Как же педагогически целесообразно организовать взаимодействие класса и клубных объединений?

По способу организации школьные клубные объединения разнообразны: одни из них включают детей разных возрастов, в других занимаются учащиеся из одной параллели, третьи со­здаются на базе одного класса. Очевидно, что в каждом случае можно говорить о специфике взаимодействия классного и клуб­ного коллективов. Но заметим при этом, что взаимодействие это есть всегда и от его эффективности зависит степень реализации своих функций разнотипными первичными коллективами. Классы являются «поставщиками кадров» для клубов; в то же время полученные в объединениях знания, умения и навыки

школьники в первую очередь несут в свои классы, «оживляя» их жизнь, делая ее более разнообразной, укрепляя межличност­ные отношения между детьми и педагогами.

По отношению к классу клубные объединения выполняют по крайней мере три функции: компенсаторную, стимулирую­щую и интегрирующую.

Как мы уже отмечали, объединения по интересам предос­тавляют своим участникам возможность развить творческие способности и задатки, создают условия для общения, самоут­верждения, что далеко не всегда реально в классе, где много обязательного, не соотносящегося с интересами и потребностя­ми школьника. Кроме того, жизнь классного коллектива под­час излишне заорганизованна, лишена творческого начала, что недопустимо в клубе вообще, исходя из его сути. Таким обра­зом, компенсаторная функция объединения по интересам реа­лизуется и по отношению к отдельной личности, и по отноше­нию к классу в целом.

Деятельность творческих коллективов по интересам может стимулировать жизнь класса: ведь участники объединений вно­сят в него новизну, оригинальность, нестандартность. Внесение этого в работу класса может проявляться и в том, что в нем орга­низуются дела, мероприятия клубного характера (конкурсы, «капустники», спектакли-экспромты и др. ), и в том, что школь­ники, занимающиеся в объединениях и овладевшие навыками организации творческой деятельности, стимулируют своих од­ноклассников к активизации жизни класса. Кроме того, выс­тупая заводилами дел, внося элементы новизны, они могут также стимулировать и классного руководителя к работе по-но­вому.

Интегративная функция клубных объединений по отноше­нию к классу реализуется в том, что, с одной стороны, в деятель­ности клубов в значительной мере усиливается познавательный компонент, а с другой — клубность становится характерной

чертой жизнедеятельности класса.

Характер взаимодействия класса и объединений по интере­сам существенно зависит от того, каковы они по способу орга­низации. Если в них занимаются учащиеся разных возрастов или разных классов одной параллели, то связи эти будут по типу дополнения; если клуб функционирует на базе одного класса и в его состав входят все или большинство детей из его соста­ва,—по типу проникновения (Л. И. Новикова). В последнем слу­чае руководитель объединения должен помнить, что клуб под­стерегает опасность оказаться замкнутым, стать автономным

образованием в целостной системе работы школы. Это может случиться, во-первых, если объединение не связано с жизнью школьного коллектива и его деятельность не носит обществен­но полезного характера; во-вторых, если в это объединение зак­рыт доступ для желающих в нем заниматься.

Заметим также, что если большинство учащихся класса становятся членами творческого объединения (созданного на базе класса или другого типа), у них иногда появляется поте­ря интереса к жизни классного коллектива. Особенно это характерно для тех классов, где работа с учащимися постав­лена плохо, а классный руководитель не уважаем детьми. В этом случае клуб, безусловно, может возместить вакуум об­щения, предоставить возможности для удовлетворения по­требностей учащихся в творчестве, самовыражении и т. д. Однако он никогда не сможет полностью реализовать функ­ции классного коллектива, и его члены много теряют от «ухо­да» из него. Мало того, подобное явление нередко ведет к кон­фликтам между детьми и классным руководителем, между ним и руководителем объединения, и разрешение этих кон­фликтов далеко не однозначно. Иногда, наоборот, возникает ситуация, когда классный руководитель отдает детей «на от­куп» клубу и практически перестает заниматься организаци­ей внеучебной работы.

Решение такой проблемы обычно очень сложно и зависит прежде всего от способности классного руководителя изменить свою позицию. Кстати, при правильном понимании им создав­шегося положения эта ситуация может стимулировать его дея­тельность по руководству классом, заставить изменить харак­тер своей работы, что будет способствовать повышению его авторитета среди детей.

