Методика обучения основам правописания.
Орфография – это система правил написания слов. Она определяет выбор между возможными вариантами букв.Орфография представляет компромисс нескольких принципов:
1.фонематический пр-п – сущность этого пр-па заключается в том, что фонемы на письме обознач-ся тем знаком, кот-ый испол-тся для ее обозначения в основной сильной позиции;
2. морфологический пр-п – сущность этого пр-па заключается в соблюдении единообразного написания одних и тех же морфем;
3. фонетический пр-п – согласно этому пр-пу некоторые слова пишутся так, как они произносятся (например, в соответствии с фонетическим принципом пишется «а, о» в приставках слов «розыск» и «разыскивать», а также Ы в корне этого слова и И в слове «искать»).
4. традиционный пр-п – заключ-тся в том, что те написания, кот-ые соответствовали произношению в далеком прошлом языка, сохраняются, хотя далеки от его современных норм: правописание жи-ши, ча-ща, правописание окончаний прил-ных –ого/-его, -ага/ -яго, собака, молоко и т.д.
5. пр-п дифференцированного написания – применяется тогда, когда с помощью правописания разгран-тся понятия, обозначаемые омофонами: поджог-поджег.
В русском письме фонематический пр-п является ведущим. Именно с этим пр-пом связано большинство правил, изучаемых в мл. кл.: безударные гл., сомнительные согл., непроизносимые согл. и т.п. Для всех этих и других случаев вводится понятие «орфограмма». Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), кот-ое не устанавливается на слух. Орфограмма опред-тся как "написание слова в том месте, где пишущий должен сделать выбор буквы для обозначения того или иного звука (фонемы)" .
Существует две группы орфограмм: связанные с обозначением звуков (фонем) буквами и не связанные с обозначением звукового (фонемного) состава морфем.
В первой группе выделяют 2 вида орфограмм:
- орфограмма на месте слабых позиций звуков (фонем);
- орфограмма на месте сильных позиций (например, правописание жи-ши);
Во второй группе выделяют 4 вида орфограмм:
- прописная буква;- слитное или раздельное написание;- перенос;- сокращение слов.
Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе так называемого орфограф-ого навыка. Орфограф-кий навык – это автоматизир-ный компонент сознательной речевой деятел-ти чел-ка в условиях протекания ее в письменной форме. Орфограф-кий навык создается в пр-се длительных упр-ий и основывается на более простых навыках и умениях. Психологи и методисты подчеркивают, что формирование орфограф-кого навыка в решающей степени зависит от его первоначального этапа, т.е. от того, развито ли у учащ-ся способность обнаруживать места, кот-ые надо писать по правилам.
Способность обнаруживать орфограмму принято называть орфографической зоркостью. Многие психологи (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, П. С. Жедек, В. В. Репкин и др.) и методисты (М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовская, А. В. Текучев и др.) считают, что важнейшей причиной орфограф-ких ошибок является отсутствие или несформиров-ность орфограф-кой зоркости. Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением. Орфограф-кая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфограф-кого действия.
Орфографическое действие – это деятельность пишущего после осознания наличия орфограммы в слове. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, 1) какие знания и умения составляют его фундамент, 2) какими частными операциями доложен владеть ученик.
М. Р. Львов выделяет шесть этапов, кот-ые д/пройти шк-к, решая орфографические задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;2) определить ее вид;3) определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;4) определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритмы решения;5) решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
Ошибки уч-ся классиф-тся по причинам допускаемой ошибки:1. ошибки, которые объясняются непониманием или неточным пониманием значения слов;2. ошибки, обусловленные неумением выделить морфемы или находить границы морфем;3. ошибки, зависящие от неправильного определения грамматических категорий и форм;4. ошибки, возникающие в ходе неправильного ориентирования в структуре предложения;5. ошибки, идущие от незнаний и ненормативных влияний (просторечия, жаргоны);6. ошибки, вызванные слабой орфографической зоркостью;
7. ошибки памяти;8. ошибки от неточного владения правилами и нарушения алгоритма проверки;
9. ошибки от неправильной догадки и переоценки своего языкового чутья;10. ошибки из-за невнимания.
Классиф-ия ошибок служит основой для их исправления и предупреждения, для диагностики, выбора тематики повторения.Диагностика – это исследование причин как индивидуальной ошибки, так и определенного типа ошибок, допускаемых многими учениками. В диагностике ошибок используются методы статистики, накапливаются картотеки ошибок, вычисляется частотность их по типам. 1-ый способ исправления – индивидуал-ая работа, т.к. сами ошибки носят личностный, индивидуал-ый хар-р. Уч-к и уч-ль вместе проверяют написанное, находят ошибку. 2-ой вариант: уч-ль проверяет тетради, находит ошибки, отмечает их, но сам исправляет лишь в трудных случаях. 3-ий способ – фронтальная проверка написанного общего текста с устным комментированием всех или выбранных (учителем) орфограмм.
Полезна для предупреждения ошибок работа с орфографическими и толковыми словарями.
Особ-сть словарной работы в школе состоит в том, что она проводится не только на уроках чтения, но и во всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Словарная работа складывается из 4 направлений:1) обогащение словаря;2) уточнение словаря;3) активизация словаря;
4) устранение нелитер-ных слов, исправление ошибочных ударений, произношений.
Источники обогащения словаря мл. шк-ка (по степени влияния на речь детей): речевая среда в семье, среди друзей, речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение, учебная работа в школе, словари, справочники.Наилучший источник обогащения словаря - живое обще-ние, речь, устная и письменная, литература.
Логическое определение желательно сопровождать показом иллюстрации.
Многие слова м/б объяснены с помощью развернутого описания, иногда состоящего из группы слов, иногда — из нескольких предл-ний. Этот способ объяснения слов особенно удобен в анализе худож-ных текстов, т. к. он позволяет сохранить непринужденность беседы. Некоторые новые слова м/стать понятными, если ввести их в предл-ние.
Многие слова м/б объяснены через анализ их морфологической стр-ры и словообр-ния. Такой прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообраз-ния, его законов и способствует усвоению орфографии.
Этапы работы:а)обнаруживание слова, нуждающегося в толковании, в тексте; (так возн-ет мотивация)б) семантизация;в)выполнение ряда упражнений со словом;г)введение нового слова в текст, в свою речь, т.е. его ак-тивизация, употр-е в комм-ных целях.
Слово считается активизированным, если уч-к использовал его хотя бы 1 раз в свободной, неподсказанной речи, без за-дания уч-ля: в пересказах, рассказах, диалогах, сочинениях.
Упр-ния для активизации словаря:-составление предл-я; подбор синонимов, антонимов;
-составление неск-ких словосоч-й с изучаемым словом;-составление предл-й на определ-ную тему, по картине;-словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
-орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;-перевод на изучаемый иностранный язык;
-составление и запись различ. текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употреб-я в тексте избранных слов; поиск и замена слов.