Сущьность и основные характеристики методов воспитания в педагогическом процесе современного вуза.
Процесс обучения в вузе предполагает наличие воспитательной компоненты. Воспитание - это процесс воздействия педагога на студента с целью приобретения последним навыков поведения в общественной жизни. Задачи педагога состоят, с одной стороны, в развитии у воспитанника дарований; с другой стороны, сдерживании деятельности, противоречащей принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
В педагогике выделяют два универсальных пути воздействия педагога на учащегося - это путь духовного воспитания, передача ему накопленных знаний, опыта и путь включения обучаемого в разнообразную деятельность с целью приобретения им социального опыта. Дидактические идеи С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко содержат дея-тельностный компонент в системе обучения. Личностно-ориентиро- ванный подход предполагает именно деятельностную направленность в педагогическом процессе.
Воспитательная работа в вузе ведется по нескольким направлениям: идеологическому, правовому, нравственному, экономическому, эстетическому, физическому, экологическому.
Идеологическое направление работы в вузе предполагает помощь студентам в осознании своего бытия и тенденций его развития. В идеологии закрепляется система отдельных социальных групп, значимая для всего общества. Идеологические ценности являются ориентирами социальных действий, влияют на общественную активность.
Противоречивое взаимодействие рыночных и нерыночных форм развития в переходной экономике Республики Беларусь отражается в столкновении экономических интересов, которые реализуются в борьбе идеологий - либерализма, неоконсерватизма и социализма. Наличие конкурентных идеологий - это объективное явление как объективны интересы различных социальных групп и слоев в обществе. В учебном процессе важно рассмотрение идеологии с точки зрения эффективных программ общественного развития гуманистических ценностей, приоритетов - добра, зла, совести, ответственности, справедливости.
Этическое воспитание - это основной способ нормативной регуляции действий студента в ВУЗе. Важнейшим элементом воспитания выступает идеальный образ, всего морально совершенного, прекрасного, высшего.
Мораль проникает во все сферы человеческой деятельности. Нравственная цель, этические ценности тесно увязаны с учебным курсом, влияют на способ мышления и деятельности студента, помогают процессу самосовершенствования и саморазвития.
Правовое воспитание предполагает формирование определенного уровня правового мышления и чувственного восприятия, правовой действительности.
Эстетическое воспитание направлено на культивирование прекрасного, возвышенного, благородного. Посещение выставок, музеев, театров и др., где демонстрируются высшие художественные достижения, составляют неотъемлемый элемент всестороннего целостного развития личности.
Экологическое воспитание состоит в пропаганде идей гармонизации человека и природы, человека и космоса, формировании ответственности за последующую эволюцию Земли.
Экономическое воспитание предполагает формирование экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в условиях рыночной экономики. Умение проникать в сущность явления, выявление связи зависимостей, предложение ценностных суждений об идеях, решениях и методах и так далее являются образовательными целями экономических дисциплин.
Процесс обучения правилам общественной жизни предполагает использование определенных методов воспитания. К основным методам воспитания в вузе относятся следующие: убеждение, метод примера, критика и самокритика.
Убеждение - это процесс воздействия на сознание человека с помощью взглядов, идей, мировоззрения для формирования твердой уверенности в истинности чего-нибудь. Убеждение, твердая позиция преподавателя воздействует на регулирование и оценку поведения студентов в вузе.
Метод примера - это воздействие преподавателя на студентов силой личного примера. Это можно реализовать в случае уважения и доверия к преподавателю.
Критика и самокритика позволяет находить оптимальные варианты решения проблем. Критикуя, преподавателю следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого студента, его биологическое, психологическое и социальное развитие.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ.
Формирование профессионального мышления выступает как составная часть системы профессионального образования. Термин "профессиональное мышление" в практический и научный обиход стал входить сравнительно недавно, со второй половины XX века, в связи со значительной интеллектуализацией всего общественного труда, вызванного научно-технической революцией. Понятие "профессиональное мышление" употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его "качественный" аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности, здесь имеется в виду предметный аспект. Но чаще всего понятие "профессиональное мышление" употребляется одновременно в обоих этих смыслах. Так, принято говорить о "техническом" мышлении инженера, технического рабочего, о "клиническом" мышлении врача, "пространственном" мышлении архитектора, "экономическом" мышлении экономиста и менеджеров, "художественном" мышлении работников искусства, "математическом" мышлении, "физическом" мышлении научных работников, работающих в соответствующих областях науки, и т.д. Интуитивно имеются в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области. Таких специалистов обычно характеризуют как людей творческих в своей профессиональной области, как людей, по-особому видящих предмет своей деятельности и способных к рационализаторству, новаторству, открытиям нового.
