Формирование сознательности и выразительности чтения.
Понятие «сознательное чтение». Уровни литературного развития младших школьников. Виды пересказа. Акцентное вычитывание текста в системе развивающего обучения. Методика формирования выразительного чтения. Работа над планом произведения.Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного.:1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.Уровни:1. ур часто совпадающий с анал этапом становления навыка чтения, предп понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном знач; понимание отдельных предл и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутр связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.2.ур сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произв, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, худож средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.Можно говорить и о 3 уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности.Виды пересказа:1.пересказ сжатый, краткий.2.подробный или близкий к тексту.3.выборочный.4.творческий. Акцентное вычитывание текста в системе развивающего обучения: т.е. «вычерпывание» из текста определённых моментов, существенных для понимания авторского замысла, авторских оценок.При работе с лирическими стих главной зад явл вычитывание настроения лирического героя.При работе с эпическими и драм текстами главной задачей, кроме воссоздания картины миры, становится выявление различий в точках зрения автора, рассказчика и героев её решение подводит читателей к пониманию авторской оценки характеров героев, мотивов их поведения. Мет форм выраз чтения.Выраз чтение детей формируется по образцу выраз чтения учителя.Выраз чт-это чтение осмысленное и прочувствованное.Поэтому нельзя требвать от детей выраз чт незнакомого текста,если же текст хорошо проанализирован,то выраз чт может состояться.Приёмы:1.одну и ту же чистоговорку нужно прочитать по-разному.2.раб над интонацией может осуществляться как речевая разминка в начале урока.3.логические ударения.4.обозначение в тексте разных по длине пауз.В каждодневных системных упр дети учатся управлять своим голосом.Влияют также произвольное дыхание реб и хорошая дикция и артикуляция.Работа над планом произв:уже в 1кл дети учатся делить текст на смысловые части,напр:вступление,осн часть,заключение.Формулировка пунктов могут быть в 3 вариантах:1.в форме вопросов.2.в форме цитат.3.в форме повеств предл.Необходимо специально учить коротко передавать смысл текста.Простое зад:найти в тексте границы каждого пункта предложенного плана.Сложное зад:раб с деформированным текстом.Формы:словесный план,картинный план(сопоставление иллюстр,подбор цвета, красок, словесное рисование).
Специфика и структура урока изобразительного искусства.
Урок изобразительного искусства может и должен формировать художественно-творческую активность личности. Но, главное, урок искусства всем своим
содержанием должен стать средством передачи человеческих ценностей в результате общения человека с человеком, с окружающим его миром, с
искусством. Уроком, развивающим нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, формирующим эстетическую
позицию человека, его художественный вкус, его отношение к природе, человеку и обществу. Урок изобразительного искусства должен формировать через
искусство духовный мир ребенка. Ведь сила искусства воистину безгранична. Учителю нужно только воспользоваться этой силой для достижения своих
целей. Ведь именно искусство пробуждает восприимчивость к прекрасному, служит связью для идей и чувств, общим языком для всех культур. Стимулирует воображение, вводит ученика в область специальных интересов, способностей и возможностей, развивает озабоченность качеством продуктов и мастерства,
вносит вклад в развитие хорошего вкуса, в каждую из сторон повседневной жизни, в разумное использование досуга. И не беда, что порой первое знакомство с произведением искусства на уроке начинается с репродукций или слайдов, а вместо «живой» музыки приходится
слушать запись, ведь главное в том, как произойдет эта встреча с прекрасным, каким образом будет организовано восприятие учеников. Конечно, ничто не может сравниться с силой эмоционального воздействия подлинного произведения искусства. Однако умело организованный процесс
восприятия произведений искусства подготовит ученика к встрече с «живым» произведением, будет способствовать развитию у детей навыка общения с ним.
Для этого необходимо особым образом организовать атмосферу урока, обстановку, в которой осуществлялась бы настройка эмоциональных способностей школьников на творческую деятельность. Этому прежде всего способствует кабинет изобразительного искусства, оформленный с учетом личных предпочтений учителя, снабженный всем
необходимым оборудованием. Кабинет искусства должен превратиться в мастерскую художника, в которой есть всё для творческого развития детей, местом,
где будет развиваться драматургия урока. Драматургия урока - это сложная и по-настоящему творческая для учителя проблема, непосредственно связанная с формированием у школьников интереса к
изобразительной деятельности, формированием увлеченности искусством. Драматургия урока - это своеобразное действо, успех которого зависит от
высокопрофессионального умения учителя построить урок. Для каждого класса оно особое. Ведь в программе задан лишь ориентир к уроку - примерный
зрительный, музыкальный и литературный материал к каждой теме. Этот материал, разумеется, апробирован в практике учителей-экспериментаторов
неоднократно, но от того, как он будет использоваться учителемзависит многое в уроке. Здесь нет и не может быть какого-то одного рецепта. Каждый
учитель индивидуален. А при подготовке к уроку необходимо учитывать особенности каждого данного класса, коллектива в целом и его отдельных учащихся. В одном классе в начале урока учащиеся лучше сосредоточиваются благодаря слову учителя, в другом - благодаря рассказам о домашнем задании, в
третьем - начать с обсуждения выставки детских работ, в четвертом - организовать восприятие учеников поможет привлечение на уроке другого вида
искусства - музыки или поэзии. Часто большое влияние на общий тонус урока оказывает стиль работы учителя, иногда подбор в классе учеников с теми или иными психологическими
особенностями. Так или иначе, но учитель обязан не только принимать во внимание эти особенности, но и уметь их использовать в своей работе. Урок изобразительного искусства в школе должен строиться по законам восприятия самого искусства. Отсюда и русло урока приобретает форму
театрального действа, где учитель, как режиссёр-постановщик, умело руководит уроком и в то же время, как актёр, является непосредственным , соучастником этого действа. Поэтому структура урока, его сценарий учитель должен тщательно продумывать. Творческий сценарий учителю необходимо направлять на создание