Лекция с применением техники обратной связи.

При проведении такой лекции используются специально оборудованные классы для программированного обучения, предполагающие наличие у каждого обучающегося персональной ЭВМ, связанной с компьютером преподавателя. Таким образом он получает возможность с помощью технических устройств получать ответы всей группы слушателей на поставленный им вопрос.

Вопросы задаются в начале и в конце изложения каждого раздела лекции. В первом случае для того чтобы узнать, насколько слушатели ориентируются в проблеме. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, он читает соответствующий раздел лекции, после чего задает слушателям новые вопросы, которые предназначены уже для того, чтобы выяснить степень освоенности только что изложенного материала.

55. Семинарские занятия, их разновидности и методика проведения.

Семинар (от лат. seminarium - рассадник знаний) — один из основных методов обсуждения учебного материала в высшей школе. Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа информации, формирования и развития научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

В практике работы высших учебных заведений в основном практикуются три типа семинаров: способствующие углубленному изучению определенного систематического курса; помогающие изучению отдельных основных или наиболее важных тем (проблем) курса; семинары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой (спецсеминары).

В зависимости от времени проведения указанные семинары подразделяются на промежуточные, рубежные и итоговые по темам и разделам курса.

Успех семинара, активность студентов на нем закладываются на лекции, которая, как правило, предшествует семинару. Лекционный курс в значительной мере определяет уровень семинара. Главное, что обеспечивает успех семинара, — интерес аудитории к обсуждаемым проблемам.

Исходя из того, что семинар в вузе является групповым занятием под руководством преподавателя, его основные задачи состоят в том, чтобы: углубить и закрепить знания, полученные на лекциях и в ходе самостоятельной работы; проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом в студенческой аудитории; выработать умение формулировать, обосновывать и излагать собственное суждение по обсуждаемому вопросу, умение отстаивать свои взгляды.

Раскроем особенности подготовкипреподавателя и обучающихся к проведению семинарского занятия.

Успех семинара зависит от многих слагаемых: теоретической, педагогической и методической подготовки преподавателя, его организаторской работы по подготовке семинарского занятия, а также от степени подготовленности обучающихся, их активности на самом занятии.

Подготовка семинара начинается с изучения преподавателем исходной документации, определения (уточнения) целей и задач семинара, времени подготовки слушателей. В результате этой работы у преподавателя должно сложиться четкое представление о дидактических и воспитательных целях семинара, объёме работ, который должен выполнить каждый его участник, проблемах, которые следует поставить в лекции, чтобы иметь возможность глубоко в них разобраться.

Только после этого можно приступать к разработке плана проведения семинарского занятия. План, выдаваемый студентам до проведения Семинара, служит основным методическим документом для организации их самостоятельной работы.

В зависимости от избранной методики планможет иметь различную структуру, Несмотря на это, в качестве обязательных его компонентов выступают тема, дидактические и воспитательные цели занятия, организационно-методические указания, учебные вопросы, подлежащие рассмотрению, темы докладов, сообщений, рефератов, рекомендованная литература.

Объем материала, выносимого на семинар, определяется отводимым для этого временем и числом вопросов. Для двухчасового занятия их, как правило, должно быть не более 2-3.

Расчет времени. Разумеется, для двухчасового и четырехчасового семинара расчет будет различным. При этом преподаватель ориентировочно исходит из того, что в ходе семинара время расходуется на вступительное слово (не более 5 минут); основной доклад одного из студентов (до 15—20 минут); выступления с мест (до 10 минут); постановку новых вопросов, исправление допущенных обучающимися неточностей и ошибок, заключительное слово по всему семинару (в пределах 25—30 минут).

Таким образом, на организацию, управление ходом семинара и подведение итогов в общей сложности расходуется около 25 процентов отведенного учебного времени. Остальное время преподаватель распределяет в зависимости от сложности рассматриваемых вопросов.

Как Известно, порядок обсуждения вопросов плана может быть самым разнообразным, он зависит от формы семинара и тех целей, которые ставятся перед данным занятием для группы обучающихся. В условиях вуза чаще всего используются три схемы: реферативно-докладная, вопросно-ответная и смешанная.

При реферативно-докладной схеме по каждому вопросу вначале заслушивается реферат или доклад, подготовленный одним из студентов, а при вопросно-ответной - выступление одного из обучающихся (по выбору преподавателя), после чего организуется развернутая беседа. В смешанной форме по одному из вопросов заслушивается реферат (доклад), а по другим — выступления студентов (по их желанию). В конце обсуждения основной докладчик делает общее заключение.

Чтобы семинар был по-настоящему активным, он должен носить дискуссионный, но управляемый характер. Для этого сценарий дискуссии продумывается преподавателем заранее.

Важное значение в решении дидактических задач, определенных преподавателем на предстоящее занятие, имеет сама организация проведения семинара.

Многие считают, что семинар начинается вступительным словом преподавателя. В действительности он начинается с проверки готовности обучающихся к занятию. Проверку можно проводить по-разному, в зависимости от формы семинара и его организации. Некоторые преподаватели ограничиваются тем, что обращаются к студентам с вопрос сом о том, изучили ли они литературу, возникли ли у них вопросы - или просто спрашивают, кто не подготовился к занятию.

Вступительное слово преподавателя должно быть не только кратким, но и энергичным, мобилизующим, проблемным. Это своего рода установка на мобилизацию внимания.

Выступления студентов по вопросам семинара могут быть выполнены в виде реферата, доклада или сообщения, отличающихся прежде всего по глубине осмысление рассматриваемого вопроса. Хотя в целом четкую грань между ними провести очень трудно.

Реферат - краткое изложение (в письменной или устной форме) содержания изученных произведений, монографий, статей периодической печати, а также личного опыта в рассматриваемой области.

Доклад и сообщение — краткое выступление студентов до одному из рассматриваемых вопросов на основе обобщения всего изученного материала.

Дополнительные вопросы студентам — основное средство управления ходом семинара. С их помощью преподаватель направляет выступление или дискуссий в нужное русло.

В ходе семинара педагог-руководитель использует вопросы уточняющие, встречающие, наводящие и проблемные.

Уточняющие вопросы принуждают выступающего на семинаре конкретизировать сказанную мысль, четко и определенно сформулировать ее. Наводящие, или направляющие вопросы выводят обсуждение или полемику в нужное русло, устраняют нежелательные отклонения от проблемы. Встречные вопросы близки к постановке задач на самостоятельность мышления, так как включают требования дополнительного аргументирования или анализа содержания отдельных положений. Проблемные вопросы — это методические приёмы, используемые для углубления знаний.

Важное значение при проведении семинарского занятия имеет дискуссии и полемики. Как уже отмечалось, семинар - это метод обучения, опирающийся на групповое мышление, отличительная чёрта которого — активизация коллективной мыслительной деятельности в рассматриваемой области, нахождение неожиданных решений сложных научных вопросов и проблем;

Семинар, как и любой другой вид учебных занятий, предполагает широкое использование средств наглядности и иллюстративного материала. Из средств наглядности чаще всего используются плакаты, компьютерные изображения и слайды, изготовленные на специальных прозрачных поверхностях, диафильмы (диапозитивы), видеозаписи и т.п.

Заключительное слово преподавателя определяется содержанием семинара и может содержать: оценку выступления каждого студента и группы в целом; оценку уровня обсуждения вопросов в целом; краткое содержание существа обсуждаемых проблем, их теоретическое и методическое значение; ответы на вопросы, которые не получили должного освещения в ходе семинара; оценку сильных и слабых сторон выступлений, причем важно отметить яркую и самостоятельную мысль или выступление кого-либо из обучающихся, если оно того заслуживает; рекомендации желающим ознакомиться с дополнительной литературой; пожелания по подготовке к очередному семинару.

Заключение по итогам семинара не должно превышать 10 минут. Язык должен быть лаконичным и строгим, мысль - предельно сжатой.

Различные виды семинарских занятий, нашедших широкое применение в высших учебных заведениях России.

Наши рекомендации