Как же педагогически целесообразно организовать взаимодействие класса и клубных объединений?
По способу организации школьные клубные объединения разнообразны: одни из них включают детей разных возрастов, в других занимаются учащиеся из одной параллели, третьи создаются на базе одного класса. Очевидно, что в каждом случае можно говорить о специфике взаимодействия классного и клубного коллективов. Но заметим при этом, что взаимодействие это есть всегда и от его эффективности зависит степень реализации своих функций разнотипными первичными коллективами. Классы являются «поставщиками кадров» для клубов; в то же время полученные в объединениях знания, умения и навыки
школьники в первую очередь несут в свои классы, «оживляя» их жизнь, делая ее более разнообразной, укрепляя межличностные отношения между детьми и педагогами.
По отношению к классу клубные объединения выполняют по крайней мере три функции: компенсаторную, стимулирующую и интегрирующую.
Как мы уже отмечали, объединения по интересам предоставляют своим участникам возможность развить творческие способности и задатки, создают условия для общения, самоутверждения, что далеко не всегда реально в классе, где много обязательного, не соотносящегося с интересами и потребностями школьника. Кроме того, жизнь классного коллектива подчас излишне заорганизованна, лишена творческого начала, что недопустимо в клубе вообще, исходя из его сути. Таким образом, компенсаторная функция объединения по интересам реализуется и по отношению к отдельной личности, и по отношению к классу в целом.
Деятельность творческих коллективов по интересам может стимулировать жизнь класса: ведь участники объединений вносят в него новизну, оригинальность, нестандартность. Внесение этого в работу класса может проявляться и в том, что в нем организуются дела, мероприятия клубного характера (конкурсы, «капустники», спектакли-экспромты и др. ), и в том, что школьники, занимающиеся в объединениях и овладевшие навыками организации творческой деятельности, стимулируют своих одноклассников к активизации жизни класса. Кроме того, выступая заводилами дел, внося элементы новизны, они могут также стимулировать и классного руководителя к работе по-новому.
Интегративная функция клубных объединений по отношению к классу реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной мере усиливается познавательный компонент, а с другой — клубность становится характерной
чертой жизнедеятельности класса.
Характер взаимодействия класса и объединений по интересам существенно зависит от того, каковы они по способу организации. Если в них занимаются учащиеся разных возрастов или разных классов одной параллели, то связи эти будут по типу дополнения; если клуб функционирует на базе одного класса и в его состав входят все или большинство детей из его состава,—по типу проникновения (Л. И. Новикова). В последнем случае руководитель объединения должен помнить, что клуб подстерегает опасность оказаться замкнутым, стать автономным
образованием в целостной системе работы школы. Это может случиться, во-первых, если объединение не связано с жизнью школьного коллектива и его деятельность не носит общественно полезного характера; во-вторых, если в это объединение закрыт доступ для желающих в нем заниматься.
Заметим также, что если большинство учащихся класса становятся членами творческого объединения (созданного на базе класса или другого типа), у них иногда появляется потеря интереса к жизни классного коллектива. Особенно это характерно для тех классов, где работа с учащимися поставлена плохо, а классный руководитель не уважаем детьми. В этом случае клуб, безусловно, может возместить вакуум общения, предоставить возможности для удовлетворения потребностей учащихся в творчестве, самовыражении и т. д. Однако он никогда не сможет полностью реализовать функции классного коллектива, и его члены много теряют от «ухода» из него. Мало того, подобное явление нередко ведет к конфликтам между детьми и классным руководителем, между ним и руководителем объединения, и разрешение этих конфликтов далеко не однозначно. Иногда, наоборот, возникает ситуация, когда классный руководитель отдает детей «на откуп» клубу и практически перестает заниматься организацией внеучебной работы.
Решение такой проблемы обычно очень сложно и зависит прежде всего от способности классного руководителя изменить свою позицию. Кстати, при правильном понимании им создавшегося положения эта ситуация может стимулировать его деятельность по руководству классом, заставить изменить характер своей работы, что будет способствовать повышению его авторитета среди детей.
