, наблюдая за пове-

дением учащихся или создавая специальные ситуации, в ос­нове которых лежит свобода выбора школьниками своих дей­ствий.

«Акт добровольцев» как метод изучения направленности личности может естественно вписываться в учебно-воспитатель­ный процесс. Например, в классе на доске появляются следую­щие объявления:

« Ребята! Поможем учителям в оформлении кабинетов! 5 сен­тября приглашаем всех желающих в школу к 10 часам. Совет старшеклассников -»;

«Всех желающих приглашаем на разговор-поиск «Как нашу школу сделать красивой и уютной».

«Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 но­ября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела».

Вот еще несколько ситуаций, созданных в одной из школ.

Учитель приходит к старшеклассникам и просит помочь в подготовке праздника для малышей. Классный руководитель обращается к учащимся с предложением посетить больного уче­ника, подготовить праздник для младших и т. д.

Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, проводится час творче­ства. Учащимся предлагается из перечня следующих занятий выбрать предмет своей деятельности:

— разработка программы вечера;

— изготовление подарка для младших школьников;

— подготовка сюрприза для одноклассников;

— изготовление украшений для вечернего платья;

— обучение элементарным навыкам самообороны и т. д. Детям предлагается выбрать занятие с указанием его глав­ного назначения:

— проявить свои таланты;

— сделать приятный сюрприз для друзей;

— оказать помощь младшим;

— поиграть, весело провести время;

— приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т. д.

Перечень занятий зависит от реальной ситуации в классе и школе, от тех дел, к которым дети готовятся. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуаци­ях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и дея­тельности. Полагаем, что хотя бы некоторое увеличение числа учащихся, проявляющих активность для оказания содействия

другим людям, свидетельствует о повышении эффективности работы классного руководителя.

Направленность личности может быть изучена с помощью метода «недописанный тезис». Детям предлагается за неболь­шой промежуток времени закончить одно или несколько пред­ложений.

Например:

— человек счастлив, когда. . .

— в хорошей школе всегда. . .

— если бы я нашел клад, то. . .

— если бы я все мог, то я. . .

— самое главное в жизни. . .

— нельзя прожить без. . .

При обработке материалов, полученных в результате исполь­зования данного метода, мнения школьников необходимо сгруп­пировать таким образом, чтобы можно было определить соот­ношение ценностей учащихся:

а) индивидуалистических или общественных;

б) вещно-предметных или духовных;

в) содержащих зло или добро для окружающих;

г) направленных на созидание или разрушение. Направленность личности школьника, характер его ценно­стей можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлага­ется дать ответ на следующие вопросы и задания:

— почему нельзя опаздывать на урок;

— что ты больше всего любишь или ненавидишь (напиши десять слов или фраз, отвечая на вопрос);

— что ты собираешься делать в свободное время;

— напиши 3 желания в порядке их значимости для тебя и др.

Определение ведущих мотивов школьников возможно с по­мощью шкалирования и ранжирования. Им предлагается оп­ределить, что и в какой степени привлекает их в деятельности. Для ответа используется следующая шкала:

3 — привлекает очень сильно;

2 — привлекает в значительной степени;

1 — привлекает слабо;

О — не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1) интересное дело;

2) возможность общения с разными людьми;

3) возможность помочь товарищам;

4) возможность передать свои знания;

5) возможность творчества;

6) возможность приобрести новые знания, умения;

7) возможность руководить другими;

8) возможность участвовать в делах своего коллектива;

9) возможность заслужить уважение товарищей;

10) возможность сделать доброе дело для других;

11) возможность выделиться среди других;

12) возможность выработать у себя определенные черты ха­рактера.

Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) общественные мотивы (пункты 3, 4, 8,10);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, б, 12);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет оп­ределить преобладающие мотивы участия школьников в дея­тельности.

Установление эффективности работы классного руководи­теля предполагает сравнение показателей, характеризующих учащихся в течение нескольких лет. С этой целью можно пред­ложить таблицу 6 (см. с. 206).

Считая воспитанность учащихся важным показателем эф­фективности педагогической работы, подчеркнем, что пара­метры, фиксирующие воспитанность и ее динамику, не мо­гут в полной мере характеризовать степень влияния работы классного руководителя на учащихся, так как на них воздей­ствуют и другие факторы (семья, социальное окружение, средства массовой информации и т. д. ). Учитывая это при ана­лизе и оценке эффективности работы классного руководите­ля, важно замерять и другие результативные критерии и по­казатели.

Наши рекомендации