Ресурсы интернет (русскоязычные)
HTTP://, E-MAIL | СОДЕРЖАНИЕ |
www.autism.ru e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] www.autismhelp.ru e-mail: [email protected] www.psyservise.ru e-mail: [email protected] (главный редактор) [email protected] (исполнит. директор) www.autist.narod.ru www.specialneeds.ru www.school.edu.ru Российский общеобразователь- ный портал (Министерство образования РФ) Интегрированная информационная система«Особый ребенок» http://www.webcenter.ru/~scdl/ | — справочная информация; — советы психолога; — библиотека; — диалог — справочная информация (диагностика, лечение, терапия,коррекция); — интернет ссылки по аутизму (русскоязычный и англоязычныйинтернет); — список литературы по проблеме аутизма; — советы юриста —информация об организациях, оказывающих помощь детям с аутизмом — тексты законодательных актов; — библиотека; — полезные адреса — база данных образовательных и развивающих учреждений г.Москвы; — форум — база данных образовательных учреждений — электронная библиотека |
4. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ1
Аффект Ближайшее социальное окружение Бытовые ритуалы Вербальный Вокализация Игровая терапия Информационные фильтры Коммуникация Негативизм Полевое поведение Предметная игра Произвольный по отношению к вниманию, поведению Психодрама Самоагрессия Самостимуляция Сензитивность Сенсорный Сенсорная игра Совместное рисование Стереотипии Стереотипная игра Сюжетно-ролевая игра Тактильный Терапевтическая игра | Врожденная элементарная, докультурная форма переживаний. Всякое психическое явление имеет два аспекта: интеллектуальный и аффективный. Территория за пределами квартиры, которая рассматривается с позиции развития коммуникации ребенка, а также усвоения им представлений об окружающем мире. Организация обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им всего распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов. Словесный; имеющий словесную форму. Внешне бессвязное произнесение или пропевание отдельных звуков и слогов. Проведение психотерапевтической работы в ходе игры. Ограничения поступающей извне информации в соответствии с определенными критериями. Общение в любой форме. Сопротивление, лишенное разумных оснований. Безотчетное поведение ребенка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия. Игра, основное содержание которой — манипуляции с предметами. Сознательно регулируемый, направленный на достижение определенной цели. Воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце. Агрессивные действия, направленные на самогосебя. Стимуляция собственных психических процессов, повышение эмоционального фона путем физических действий (крики, прыжки, нанесение себе ударов и др.). Повышенная чувствительность. Относящийся к органам чувств. Игра, в ходе которой ребенок получает новые чувственные ощущения. Особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Устойчивые формы однообразных действий. Игра, основное содержание которой — многократное повторение неизменной цепочки определенных действий в течение длительного времени. Подразумевает единственного участника — самого ребенка. Не содержит оформленного сюжета; цель и логика игры, смысл производимых действий непонятны для окружающих. Игра, основным содержанием которой является принятие на себя определенных ролей и проживание разнообразных ситуаций из социальной жизни. Считается высшей формой игры ребенка-дошкольника. Относящийся к ощущениям прикосновения и давления. Игра, в ходе которой с ребенком проводится психотерапевтическая работа, целью которой является достижение состояния психического равновесия. |
1Некоторые термины использованы в контексте настоящей книги.
ЛИТЕРАТУРА
Список рекомендуемой литературы на русском языке по проблеме раннего детского аутизма:
1. Аутизм: методологические аспекты коррекции/
под ред. Морозова С.А.—М.: Сигналъ, 2002.
2. Аутизм: методологические рекомендации по коррекционной работе /
под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу).—М.: Сигналъ, 2002,
3. Аутичный ребенок: проблемы в быту / подред.Морозова С.А.—М., 1998.
4. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития.—
М., 2000.
5. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях
эмоционального развития.—М.: Полиграф сервис, 2001.
6. Башина В.М. Аутизм в детском возрасте.—М., 1999.
7. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление.—М.,1993.
8. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования
навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология.— 1997.—№2.—С. 31-40.
9. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для
формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология,— 1997.— №3—
С. 15-20.
10. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты.—СПб., 1998.
11. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма /
Пер. с англ.—М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
12. Де Клерк X. «Мама, это человек или животное?» Об аутизме. Пер. с франц.—СПб., 2001.
13. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения:
Ранний детский аутизм.—М.: Просвещение, 1989.
14. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних
педагогических, психологических и медицинских учебных заведений, Издание 2-е,
переработанное и дополненное // Сост. Шипицына A.M.—СПб.: Дидактика плюс, 2001.
15. Дилигенский Н. Словосквозь безмолвие.—М., Центр лечебной педагогики, 2000.
16. Каган В.Е. Аутизм у детей.—Л.: Медицина, 1981.
17. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом / Материалы к
семинару «Детский аутизм и основы его коррекции».—М.: Сигналъ, 2002.