Создание информационных и других фильтров

Мы живем в такое время, когда научно-технический прогресс дает огромное количество новых, порой фантастических, возможностей. Но при этом сегодня челове­чество сталкивается с проблемами, каких не знало раньше. Одна из самых серьезных проблем — влияние, которое оказывают на сознание человека средства массовой информации — телевидение, кино, радио, книги, газеты и журналы, интернет.

Ежедневно мы сталкиваемся с огромным количеством разнообразной информации. Сегодня даже взрослому человеку все труднее отделять полезную информацию от информационного мусора. Часть информации оказывает вредное воздействие на психику человека. К вредоносным факторам можно отнести следующие:

— само количество информации — она вторгается в повседневную жизнь в виде звуков, текстов, картинок, не спрашивая на то разрешения, не поддаваясь контролю;

— окружающая нас информация часто имеет агрес­сивный характер, наполнена жестокими сюжетами — это и криминальные новости, и разнообразные сенсации, пропаганда насилия, секса, вредных привычек, навязы­вание мотива стремления к выгоде. Мир предстает грязным, жестоким, опасным и враждебным;

— средства массовой информации, особенно в рекламе, неконтролируемо используют разнообразные мето­ды психологического влияния на подсознание человека в частности, нейролингвистическое программирование.

Самое серьезное влияние на человека оказывает те­левидение. Далеко идущие последствия вторжения телевидения во внутренний мир человека будут изучаться еще не одно десятилетие. Исследование передач Би-Би-Си привело к такому выводу (относительно взрослых людей): «При длительном "потреблении" телепередач неизбежно появляется ярко выраженная тенденция ко все возрастающей зависимости... Очевидным сопутству­ющим явлением становятся сужение самосознания, бы­строе разрушение взаимоотношений между людьми, а также уничтожение творческих способностей».

Однако взрослые люди все же обладают способами защиты — по крайней мере часть ненужной и вредной информации блокируется, не доходя до сознания. А вот психика маленького ребенка оказывается наиболее уязвима. Следует помнить, что малыш познает окружающий мир, впитывая из него информацию как губка. Но механизмы психической самозащиты у него еще не сформированы, ребенок не может отфильтровать вред­ную для него информацию. К сожалению, эти свойства детской психики беззастенчиво используются при со­здании рекламы сладостей, игрушек и других товаров для детей. Детские истерики, возникающие на почве отказа купить желанную вещь, можно объяснить не только и не столько недостатками воспитания, сколько внушающим действием рекламы.

Серьезность происходящего пока что не осознается ни обществом, ни родителями. К тому же взрослые сами находятся под влиянием СМИ и порой теряют способ­ность критично и непредвзято оценивать ситуацию. Ча­сто приходится наблюдать картину, когда детей бескон­трольно оставляют перед телевизорами и компьютерами, просто чтобы «не болтались под ногами». Однако такое положение дел разрушающе воздействует на весь ход детского развития — у детей в целом формируется иска­женное представление о мире. Так, не научившись раз­бираться в элементарных бытовых вещах, они живут в некоем виртуальном мире. Такие дети психологически истощены, инфантильны — не умеют играть и строить отношения со взрослыми и сверстниками; можно гово­рить о деформации у них системы ценностей.

Многие современные игрушки и игры уводят детей в мир причудливых фантазий, не имеющий никакого отношения к реальности. А ведь историческая роль игрушки и детской игры — помочь ребенку в освоении окружающего мира, научить строить отношения с людь­ми, адаптироваться в социуме и в целом реализовать себя как личность.

Влияние всех описанных процессов на аутичного ре­бенка с его искаженным развитием и особенно хрупкой психикой однозначно вредное. Мы придерживаемся мнения, что в период дошкольного детства следует ис­ключить из жизни аутичного ребенка телевидение, компьютер, игровые приставки, электронные игры, а иг­рушки, сказки, музыкальные записи, детские книги и журналы выбирать осторожно, следя за тем, чтобы сю­жеты, иллюстрации были близки к реальному опыту ребенка, несли полезную положительную информацию.

