Центр художественного творчества в групповом помещении
1. Восковые и акварельные мелки.
2. Цветной мел.
3. Гуашь, акварельные краски.
4. Фломастеры, цветные карандаши.
5. Пластилин, глина, соленое тесто.
6. Цветная и белая бумага, картон, кусочки обоев, наклейки,
ткани, нитки, ленты, тесьма, самоклеящаяся пленка, при
родный материал, старые открытки, проспекты, плакаты и
другие материалы, необходимые для изготовления поделок.
7. Контейнеры с бусинами, контейнер с бисером.
8. Мотки проволоки и лески разного сечения.
9. Рулон простых белых обоев.
10. Кисти, палочки, стеки, ножницы.
11. Трафареты, клише, печатки.
12. Клейстер.
13. Доски для рисования мелом, фломастерами.
14. «Волшебный экран».
15. Пооперационные карты выполнения поделок.
16. Белая и цветная ткань для вышивания, пяльцы, мулине,
цветная шерстяная пряжа.
17. Емкость для мусора.
Музыкальное развитие
Формировать у детей музыкальный вкус, знакомя их с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысот-ный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар.
Слушание. Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ. Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой. Прививать любовь к слушанию
218_________________ Подготовительная к школе логопедическая группа
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...
произведений русских, советских и зарубежных композиторов-классиков (М.Глинка, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, С. Рахманинов, В. Моцарт, Р. Шуман, Л. Бетховен, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Кабалевский).
Пение. Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения). Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы. Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст.
Музыкально-ритмические движения. Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных.
Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии.
Продолжать развивать умение играть в ансамбле небольшие попевки, русские народные песни, произведения композиторов-классиков.
Рекомендуемые музыкальные произведения для слушания:М. Глинка «Детская полька»; П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Песня жаворонка», «Осенняя песня», «Зимнее утро», «Охота», «На тройке», «Святки», «У камелька», «Масленица», «Песнь жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи»; М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; А. Хачатурян «Танец с саблями»; Г. Свиридов «Зима пришла», «Тройка»; Д. Шостакович «Гавот», «Полька», «Танец», «Шарманка»; В. Моцарт «Колыбельная»; А. Вивальди «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; Г. Ибсен «В пещере горного короля»; Э. Григ «Шествие гномов» и др. произведения по выбору музыкального руководителя.
Рекомендуемые песни:«Вот и осень во дворе»1, «Медвежонок плюшевый», «Капризные лягушки» 2; Е. Теличеева, М. Долинов «Ходит зайка по
саду»; рус. нар. «Скок-скок, поскок»; Ю. Чичков, К. Ибряев «Здравствуй, Родина моя!»; Е. Теличеева, Л. Некрасова «Летние цветы»; В. Иванников, О. Фадеева «Самая хорошая!», Ю. Слонов, В. Малков «До свиданья, детский сад!» и другие по выбору музыкального руководителя и учителя-логопеда, «Качели», «Эхо», «Часы», «Труба», «Колыбельная», «Бубенчики», «Наш дом», «Лесенка» (муз. Е. Теличеевой), «Скворушка прощается» (муз. Т. Потапенко, cл. М. Ивенсен), «Будет горка во дворе» (муз. Т. Потапенко, cл. Е. Авдиен-ко), «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик, cл. 3. Петровой), «Мамин праздник» (муз. Ю.Гурьева, cл. С.Вигдорова), «Будем в армии служить» (муз. Ю.Чичикова, cл. В.Малкова), «Буденновец» (муз. Я.Дубровина, cл. М. Норинского), «Пошла млада за водой» (рус. нар. песня в обр. В. Ага-фонникова), «Ой, вставала я ранешенько» (рус. нар. песня в обр. Н. Мет-лова), «Коляда» (рус. нар. обрядовая песня), детские песенки В. Шаинского, Г. Струве по выбору музыкального руководителя.
Музыкально-ритмические упражнения:Р. Шуман «Смелый наездник», Е. Теличеева «Бег»; Т. Ломова «Упражение с лентами»; Т. Ломова «Упражнение с цветами», С. Соснин «Упражнение с кубиками», В. Золотарев «Шагают девочки и мальчики», С. Майкапар «Росинки», С. Затеплинский «Танец», Ж. Люлли «Марш», «Заплетися, плетень» (рус. нар. песня в обр. Н. Римского-Корсакова), «Хороводный шаг» (рус. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой), Б. Можжевелов «Веселые поскоки», Л. Бетховен «Ветерок и ветер», Т. Ломова «Мельница», Т. Ломова «Упражнение с лентами», А. Жилинский «Детская полька» и другие по выбору музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Танцы и пляски:Л. Келер «Танец с бубнами», Э. Градески «Танец с физкультурными палками», Г. Гладков «Ритмический танец», Л. Маркелов «Парный танец», Н. Шахин «Полька»1, А. Ферро «Танец в парах», А. Абрамов «Кадриль», Ф. Шуберт «Фонтан» 2, «Парная пляска» (карельск. народ, мел.), «Круговой галоп» (венг. нар. мел. в обр. Н. Метлова), Ю. Чичиков, А.Жилин «Танец снежинок», Ф.Даргомыжский «Танец петрушек», «Пря-лица» (рус. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой), «На мосточке» (муз. А. Филиппенко, cл. Г. Бойко), этюды, игры, упражнения из сборника М. Чистяковой «Психогимнастика».