Наряду с требованиями профессиональных задач, которые должен решать специалист, к нему предъявляется ряд требований к его общему интеллектуальному развитию, к его способностям охватить суть проблемы, не обязательно в профессиональной области, способность видеть оптимальные способы ее решения, выхода на практические задачи, прогнозирование.
Такой подход к профессиональному интеллекту требует от педагогической психологии разработки специальных информационных моделей для организации профессионального обучения, т.е. передачи системы профессионально востребованных знаний и организации их усвоения. Проблема психологии заключается не в отборе содержания профессионального образования, что является преимущественной компетенцией педагогической науки, а в решении психологических проблем формирования и функционирования знаний. В этой связи разрабатываются психологические основы информационной основы обучения, формирования системного мышления как способности видеть предмет изучения с разных позиций и решать связанные с его усвоением задачи творчески, самостоятельно, на уровне ориентировки во всем комплексе связей и отношений.
Информационная основа обучения в системе профессионального образования требует разработки и анализа проблемы психологических механизмов, обеспечивающих субъекту учебного процесса усвоение всего объема материала и успешного его использования в своей будущей деятельности.
Идея связи мышления с усваиваемыми знаниями, выдвинутая Л. С. Выготским, стала одной из основополагающих в деятельностной теории учения. Эта связь содержательно раскрывается через организацию способа усвоения как специфической деятельности, "воспроизводящей" знание об объекте. Способ организации познавательной деятельности как планомерное исследование предмета определяет содержание усваиваемых знаний о нем, становясь способом мышления. В основе такого подхода лежит использование принципа системности, т.е. построения концептуальной системы, описывающей предмет изучения в рамках классической схемы системного анализа. Каждый элемент знаний приобретает при этом свое функциональное значение и смысл только в системе, свою "роль" - в целостности, в связи с другими элементами. Знания о предмете представляются не в стихийно-описательном виде, а раскрывают структуру предмета в системном ракурсе, содержащем следующие моменты:
• раскрытие предпосылок происхождения предмета и системы в целом;
• описание ее специфических свойств как целого;
• выделение типа структуры, системообразующей связи;
• выделение уровней строения системы;
• описание своеобразие структур на каждом из уровней и многообразия форм существования системы;
• описание системы в "статике" и "динамике";
• выделение главного противоречия, лежащего в основе развития систем основных ступеней ее развития.
Каждый из названных элементов вносит свой вклад в целостное теоретическое описание предмета.
Понятия системного анализа не "засоряют" язык конкретной науки, они несут функцию обобщения, поднимают на более высокий уровень обобщений конкретные научные знания.
Знания при системном способе организации их усвоения имеют также следующие важные характеристики:
- осознанность, выражающуюся отношением к деятельности познания как к объективному процессу, имеющему свои закономерности;
- адекватным выражением понятийными средствами и предмета и метода;
возможностью использования знаний в любых ситуациях, обеспечивающих решение задач, относящихся к данной предметной области;
- знания о предмете наиболее полно выражают его как качественно определенную систему;
- системное раскрытие предмета существенно повышает мировоззренческий аспект предметных знаний. Изучаемая система выступает не сама по себе, а в совокупности существенных связей с другими системами.
Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения системных знаний приобретает рефлексивный характер, поскольку знания становятся для них особым "предметом", функционирующим по своим собственным законам. Усвоенный ими метод приобретения, присвоения знаний становится способом организации мысли о предмете, выражая такое психологическое образование, как базальные оперативные схемы.
Системная ориентировка в предмете имеет важное значение для решения эвристических задач, с помощью которых субъект может предвосхищать возможный результат и планировать достижение цели со значительным сокращением пути к ней. Под творческой задачей обычно понимается задача, способ решения которой субъекту неизвестен и ее решение обычно связывают с исходным (еще до начала обучения) уровнем познавательной активности, оригинальностью мышления. Всякая задача представляет объект в системе отношений, их многообразие и определяет степень сложности задачи. При этом "ключевое" отношение в нестандартной задаче, как правило, выступает в опосредованных связях, недоступных простому поиску закономерностей. Продуктивность, присущая творческому мышлению, выступает результатом воспитанности мышления определенным образом исследовать объект, отражая в нем системные связи и отношения.