Авторские технологии обучения

Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогических технологий обучения, существует большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи.

40. Особенности современных дистанционных технологий обучения.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством[4].

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

· среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),

· методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

Дистанционное обучение позволяет:

· снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

· проводить обучение большого количества человек;

· повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.

· создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Применение.

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования . Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме оффлайн. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

· Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

· Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;

· Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

Формы:

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Телеприсутствие. дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве, в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также общаться со своими одноклассниками.[5] Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.

История развития

В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы.

Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении нет. В то же время продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие ещё помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить обратную связь.

В 1969 году в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.

В конце 1980-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением

41. Технологии открытого обучения в современном образовательном пространстве.

Открытое обучение - это инновационное явление в российской системе образования. Его развитие связано с актуальной задачей реализации глобальной концепции, выдвинутой ЮНЕСКО, - "образование для всех", признающей право каждого гражданина на качественное образование независимо от социально-экономических факторов, определяющих условия его жизни. В 2000 году Министерство образования Российской Федерации приняло решение (приказ от 02.08.2000 г. № 2389) о создании системы открытого образования в России, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам на основе широкого использования информационных и психолого-педагогических технологий.

Образование в России находится на переходном этапе. Формирующийся рынок образовательных услуг требует поиска и внедрения в практику инновационных концептуальных форм организации обучения, главной задачей которых является раскрытие в процессе обучения потенциала личности. Традиционные формы организации обучения не могут в полной мере обеспечить граждан, необходимыми для них образовательными ресурсами. В этих условиях исключительно важны вариативные подходы к организации обучения. Открытое обучение спроектировано как развивающаяся, личностно ориентированная форма профессионального обучения. Доминантным интегративным фактором формируемой педагогической системы является взаимодействие тьютора и обучаемого в условиях самостоятельной познавательной деятельности.

Открытое обучение характеризуется как вид обучения, в котором обучаемый и тьютор (преподаватель - консультант - методист - наставник) разделены во времени и пространстве, учебные контакты между ними осуществляются с приоритетным использованием информационно- коммуникационных систем, предоставляющих возможность каждому обучаемому освоить необходимые учебные курсы на основе самообучения независимо от возраста, занятости, места жительства, уровней общего и профессионального образования, сроков и времени обучения; при этом главными компонентами познавательной деятельности обучаемых являются: широкая самостоятельность в определении содержания, форм, методов и режима обучения, самоопределение, самоутверждение, саморегуляция, самоконтроль и самокоррекция.

Открытое обучение - это:

• эффективное средство непрерывного образования в новых социально- экономических условиях, имеющее собственную оригинальную концепцию, заключающуюся в философском, экономическом и социальном обосновании самообучения как ведущей формы учебной деятельности;

• целостная саморазвивающаяся педагогическая система, совокупность путей, форм, методов, средств, способов приобретения, расширения и углубления профессиональных знаний, умений и навыков на основе развития индивидуальных способностей и задатков личности, максимальной реализации собственных индивидуальных потенций обучаемых;

• ведущий механизм расширенного исключительно свободного воспроизводства общественного интеллекта и качественной рабочей силы.

• особый вид доступа к образовательным услугам и информационно- коммуникационным средствам, которые используются для трансфера учебно-методических материалов, получения тьютором обратной связи, обмена управленческой информацией, выхода в международные информационные сети, включения зарубежных пользователей в российскую систему образования.

Открытое обучение отличается от всех других педагогических технологий быстрой возвратностью первоначальных инвестиций, то есть очевидной окупаемостью вложенных финансовых средств. Инвестирование в образование - это вложение в будущее, и поэтому оно очень перспективно. Педагогические основы открытого обучения имеют сложную структуру, так как вместе с традиционными в нее вошли многие инновационные компоненты. Быстрое развитие информационно-коммуникационных средств детерминировало возникновение новых форм диалоговой связи.

Развивающиеся в обществе гуманистические тенденции повлекли за собой расширение свободы обучаемых и тьюторов. Изменилась направленность обучения: формирование личности становится главной и конечной целью обучения. При создании системы открытого обучения следует учитывать его важнейшие социальные приоритеты:

• первоочередное обеспечение широкомасштабной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации государственных и общественных программ, обеспечивающих развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;

мобильное предоставление населению образовательных услуг, которые пользуются спросом, но не удовлетворяются традиционными системами обучения;

• развитие профессионального обучения по новым профессиям, специальностям и видам деятельности, востребованным на рынке труда;

• предоставление образовательных услуг сельским жителям, другим социальным слоям населения, лишенным возможности получать профессиональную квалификацию в действующей образовательной среде с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

• формирование системы развивающего личностно ориентированного образования;

• обеспечение образовательными ресурсами системы непрерывного образования;

• ускоренное развитие экспорта образовательных услуг с целью укрепления экономической базы и расширения влияния России на международной арене.

Системами открытого обучения могут считаться только те, которые отвечают следующим условиям:

1. Обеспечивают доступ граждан к профессиональному обучению любого уровня, когда это им необходимо.

2. Используют организационные формы и методы обучения, выбираемые обучаемыми и соответствующие уровню их знаний, умений и навыков в конкретный период обучения.

3. Предоставляют возможность самим обучаемым выбирать удобные время и место обучения, устанавливать для себя наиболее благоприятный учебный режим.

4. Обеспечивают обучаемым реальные права в самооценке уровня собственной познавательной деятельности и внесении изменений в организацию профессионального обучения.

Система открытого обучения является единственной, которая никогда не говорит обучаемым: нет, нельзя, не можем, запрещено и т. д. Принимаются практически любые условия, предлагаемые обучаемыми.

Педагогические ценности открытого обучения - это важнейшие конкурентоспособные факторы, обеспечивающие его действенность на рынке труда, среди них:

• гибкость - свободный выбор сроков, содержания, форм и методов обучения; определение режима обучения по желанию обучающихся; использование ускоренного или замедленного темпа изучения учебного материала в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся;

• гуманизация - стремление создать для обучающихся как творческих личностей максимально благоприятные условия;

• демократизация - доступность открытого обучения: предоставление каждому человеку равных возможностей в получении знаний, умений и навыков;

• инновационность - внедрение новообразований в педагогическую технологию, превращение отдельных инициатив в механизм развития, создание благоприятных условий для педагогического творчества;

• мобильность - способность граждан к быстрой профессиональной адаптации в условиях постоянного обновления техники и технологии, организации труда, развития социально-экономической сферы;

• индивидуализация - дифференцированный подход к обучающимся с учетом их привычек, опыта, возраста, способностей к обучению;

• адаптивность - приспосабливаемость открытого обучения к любой инфраструктуре образовательного учреждения, к контингенту, условиям обучения, требованиям работодателей;

• конкурентоспособность - организация эффективной учебной деятельности практически в любых социально-экономических условиях, способность выживать в критических ситуациях;

• диверсификация - расширение образовательных программ и систем обучения, обеспечивающих увеличение номенклатуры, изменение характера и содержания оказываемых образовательных услуг в сфере профессионального образования;

• ориентировка на конечный результат - организация профессионального обучения с учетом требований рынка труда; избирательность обучения;

• универсальность - возможность использования технологии открытого обучения всеми типами образовательных учреждений;

• интегративность - возможность использования зарубежных учебных программ и новейшего опыта в различных отраслях знаний за счет использования новейших информационных технологий;

• экономическая эффективность - стоимость открытого обучения значительно ниже традиционного.


Наши рекомендации