Описание процедуры использования оценочного средства в учебном процессе
Доклад - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической или учебно-исследовательской темы.
Содержание оценочного средства
Темы докладов отражены в вопросах к семинарским занятиям дисциплины.
Описание процедуры оценивания и критерии оценивания
За подготовку доклада студент может получить от 3 до 5 баллов в зависимости от полноты раскрытия темы.
«5»:студент логично излагает материал, адекватно и глубоко раскрывает содержание, владеет необходимыми знаниями, обосновывает теоретические положения, сопоставляет их с практикой, способен обобщить и сформулировать обоснованные выводы, предложить педагогические рекомендации по проблеме, грамотно пользуется терминологией.
«4»: студент достаточно полно раскрывает содержание; рассматривает проблему на достаточном теоретическом уровне, обобщает материал, формулирует выводы, анализирует фактический материал, но затрудняется самостоятельно привести примеры из практики, прогнозирует проблемы, приводит распространенные способы их разрешения. Допускает неточности в использовании терминологии.
«3»:студент владеет содержанием дисциплины, испытывает затруднения в обосновании теоретических положений. Описательно излагает основное содержание, допускает существенные ошибки в использовании терминологии. Студент затрудняется в формулировании собственной аргументированной позиции при оценке практики, затрудняется в прогнозировании проблем, в прогнозировании распространенных способов их разрешения.
РЕФЕРИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ СТАТЬИ
Описание процедуры использования оценочного средства в учебном процессе
В процессе обучения студенту предлагается подготовить реферат научной статьи из научного журнала не позднее, чем 5-летней давности, в которой отражены актуальные вопросы дисциплины с целью определения уровня знаний и умений, необходимыхдля освоения дисциплины.Студенту предлагается подробный алгоритмответа.
Сокращенный алгоритм реферирования статьи научного журнала:
1. Вводная часть
2. Тема статьи, ее общая характеристика
3. Проблема статьи
4. Композиция статьи
5. Описание основного содержания статьи
6. Иллюстрация автором своих положений
7. Заключительные выводы автора
8. Выводы и оценки референта
Содержание оценочного средства
Содержание оценочного средства определяется содержание научной статьи профессионального журнала.
Описание процедуры оценивания и критерии оценивания
За решение задач студент может получить от 2 до 5 баллов в зависимости раскрытия содержания статьи заявленному алгоритму реферирования.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Описание процедуры использования оценочного средства в учебном процессе
В процессе обучения в 4 семестре студенту необходимо выполнить контрольную работу по следующим темам.
Содержание оценочного средства
1. Влияние педагогической науки на развитие общества.
2. Возникновение социально-педагогической теории и практики: начальный этап до 17 века.
3. Становление социально-педагогической теории и практики: наука 18-19 века.
4. Становление социально-педагогической теории и практики: 20 век.
5. Социально-историческая обусловленность социальной педагогики в России.
6. Сущность и содержание социальной педагогики как специфического знания, теории и практики.
7. Основные задачи и функции социальной педагогики. Основные категории социальной педагогики.
8. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования.
9. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса.
10. Этапы социально-педагогического процесса.
11. Характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса (внешний и внутренний социально-педагогический процесс).
12. Условия эффективности социально-педагогического процесса.
13. Социализация как социально-педагогическое явление. Сущность и понятие социализации. Этапы социализации. Средства социализации. Механизмы и составляющие процесса социализации.
14. Факторы социализации. Мегафакторы социализации.
15. Факторы социализации. Макрофакторы социализации.
16. Факторы социализации. Мезофакторы социализации.
17. Факторы социализации. Микрофакторы социализации.
18. Социализация как социально-педагогическое явление. Человек как объект и субъект социализации. Человек как жертва процесса социализации, жертва его неблагоприятных условий.
19. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности. Сущность понятий «семья», «брак», «семейное воспитание», «семейные отношения».
20. Семейный социум как приоритетная сфера социально-педагогической работы. Основные направления деятельности социального педагога в работе с семьей.
21. Диагностика семьи, семейных отношений, семейного воспитания. Изучение воспитательных возможностей семьи.
22. Методика (формы и методы) социально-педагогической деятельности с семьей.
23. Воспитание детей в разных типах семей. Типология семей.
24. Социально-педагогическая деятельность с различными типами семей.
25. Социально-педагогическая деятельность с малообеспеченными семьями.
26. Социально-педагогическая деятельность с семьями безработных граждан.
27. Социально-педагогическая деятельность с многодетными семьями.
28. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучными семьями.
29. Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями (отклонениями в развитии).
30. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления. Норма и патология в социальном развитии человека.
31. Дети с девиантным поведением: сущность, причины, формы проявления. Профилактика различных форм проявления девиантного поведения.
32. Дети с девиантным поведением: сущность, причины, формы проявления. Коррекция и реабилитация различных форм проявления девиантного поведения.
33. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы, формы проявления, типичные группы трудновоспитуемых детей и особенности воспитательной работы.
34. Социально-педагогическая деятельность с «детьми улицы» (беспризорные и безнадзорные дети и подростки). Факторы улицы и их влияние на формируемую личность.
35. Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами, проблемы детей-инвалидов.
36. Устройство детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Приемные и замещающие семьи для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
37. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: сущность, причины, проблемы. Социально-педагогическая деятельностьс детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
38. Государственные и негосударственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
39. Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье.
40. Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних.
41. Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.
42. Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья.
43. Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей.
44. Социально-педагогическая защита несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.
45. Социально-педагогическая деятельность по разрешению споров о воспитании детей.
46. Инфраструктура социально-педагогической деятельности.
47. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования. Социальный педагог в детских дошкольных и внешкольных учреждениях.
48. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения.
49. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы здравоохранения.
50. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях культуры.
51. Социально-педагогическая деятельностьв учреждениях пенитенциарной системы.
52. Профессиональная деформация личности: понятие, сущность и содержание. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность и ее проявление.
53. Типичные проявления профессиональной деформации личности социального работника.
54. Пути предупреждения и преодоления негативной профессиональной деформации социального работника.
55. Педагогическая культура социального работника. Понятие «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура». Типичные уровни проявления педагогической культуры социального работника.
56. Структура социально-педагогической культуры и характеристика ее основных компонентов.
2.Педагогическая культура социального работника. Понятие «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура». Пути повышения педагогической культуры социального работника
3.Описание процедуры оценивания и критерии оценивания
За решение задач студент может получить от 2 до 5 баллов в зависимости раскрытия содержания статьи заявленному алгоритму реферирования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