Педагогическое тестирование как средство контроля знаний.

Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Контроль обеспечивает обратную связь, т. е. получение информации о результатах учебной деятельности обучаемых.

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.

Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем). Главная функция комплексной проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей, практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, полученных из всех изученных предметов

В настоящее время в системе общего образования России широкое распространение получают нетрадиционные формы обучения и контроля. К таким формам можно отнести педагогические тесты.

Педагогический тест следует понимать как систему заданий специфической формы и определенного содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, создаваемой с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности обучающихся [2].

Из определения следует, что ПТ целесообразно рассматривать не как обычную совокупность или набор заданий, а как систему, обладающую двумя главными системными факторами: содержательным составом тестовых заданий, образующих наилучшую целостность, и нарастанием трудности от задания к заданию.

Принцип нарастания трудности позволяет определить уровень знаний и умений по контролируемой дисциплине, а обязательное ограничение времени тестирования – выявить наличие навыков и умений. Трудность задания как субъективное понятие определяется эмпирически, по величине доли неправильных ответов. Этим трудность отличается от объективного показателя – сложности, под которой понимают совокупность числа понятий, вошедших в задание, числа логических связей между ними и числа операций, необходимых для выполнения задания.

Отметим, что задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых превращаются в истинные или ложные. Исходя из технологичности процедуры тестирования ответы кодируются двоичным кодом: 1 – истинно и 0 – ложно, и в таком виде могут поступать в

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Отмечается, что существуют различные определения понятия «тест» (см. приложение А), отличающиеся друг от друга, но все они содержат следующие существенные признаки этого понятия: специально подготовленный и испытанный набор заданий специфической формы и возрастающей сложности; система заданий позволяет качественно оценить структуру знаний учащихся; эффективно измерить уровень обученности учащихся. Педагогический тест рассматривается именно как система, как упорядоченное множество тестовых заданий. Задания - это те элементы, "кирпичики" из которых составляется педагогический тест.

В нашей стране к тестам в образовании отношение не однозначное. В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая форма контроля знаний значительно экономит и позволяет во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок, повышают мотивационную сторону обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому. Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме:

1. по методологии интерпретации:

- Нормативно-ориентированный педагогический тест (по-английски norm-referenced test) позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом.

- Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания. Существенное значение приобретает использование критериально-ориентированных тестов для текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Нормативно- и критериально-ориентированные тесты можно использовать для перевода тестовых баллов в традиционную систему оценок. Например, если испытуемый выполнил более 90 % заданий, то он получает оценку “отлично”, решивший от 75 до 90 % заданий “хорошо”, от 50 до 75 % – “удовлетворительно”. Критерий устанавливается самими разработчиками теста и зависит от сложности содержания и планируемой трудности задания.

2. по степени однородности задач:

- Гомогенный педагогический тест основывается на содержании какого-либо одного предмета. При его разработке авторы должны четко отслеживать, чтобы каждое задание не выходило по своему содержанию за рамки данного учебного предмета.

- Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких учебных предметов. Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным.

3. по форме предъявления:

- Бумажные педагогические тесты, предъявляемые выборке испытуемых, на бумажном носителе в виде распечатки наиболее распространены и традиционны, как у нас, так и за рубежом. Однако, хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств.

- Компьютерные педагогические тесты имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании.

- предметные - Результативность выполнения предметных тестов зависит от скорости и правильности выполнения задания

- аппаратурные - Тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления.

4. по направленности:

- Тесты интеллекта выявляют особенности интеллектуальных способностей

- Личностные тесты предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности

5. по целям использования:

- Предварительный определяющий тест предназначен для оценки начальных способностей, охватывает очень небольшой диапазон знаний

- Формирующий тест затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел

- Диагностический тест больше фокусируется на распространенных ошибках

- Суммирующий тест обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.

6. по назначению:

- Базовые тесты позволяют проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях

- Диагностический тест даёт возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень усвоения, учебные возможности обучаемого.

- Тематический тест проводится в конце изучения темы, позволяет зафиксировать объём и уровень усвоения.

- Итоговый тест проводится в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объёма и уровня усвоения материала

Разработка педагогического теста включает следующие этапы:

1) определение целей тестирования (прогностические – связаны с профильной ориентацией учащихся, диагностические – связаны с уровневой дифференциацией обучения, ориентированные на обратную связь);

2) отбор и упорядочивание тестового материала;

3) разработка тестовых заданий;

4) оформление теста;

5) апробация теста;

6) рассмотрение тестовых заданий на методическом совете;

7) проведение тестирования;

8) проверка качества теста.

Согласно классической теории тестирования, наиболее значимыми понятиями, которым должен отвечать профессионально составленный педагогический тест являются надёжность, валидность и эффективность.

Надёжность теста характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя.

Валидность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Термин «валидность» от англ. valid – имеющий значение, ценный.

эффективности теста - Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным

Так же выделяют четыре основные формы тестовых заданий:

1. Задания закрытой формы, в которых обучающийся выбирает правильный ответ из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор.

2. Задания открытой формы, когда ответы дают сами слушатели, дописывая ключевое слово в утверждении и превращая его в истинное или ложное. Такое тестовое утверждение содержит в одном предложении и вопрос и ответ.

3. Задания на соответствие, в которых элементам одного множества требуется сопоставить элементы другого множества, причем число элементов во втором множестве должно на 20–30 % превышать число элементов первого множества.