Скорее всего, в ответ раздадутся возражения: нельзя оценивать, например, телевидение как явление одно­значно отрицательное, сколько, например, есть прекрасных мультфильмов для детей и т.п. Ответим примером из жизни: нам доводилось видеть детей, которых до ис­терики пугала старуха Шапокляк из прекрасного и доброго мультфильма про Чебурашку. У аутичного ребенка любой увиденный сюжет, даже один кадр может пре­вратиться в новый страх.

Главный аргумент против присутствия телевидения в жизни аутичного ребенка — его влияние на психику не изучено, и, как следствие, это влияние не поддается контролю. Невозможность предугадать последствия по­влечет возникновение целой череды непредсказуемых ситуаций, негативных эмоциональных всплесков. Так как телевидение по силе воздействия на психику не сравнимо ни с какими другими информационными источниками, часто оказывается невозможно отвлечь внимание ребенка, переключить его на другую деятельность.

Помимо исключения телевидения, сознательного и кропотливого отбора потребует все, чему суждено по­пасть в поле зрения ребенка. Кроме его вещей, игру­шек, книжек, придется подумать и о вещах, которые вообще попадут в квартиру. А многие из вещей, например газеты и журналы, необходимо хранить в недоступном для ребенка месте.

Советуем избегать общения с недоброжелательными людьми. Если у ребенка негативную реакцию или страх вызывает кто-либо из близких знакомых, советуем ра­зобраться в причинах, а для начала ограничить общение.

Итак, подведем итоги и выделим следующие крите­рии отбора:

— поступающая информация, а также игрушки, книжки, вещи и люди должны помогать расширить представления аутичного ребенка об окружающем мире и в целом способствовать его развитию;

— экологичность вещей и игрушек, качество их ис­полнения;

— психологическая чистота сюжетов детских книг и другой поступающей информации;

— исключение абстрактных, агрессивных и других вредных сюжетов, игрушек и вещей;

— необходимо наблюдать за реакцией ребенка на но­вое: вызвать негативную реакцию или напугать может и нейтральная на первый взгляд информация или вещь;

— организовывать общение ребенка с приятными людьми с адекватным подходом к людям с нарушениями развития.

К сожалению, развитие цивилизации уводит нас все дальше от естественного хода жизни. Сегодня городской ребенок почти не получает непосредственного опыта в процессе самостоятельных прогулок, дворовых игр, об­щения с природой и т.д. Вместо сверстников он общает­ся с электронными игрушками, а информацию получает в основном посредством телевидения.

При таком положении вещей любящие родители долж­ны взять на себя ответственность за благополучное тече­ние развития ребенка. А это подразумевает сознатель­ный подход к обучению и воспитанию и кропотливое отделение того, что полезно для ребенка и будет способ­ствовать его развитию от потенциально вредного, могу­щего затормозить развитие. Такая позиция потребует работы над собой, новых знаний, мудрости и интуиции.

3игровая деятельность аутичного ребенка

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРЫ АУТИЧНОГО РЕБЕНКА

Предметная игра

Аутичные дети любят манипулировать предметами. Че­рез этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следую­щем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценно­сти, а именно —мир социальных отношений. В норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняет­ся только стиль и интенсивность общения.

В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками — привлекательные сенсорные свойства:яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру —изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, пред­меты и материалы — он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное желание завладеть каким-либо предметом — мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т.д.

Но вотдействовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает... С шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь чи­тать... То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему боль­ше нравится получение в процессе манипуляций с иг­рушками разнообразных сенсорных эффектов.

Однако не следует замечать лишь отрицательные сто­роны подобного отношения к предметам и игрушкам. Выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, ко­торые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка (см. с. 32).

Наши рекомендации