Игры, игры-хороводы:«Гори ясно!» (рус. нар. игра в обр. С. Бодренко-ва), «Щучка», «Дедушка Ермак», «Горшки», «Селезень», «Золотые ворота» (рус. нар. игры), «Как на тоненький ледок» (рус. нар. песня), Т.Ломова «Ищи», М. Шварц «Кто скорей», «На горе-то калина» (рус. нар. мелодия в
1 Юдина С. Ю. Мои любимые праздники.
2 Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.
1 Федорова Г. П. Танцы для детей.
2 Федорова Г. П. Весенний бал.
Подготовительная к школе логопедическая группа
обр. А. Новикова), «Бери флажок» (венгерская нар. мелодия) и другие по выбору музыкального руководителя.
Игры с пением:«Игра с цветами», «Музыкальный котик»1, В. Мороз «Лиса и зайцы-музыканты», А. Филиппенко «Три медведя», Ю. Слонова «Лиса и утята»2, «Всем, Надюша, расскажи», «Пошла млада», «Селезень», «Кострома» (рус. нар. песни), музыкально-ритмические композиции из сборника А. Бурениной «Ритмическая пластика» и другие по выбору музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Произведения для исполнения на детских музыкальныхинструментах:
русск. нар. мелодии «На зеленом лугу», «Во саду ли, в огороде», «Я на горку шла», «Во поле береза стояла»; И. Беркович «К нам гости пришли», Е. Те-личеева «В нашем оркестре», П. Чайковский «Танец маленьких лебедей», В. Моцарт «Турецкий марш», «Во саду ли, в огороде» (рус. нар. песня) и другие по выбору музыкального руководителя.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Музыкальный центр в групповом помещении
1.Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, ле
сенка).
2. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан,
погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба,
трещотка, треугольник, валдайские колокольчики).
3. Ложки, палочки, молоточки, кубики.
4. Звучащие предметы-заместители.
5. Магнитофон, аудиокассеты с записью голосов природы, дет
ских песенок, музыкальных произведений по программе (по
совету музыкального руководителя).
6. Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для
театрализованных представлений, подвижных игр, пальчи
ковой гимнастики.
7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по кар
тинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»,
«Бубенчики», «Какая музыка»).
8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович,
М. Глинка, Д. Кабалевский и др.).
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...__________ 221
Игровая и театрализованная деятельность
Подвижные игры. Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты.
Развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений, подвижность, ловкость.
Настольно-печатные дидактические игры. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, проявлять самостоятельность в организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов.
Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, память, интеллектуальное мышление.
Сюжетно-ролевая игра. Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры.
Театрализованные игры. Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Рекомендуемые подвижные игры:«Дождик», «Капуста», «Садовник», «Журавли учатся летать», «За грибами», «Игра в стадо», «Медведь», «Зимние забавы», «С Новым годом», «Старый клен», «Летучая рыба», «Солнышко»1; «Ловля парами», «Бег с горящей свечой», «Бег сороконожек», «Рак пятится назад», «Запятнай соседа», «Совушка», «Погоня», «Капкан», «Двенадцать палочек», «Волки во рву», «Кто сделал меньше прыжков», «Лягушки и цапля», «Прыжки в приседе», «Жаба», «Перекати мяч», «Защита укрепления», «Меткий удар», «Подвижная цель», «Охотники и лисицы» 2.
1 Вихарева Г. Ф. Песенка, звени!
2 Федорова Г. П. Играем, танцуем, поем.
1 Нищева Н. В. Система коррекционной работы...
2 Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7.
222 Подготовительная к школе логопедическая группа
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы...
Рекомендуемые настолько-печатные игры:лото «Два и пять», лото «Кто где живет?», лото «Скоро в школу», лото «Мы любим спорт», домино «Садовые ягоды», домино «Птицы», домино «Полевые цветы», игры-«ходил-ки», «Любимые сказки», «Путешествие Колобка» и другие.
Рекомендуемые сюжетно-ролевые игры:«Дочки-матери», «Хозяюшки», «В кафе», «В прививочном кабинете», «На приеме у врача», «Айболит», «Пограничники», «Перекресток», «На стройке», «Моряки» и другие.
Рекомендуемые виды игр и упражнений по театрализованной деятельности:игра-пантомима, театрализованная игра, инсценировка, драматизация.