4. Задания на установление правильной последовательности. Слушатель указывает с помощью нумерации операций, действий или вычислений требуемую заданием последовательность.

К преимуществам тестового контроля относятся: 1. Индивидуальный характер контроля. 2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения. 3. Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля. 4. Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программыи. 5. Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя. 6. Учет специфических особенностей каждого учебного предмета и отдельных его разделов з7. Возможность проведения традиционного ("бумажного") и компьютеризованного (в локальной сети) тестирования. 17.Высокая критериальная (текущая) валидность итоговых аттестационных тестов. 18.Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами. 19.При правильной организации проведения тестирования и применение методов информационной безопасности можно исключить недобросовестное отношение некоторых учащихся к выполнению письменных контрольных испытаний (списывание, использование подсказок, шпаргалок и т.п.).

К недостаткам тестирования относят следующее: 1. В тестовых заданиях знания догматизированы, в них нет творчества, совместного поиска истины. 2. Решение любого тестового задания содержит элемент случайности. 3. Тестовый контроль способствует фрагментарности знаний. 4. Тестирование стандартизирует знания и в неполной степени развивает мыслительные навыки учащихся. 5. Тестирование проверяет информированность учащегося о тех или иных фактах и не даёт представления о способностях и навыках школьника

51. Методика разработки педагогического теста

При разработке методики будем исходить из того, что под педагогическим тестом следует понимать систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и на­выков, которые должны быть усвоены студентами.

Полный объем знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены в результате изучения курса обучения и овладение которыми измеряется тестом, на­зывается областью содержания теста. С ней необходимо соотнести учеб­ные достижения отдельных студентов, чтобы определить, какую долю учебного материала они усвоили.

Методика предполагает разработку педагогических тестов (mastery tests), используемых для классификации студентов на группы на основании заранее выбранного критерия. В качестве таких критериев рассматривается возможность выделения четырех групп студентов –­ не усвоивших, слабо усвоивших, хорошо усвоивших и полностью на отлично усвоивших содержание учебной дисциплины. Для отнесения к определенной группе студент должен достичь необходимого минимального для этой группы уровня овладения учебным материалом. Этот уровень устанавли­вается разработчиками теста и является критерием, на основа­нии которого принимается решение относительно испытуемого. В тесте критерий выражается определенным количеством заданий, выполнение которых позволяет отнести его в одну из указанных групп.

Разработка теста начинается с формулирования его цели, то есть определения того, что тест должен измерять (например, итоги изучения как отдельных разделов, так и всего курса названной дисциплины).

Первоначально цель тестирования формулируется в общем виде. Для того чтобы приступить к разработке тестовых заданий, необходимо ее конкре­тизировать. Должны быть четко и однозначно описаны все знания, умения и навыки, владение которыми проверяется с по­мощью теста, т.е. необходимо четкое описание об­ласти содержания теста. Если измеряется владение каким-либо одним видом знаний или умений, то такой тест называется го­могенным. Если измеряется владение разнород­ными знаниями, умениями, навыками, то такой тест называется гетерогенным. Описание области содержания гетерогенного теста обычно бывает намного объемнее, чем описание области содержания гомогенного теста. В любом случае требуется максимально четкое описание того, что должен знать и или уметь студент.

После формулирования цели теста и ее конкретизации в виде отдельных знаний, умений и навыков, переходят к разра­ботке спецификации теста. Спецификация теста представляет собой набор описательных схем, которые позволяют установить соответствие между тесто­выми заданиями и областью содержания теста. Она обеспечивает репрезентативность заданий по отношению к области содержа­ния. Спецификация пишется на предельно операциональном языке и представляет собой, по сути, правила, по которым могут разрабатываться задания. При разработке спецификации необходимо стремиться сде­лать эти привила настолько четкими, чтобы их можно было использовать как алгоритмы.

После составления спецификации разрабатывается план теста. Если, например, тест состоит из четырех разделов, то вначале делается примерная раскладка необходимого числа заданий на каждый раздел, исходя из общего предельного числа, обычно не превышающий 30-60 коротких заданий разного уровня сложности. Число заданий, выделяемых на каждый раздел, зависит от его важности в изучении дисциплины.

После разбивки заданий разрабатывается перечень задач, которые ставятся перед тестированием.

После формулирования цели теста, составления спецификации и плана теста переходят к разработке тестовых заданий. При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешно­сти овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами.

Правила для разработки тестовых заданий:

– необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, правил, действий и т.д.;

– задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно;

– варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможно­сти простой догадки;

– учиты­вая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желатель­но также кратко и однозначно формулировать ответы.

Вместе с этим педагогический тест должен удовлетворять всем необходимым критериям, обладать высокой надежностью и удовлетворительной валидностью. Описываемый этап разработки теста включает в себя как само написание заданий, так и их анализ экспертными методами для выявления наилучших и выбраковки неудачных.

Вы­деляют две группы методов анализа заданий: экспертные и ма­тематические. Сразу же после написания заданий их анализ проводится экспертными методами, которые позволяют оценить, в какой степени задания соот­ветствуют по содержанию предмету измерения, т.е. действи­тельно ли задания позволяют измерить именно те знания, уме­ния и навыки, для которых разрабатывается тест.

Анализ заданий математическими методами позволяет полу­чить информацию об их скрытых дефектах, которые не удается выявить с помощью экспертных методов. Сведения о характе­ристиках заданий, получаемые с помощью математического ана­лиза, позволяют конструировать тесты с желаемыми статисти­ческими свойствами.

Наши рекомендации