В аспекте рассмотрения взаимодействия класса и клубного объединения интересно отметить еще одно явление. Статус школьника в классе и объединении по интересам может совпа­дать, не совпадать и находиться в противоречии. Причем заня­тия в клубе могут как способствовать оптимизации этого соот­ветствия, так и обострить существующую ситуацию. Последнее обычно происходит тогда, когда учащийся, завоевавший авто­ритет в клубе, пытается автоматически перенести его в класс, где до этого большим уважением не пользовался. Это часто при­водит к конфликтам со сверстниками.

Классному руководителю необходимо помочь школьнику определить свое место в коллективе, предоставив ему поле дея­тельности для самоутверждения (при этом, кстати, могут быть

использованы и его заслуги в клубе), для завоевания настоящего авторитета среди одноклассников.

Еще одно типичное явление: формальные и неформальные лидеры класса или школы зачастую не желают быть таковыми в объединении по интересам и с удовольствием работают в них на положении рядовых членов. Опыт свидетельствует, что не надо навязывать им « посты » — при правильно организованном педагогическом процессе они сами, исподволь, помогут объе­динению, используя свои организаторские способности и авто­ритет.

Говоря о взаимодействии класса и клубных объединений, необходимо, на наш взгляд, проследить характер взаимосвязи клубной работы с основной деятельностью школьников — учеб­ной. Связь эта естественна: в определении содержания деятель­ности объединения его руководитель, участники ориентируют­ся на возможности учащихся, во многом определяемые уровнем их знаний, умений и навыков, полученных в учебной работе;

в то же время человек, овладевший навыками творческой дея­тельности, легче добивается успехов в учебе.

В случае педагогически целесообразно организованной дея­тельности по созданию воспитательной системы школы, когда урок становится его неотъемлемой частью, привлечение школь­ников к клубной работе может в значительной степени повысить его эффективность.

Это проявляется в различных аспектах. Во-первых, в содер­жании учебных занятий: ведь школьники, занимающиеся в творческих объединениях, более любознательны, эруди-рованы, как правило, больше читают, лучше владеют словом и т. д.

Во-вторых, в организации учебного процесса. Члены клуб­ного объединения обычно с большим желанием участвуют в ак­тивных формах работы: обсуждении проблемных ситуаций, дискуссиях, познавательных играх и т. д.

Воспитательная значимость урока может быть повышена, например, за счет специально создаваемых ситуаций, в которых учащиеся апеллируют к опыту работы клуба, или за счет ис­пользования некоторых форм клубной работы на уроке.

И, наконец, в-третьих, повысить эффективность урока мо­гут те отношения сотрудничества, которые сложились меж­ду педагогом и детьми в процессе совместной работы. Даже в том случае, если учитель, не являясь руководителем объе­динения по интересам, куда входят его ученики, помогает ему в работе или просто с пониманием относится к его деятельно-

сти, между ним и детьми складываются отношения взаимо­доверия и взаимоуважения. Иногда учащиеся — члены клу­ба, внося в урок творческое начало (исходя из опыта объеди­нения), стимулируют педагога к поиску, а то и приводят

в свой коллектив.

Однако нередки и случаи возникновения конфликтов меж­ду учителем (классным руководителем) и участниками объеди­нения, как правило, в связи со снижением успеваемости.

Причины этого могут быть разными. Чаще всего конфлик­ты связаны с тем, что школьники, начав заниматься в объеди­нении, попав «в свою стихию», увлекаются и забывают про уче­бу. Такое положение обычно легко поправимо, и опытные педагоги знают это. Другая причина — глубинная и, как пра­вило, труднорешаемая. Занимаясь в творческом коллективе, школьник, увидев, как может быть организована «настоящая жизнь», сумев найти себя, утвердиться среди сверстников, по­чувствовать интерес к своей личности, перестает стереотипно воспринимать урок и учителя. Он становится нетерпимым к за­нятиям по принуждению, жесткому, авторитарному стилю ру­ководства со стороны учителя-предметника или классного ру­ководителя и т. д. Сложнее, когда явление становится массовым и целая группа детей входит в конфронтацию с учителем. Это чаще всего приводит к конфликту между учителем и руководи­телем творческого объединения.

Названные выше проблемы в значительной степени могут быть успешно решены при умелом руководстве классомсо сто­роны классного руководителя.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ УЧЕНИКА

Наши рекомендации