В аспекте рассмотрения взаимодействия класса и клубного объединения интересно отметить еще одно явление. Статус школьника в классе и объединении по интересам может совпадать, не совпадать и находиться в противоречии. Причем занятия в клубе могут как способствовать оптимизации этого соответствия, так и обострить существующую ситуацию. Последнее обычно происходит тогда, когда учащийся, завоевавший авторитет в клубе, пытается автоматически перенести его в класс, где до этого большим уважением не пользовался. Это часто приводит к конфликтам со сверстниками.
Классному руководителю необходимо помочь школьнику определить свое место в коллективе, предоставив ему поле деятельности для самоутверждения (при этом, кстати, могут быть
использованы и его заслуги в клубе), для завоевания настоящего авторитета среди одноклассников.
Еще одно типичное явление: формальные и неформальные лидеры класса или школы зачастую не желают быть таковыми в объединении по интересам и с удовольствием работают в них на положении рядовых членов. Опыт свидетельствует, что не надо навязывать им « посты » — при правильно организованном педагогическом процессе они сами, исподволь, помогут объединению, используя свои организаторские способности и авторитет.
Говоря о взаимодействии класса и клубных объединений, необходимо, на наш взгляд, проследить характер взаимосвязи клубной работы с основной деятельностью школьников — учебной. Связь эта естественна: в определении содержания деятельности объединения его руководитель, участники ориентируются на возможности учащихся, во многом определяемые уровнем их знаний, умений и навыков, полученных в учебной работе;
в то же время человек, овладевший навыками творческой деятельности, легче добивается успехов в учебе.
В случае педагогически целесообразно организованной деятельности по созданию воспитательной системы школы, когда урок становится его неотъемлемой частью, привлечение школьников к клубной работе может в значительной степени повысить его эффективность.
Это проявляется в различных аспектах. Во-первых, в содержании учебных занятий: ведь школьники, занимающиеся в творческих объединениях, более любознательны, эруди-рованы, как правило, больше читают, лучше владеют словом и т. д.
Во-вторых, в организации учебного процесса. Члены клубного объединения обычно с большим желанием участвуют в активных формах работы: обсуждении проблемных ситуаций, дискуссиях, познавательных играх и т. д.
Воспитательная значимость урока может быть повышена, например, за счет специально создаваемых ситуаций, в которых учащиеся апеллируют к опыту работы клуба, или за счет использования некоторых форм клубной работы на уроке.
И, наконец, в-третьих, повысить эффективность урока могут те отношения сотрудничества, которые сложились между педагогом и детьми в процессе совместной работы. Даже в том случае, если учитель, не являясь руководителем объединения по интересам, куда входят его ученики, помогает ему в работе или просто с пониманием относится к его деятельно-
сти, между ним и детьми складываются отношения взаимодоверия и взаимоуважения. Иногда учащиеся — члены клуба, внося в урок творческое начало (исходя из опыта объединения), стимулируют педагога к поиску, а то и приводят
в свой коллектив.
Однако нередки и случаи возникновения конфликтов между учителем (классным руководителем) и участниками объединения, как правило, в связи со снижением успеваемости.
Причины этого могут быть разными. Чаще всего конфликты связаны с тем, что школьники, начав заниматься в объединении, попав «в свою стихию», увлекаются и забывают про учебу. Такое положение обычно легко поправимо, и опытные педагоги знают это. Другая причина — глубинная и, как правило, труднорешаемая. Занимаясь в творческом коллективе, школьник, увидев, как может быть организована «настоящая жизнь», сумев найти себя, утвердиться среди сверстников, почувствовать интерес к своей личности, перестает стереотипно воспринимать урок и учителя. Он становится нетерпимым к занятиям по принуждению, жесткому, авторитарному стилю руководства со стороны учителя-предметника или классного руководителя и т. д. Сложнее, когда явление становится массовым и целая группа детей входит в конфронтацию с учителем. Это чаще всего приводит к конфликту между учителем и руководителем творческого объединения.
Названные выше проблемы в значительной степени могут быть успешно решены при умелом руководстве классомсо стороны классного руководителя.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ УЧЕНИКА