Теория и практика обучения морфологии в начальной школе.
Морфология занимает важное место в начал. курсе русск. яз., т. к. изучение частей речи способствует развитию логического мышления мл. шк., обеспечивает возможность совершенствования речи уч-ся на сознательной основе, явл-ся необходимой базой формирования у них навыков правописания. В то же время морфология является и самым сложным для ребенка разделом курса, поскольку его изучение предполагает усвоение понятий высокой степени абстракции и требует определенного уровня развития мысл-ных операций, способности к обобщению. Необходимыми условиями для овладения морфологическими знаниями и умениями явл-ся достаточный словарный запас, умение устанавливать связи м/у словами в предложении, а т.ж. знания из области словообр-ния и синтаксиса.
В соответствии с ФГОС уч-ся начал. кл. д/усвоить основные признаки 3-х знаменательных частей речи: имени сущ-ого, имени прил-ого, глагола. Мл. шк. учатся различать названные части речи на основе 1) общего лексического значения,2) вопросов, 3) постоянных и непостоянных морфологических признаков, 4) синтаксической функции. У уч-ся формируется общее представление о местоимении (на примере личных местоимений).
В большинстве современных программ по русс. яз. для нач. шк. предусмотрено увеличение объема усваиваемых шк-ками знаний по морфологии и более высокий уровень их обобщения.
Имена сущ-ные, имена прил-ные и глагол уч-ся начал. класс. осознают с пяти сторон:
1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),
2) на какие вопросы отвечает,
3) как измен-тся или какие имеет постоянные категории,
4) каким чл. предлож-ия выступает в предлож-ии,
5) какие имеет окончания; как образуется.
I класс включает проведение классиф-ии слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формир-ии понятия «часть речи». Уч-ся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен сущ-ых и имен прил-ых по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.
Система изучения имен сущ-ых в начал. кл.
Работа в I и II классах над грамматическими признаками сущ. создает основу теоретических знаний для сознательного формир-ия навыка правописания. А при формир-ии навыка правописания падежных окончаний в III классе постоянно углубляются знания о роде, числе и падеже существительных. Задачи развития речи и мышления учащ-ся решаются в течение всех лет обучения.
I класс. Подготовительный этап. Подготовка уч-ся к осознанию понятия «имя сущ-ое» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова, начинает формир-ся умение классиф-ть слова на группы с учетом их смысла. Классиф-ия слов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абст-рагировать.
Однако для формир-ия грамматического понятия уч-ся недостаточно осознать конкретный смысл слова — необходимо усвоение грамматических признаков слова в единстве с осознанием его лексического значения.
Следующий этап (второе полугодие I класса) характ-ся спец. работой над лексическим значением имен сущ-ых и их грамматическим признаком. Уч-ся учатся отличать слова, отвечающие на в-с кто?, от слов, отвечающих на в-с что? В I классе у детей начинает формир-ся умение писать с большой буквы собственные имена сущ-ые.
II класс. Во II классе углуб-ся и систематиз-ся знания уч-ся о лексическом значении имен сущ-х, о собственных и нарицательных, об одуш-х и неодуш-х сущ-х (без термина); дети знакомятся с родом и числом.
Во II классе в процессе знакомства с родом имен сущ-х спец. внимание уделяется формир-ию навыка правописания окончаний. Программа ставит задачей научить правильно писать родовые окончания имен сущ-ых среднего рода.
При изучении рода имен сущ-х необходимо использовать слова, распознавание рода кот-х вызывает затруднения у уч-ся и они допускают ошибки: табель (м.), мебель (ж.), карамель (ж.) и т.д.
Целесообразно показать, как в случаях затруднения с помощью толкового словаря можно узнать род сущ-х.
Предметом особого изучения являются сущ-ные муж. и жен. рода кот-ые оканч-ся на шипящие: камыш, мышь.
В пр-ссе работы над числом имен сущ-х во II классе у уч-ся формир-ся умения:
1) различать слова в един-ом и множе-ом числе по смыслу и по окончанию;
2) образовывать от формы един. числа форму множ-ого числа наиболее употребительных в детской речи сущ-х и от формы множ-ого числа форму един. числа;
3) правильно употреблять сущ-ое в речи, учитывая при этом связь слов в предложении.
Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени:
1-ая ступень — понятие о склонении как изменении окончаний имен сущ-х по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей.
2-ая ступень. 1, 2 и 3-е склонение имен сущ-х. На данном этапе у уч-ся фор-ся умение распознавать склонение имен сущ-х по роду и по окончанию в начальной форме.
3-ья ступень. Правописание падежных окончаний имен сущ-х в един. числе. Основная задача данного этапа — формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развитие осознанного употребления имен сущ-х в разных падежах.
4-ая ступень. Склонение и правописание имен сущ-х во множественном числе.
Система изучения имен прил-х в начал. кл.
I класс. 1-начальное ознакомление с прилагат-ными (пока еще и без термина) начинается с наблюдений над лексич-им значением прилаг-ых и вопросов, на кот-ые они отвечают.
II класс. Решение трех задач: формирование понятия «имя прил-ое», развитие умения точно употреблять прил-ые в речи, формир-ие навыка правописания родовых окончаний имен прил-ых.
2-классники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:
а) обозначают признак предмета,
б) отвечают на вопрос какой?,
в) изменяются по родам и числам,
г) относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания.
Система работы над глаголами в начал. кл.
Лингвист-ие особенности глагола довольно сложны, поэтому в начал. кл. уч-ся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. Уже во II классе проводится работа над видом глагола (без термина). Уч-ся наблюдают над упот-ем в речи гл-лов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Научить различать вид гл-ла с помощью вопросов важно уже во II классе, т. к. без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам. Гл-лы НСВ, имеют формы наст., прошед. и будущ. (сложного) вр., гл-лы СВ наст. вр. не имеют. Невнимание к виду гл-ла нередко является причиной ошибок при образовании временных форм.
I класс. Подготовительный этап работы над гл-лами условно относится к периоду обучения грамоте. Подготовка к изучению гл-ла заключается в развитии у уч-хся внимания к лексич-ому значению слова.
Более целенаправленная работа над гл-лами начинается во втором полугодии I класса в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» У части гл-лов, как известно, лексическое значение совпадает с грамматическим.
II класс. Основные задачи данного этапа состоят в формировании понятия «глагол как часть речи», в ознакомлении с изменением гл-лов по числам и временам, овладении уч-мися умением образовывать временные формы гл-лов, наиболее употребительных в речи мл. шк..
III класс. Знакомство с неопределенной формой гл-ла, овладение спряжением гл-лов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний гл-лов. Задачи изучения глагола в III классе:
1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи
2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи.
3. Познакомить со спряжением глаголов.
4. Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола.