Педагогика как наука о воспитании, развитии и обучении человека. Значение слова «педагогика». Категориальный аппарат педагогики.
Педагогика как наука о воспитании, развитии и обучении человека. Значение слова «педагогика». Категориальный аппарат педагогики.
Педагогика является прикладной наукой. Педагогика имеет свой предмет исследований. Изначально предметом исследования педагогики принято было считать воспитание и подготовка к жизни подрастающего поколения, предметом совр. педагогики является воспитание и квалифицированное руководство не только детей, но и взрослых людей всех возрастов. Само слово педагогика произошло от греческих слов paides – дети и ago – вести. Дословный перевод слова «пайдагогос» – «детоводитель». Главной задачей педагогики-выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека. Важнейшими понятиями педагогики является воспитание, обучение и образование, производимое в различных учебно-вос. учреждениях, социальных институтах, семье.
К задачам педагогики относится формирование, обозначение и исследование закономерностей воспитания и образования, управления системами образования и воспитания.
Результаты пед. воздействия определяются в соответствии с оценкой воспитанности, образованности и развитости личности.Развиваясь, пед. наука накапливала все больше знаний, доступных людям на каждом этапе развития производства, науки и искусства. И каждое новое поколение имело доступ к более объемным, совершенным знаниям, которые постепенно складывались во взаимосвязанную систему, содержащую сведения об окр. мире. Кроме этого, пед. влияние на формирование личности человека на каждом историческом этапе производилось с использованием новых, прогрессивных в рамках того времени, методов. Развиваясь, педагогика совершенствовалась за счет накопленного пед. опыта, анализа и выявления наиболее результативных и позитивных методов и средств, применяемых в обучении, образовании и воспитании.
Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и дрФилософия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. У педагогики с психологией и физиологией методы пед. воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. История и литература. История составляет значительную часть материалов для вос. и об. деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов. Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология.
Педагогические категория воспитание, самовоспитание, социализация, образование, обучение.
Воспитание – спец.орг.деят-ть педагогов и воспитанников для реализация целей образования в условиях пед.процесса
Образование – это процесс восприятия, усвоения и умения использования комплекса систематизированных знаний.
Обучение – спеццифич.способ образования, анправленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Педагогическая деятельность- особый вид социальной (проф.) деятельности, направленной на реализацию целей обр-ия.
Педагогическая система представляет собой взаимосвязь всех компонентов, методов, процессов, направлений и других составляющих частей, направленных на достижение разнообразных педагогических целей.
Система образовани. В Российской федерации создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население возможностью получения разных видов образования. Деятельность каждого из них управляется и регулируется МО РФ. Реализация педагогического процесса, включающего систему образования, происходит поэтапно. Первым этапом является система дошкольного образования, далее идет общеобразовательная средняя школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров.
Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа. На первом уровне у детей главным образом стараются развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окружающем мире, что происходит в комплексе с физическим и эстетическим развитием.
Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни в современном обществе.Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному обучению.
Особое место в системе образования занимают специальные образовательные учреждения, созданные для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.К профессиональным образовательным учреждениям относятся училища, техникумы, колледжи, выполняющие образовательные функции, направленные на подготовку специалистов среднего уровня. К высшим учебным заведениям относятся институты, университеты, академии.
Послевузовское образование дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, которые выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение послевузовского образования включает главным образом исследовательскую и изобретательскую деятельность. Кроме перечисленного в Российской образовательной системе имеют место учреждения дополнительного образования, такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.
В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами. К таким документам относится, например, учебный план – это утвержденный МО РФ документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых на их изучение в определенных учебных группах. Учебная программа – документ, МО РФ, определяющий содержание образования по каждому отдельному предмету и включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, а так же информацию о навыках и умениях, которые необходимо привить обучающимся.
Принципы построения курса математики в начальной школе. Основные понятия начального курса математики и последовательность их изучения.
Начальный курс мат-ки, изучаемый в нач. классах школы яв-ся исходной базой школьного курса мат-ки. В соответствии с этим начальный курс мат-ки включает арифметику целых неотрицательных чисел и основных величин, элементы алгебры и геометрии.
Нач-ый курс мат-ки имеет свои принципы и особенности построения:
1) арифметич. материал составляет глав. материал курса. Основой начального курса является арифметика натуральных чисел и основных величин, также в него входят элементы геометрии и алгебраической пропедевтики (элементы геометрии и алгебры включает в себя систему арифметических знаний, способствовало более высокому уровню усвоения понятия о числе, ариф-ких действиях и мат-ких отношений - элементы алгебры и геометрии не составляют особых разделов курса мат-ки, они органически связывают ариф-кий мат-л).
2) арифметический мат-л вводится концентрически. Сначала изучается нумерация чисел 1-го десятка, затем нумерация чисел в пределах 100, раскрывается понятия «разряда», позиционный принцип записи, изуч-ся сложение, вычитание 2-х чисел, вводится умножение и деление, далее изучается нумерация чисел в пределах 1000- рассматривается 3 разряда: 1, 10, 100 обобщения знания ариф-ких действиях, вводится приемы письменного сложения и вычитания, далее изучается нумерация многозначных чисел - рассматр-ся понятия класса, обобщается поместного значения цифр в числе, изуч-ся приемы письменных вычислений (в курсе выделены 4 концентра: десяток, сотня, тысяча, многознач. числа).
десяток сотня тысяча Многозн. числа
Алгебраический материал
Геометрический материал
Величины
дроби
3) Вопросы теории и вопросы практического характера органически связываются между собой. Многие вопросы теории вводятся индуктивно, а на их основе раскрываются вопросы практического характера. Н/р, распределительное свойство умножения вводится на основе обобщения частных фактов, после чего, используя это свойство, раскрывается прием умножения: 15 - 4=(10+5) - 4=10 - 4+5 - 4=60.
4) Математические понятия, свойства, закономерности раскрываются в курсе в их взаимосвязи. Это не только связь между арифметическим, алгебраическим и геометрическим материалом, но и так называемые внутренние связи между различными понятиями курса, свойствами, закономерностями. Так, при изучении арифм. действий раскрываются их свойства, связи и зависимости между их компонентами и результатами.
5) Курс мат-ки строится так, чтобы в процессе его изучения каждое понятие получило свое развитие. Например, при изучении арифм. действий сначала раскрывается конкретный смысл, затем свойства действий, связи между компонентами и результатом арифм. действий. Подход к введению понятий соответствует возрастным возможностям мл. школьников, обеспечивает доступность овладения математическим материалом.
Основные понятия нач-го курса мат-ки.
Понятие натур-го числа - рассматривается как колич-ная хар-ка класса эквивалентных множеств, раскрыв-ся на конкретной основе в рез-те оперирования множествами и величинами. Формирование понятий натур-х чисел происх-т не только в процессе счета, но и в процессе измерения величин. При изучении нумерации натур-е число рассматрив-ся как элемент упорядоченного множества или как член натур-ной последоват-ти (раскрываются колич-ные и порядковые значения.)
При изучении арифм. действий натуральное число выступает в новом качестве — в качестве объектов, над которыми выполняются арифметические действия.
Число нуль и цифра 0. В нач. курсе мат-ки рассматрив-ся как количественная хар-стика класса пустых множеств (включение числа и цифры нуль расширяет числовую область. Сначала нуль рассматривается как цифра, затем вводится число нуль как рез-т, полученный при вычитании: 2—2=0, 3—3=0. Далее нуль рассмат-ся как компонент действий 5+0, 0+9, 8—0, а при изучении действий умножения и деления как компонент этих действий: 0x4, 3x0, 0x0, 0:4. Здесь же рассматривается невозможность деления на нуль. Цифра нуль используется для обозначения отсутствия единиц какого-либо разряда или класса в записи числа (70, 3 000, 204, 3 702).
Дроби. В начальном курсе дается наглядное представление о дроби. Вводится понятие доли как одной из равных частей целого (круга, куска шпагата и др.), дается запись долей. Поскольку суть понятия доли очень ярко раскрывается при решении задач на нахождение доли числа и числа по его доле. Далее вводится дробь как совокупность долей, запись дроби, преобразование и сравнение дробей на наглядной основе (2/4=1/2; 3/5<4/5), задачи на нахождение дроби числа.
Понятие о системе счисления. Раскр-ся при концентрическом построении курса. В пр-се изучения нумерации натур-х чисел и ариф-ких действий над ними. При этом возникает понятие 1) разряда; 2) класса; 3) разряд и классные единицы; 4) разрядного числа; 5) ариф-кие действия занимают начальное место в центр-м курсе мат-ки. Раскр-ся конкретные св-ва арифм. действий, свойств действий, связи и зависимости между компонентами и рез-тами действия. происходят вычислит-ные ум-я и навыки, а также умение решать ариф-кие задачи.
Конкретный смысл ариф-ких действий:
Сложение – операция объед-ия мн-тв, не имеющих общих элементов. Вычитание – операция удаления части мн-тва (подмн-ва). Умножение – операция, объед-ия мн-тв одинаковых численности. Деление – определения разбиения мн-ва на ряд равночисленных, непересекающихся мн-тв.
Свойства ариф-ких действий. Переместительное свойство умножения и сложения, свойство прибавления числа к сумме, вычитание числа из суммы, прибавление суммы к числу, вычитание суммы из числа, прибавление суммы к сумме, умножение числа на сумму и суммы на число, деление суммы на число, умножение числа произведение, деление числа на произв-е. Для усвоения свойств в курсе предусматривается система специальных упражнений. Главная задача применения свойств – это раскрытие на их основе вычислительных приемов.
Понятие связи между компонентами и результатами ариф-ких действий. Изуч-ся одновременно со свойствами ариф-ких действий и раскрывается на основе операции над множествами: 2+3=5, 3+2=5, 5-2=3, 5-3=2.
Понятие элементов алгебры вводится при изучении ариф-го мат-ла (на конкретной основе раскрывается понятие равенства/нерав-ва уравнения) для обозначения.
Понятие «геометрический материал». Геометрический материал служит главным образом для ознакомления с простейшими геометрическими фигурами и для развития пространственной представлении. Включены геометрические фигуры: прямые, кривые и ломаные линии, точка, отрезок, прямая, луч, многоугольники, и их элементы, прямой угол, окружность, круг, центр и радиус круга, диагонали. Все вопросы геометрии раскрыв-ся на нагляд. основе. Решаются задачи по нахождению периметра, площади и объема.
Понятие величины и измерение величин. Раскрыв-ся в тесной связи с изучением ариф-го алгебраического и геом-го мат-ла. Происх-т ознакомление с такими величинами как длина, масса, время, емкость, площадь и объем. Единицы измерения величин выполняется практически.
Понятие задачи. С пом. задач раскрыв-ся многие вопросы нач.курса мат-ки (формирование каждого нового понятия всегда связывается с решением задач). В процессе решения задач учащиеся овладевают практическими умениями и навыками, необходимы им в жизни, знакомятся с фактами, учатся устанавливать связи зависимости между величинами. В начальный курс включены задачи с ариф-ким и геом-ким содержанием.
Методика обучения грамоте.
Навыки чтения и письма — это речевые навыки, так же как и чтение и письмо — виды речевой деятел-сти человека. И навык чтения, и навык письма формир-тся в неразрывном единстве с другими видами речевой деятел-сти — с устными высказываниями, со слушанием — слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью.
Обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятел-сть шк-ков была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными детям. Конечно, детьми д/б осознана и далекая цель — «научиться читать»; но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к загадке и т. д. Понимание читаемого и того, что дети пишут,— это тоже важнейшее условие успешного обучения грамоте. Поэтому обучение грамоте предполагает разнообразные виды речевой и мысл-ной деятел-сти: живые беседы, рассказы, наблюдения, отгадывание загадок, пересказ, декламацию, воспроизведение звукозаписи, диа- и кинофильм, телепередачу. Эти виды работ способствуют созданию речевых ситуаций, осмысливающих процессы чтения и письма.
Навык не м/б сформирован без многократного повторения действий. Следовательно, при обучении грамоте нужно много читать и писать.
Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков и их комплексов в слова; письмо же представляет собой процесс перекодирования смысловых единиц нашей речи в условные знаки или их комплексы, кот-ые м/б написаны или напечатаны. Наше письмо — звуковое,— пр-с перекодировки осложняется необходимостью промежуточного этапа — перевода графических знаков в звуки, т. е. необходимостью звукобуквенного анализа слов: при письме звуки перекодируются в буквы, при чтении, наоборот, буквы — в звуки.
Методика обучения грамоте, ориентируя уч-хся и уч-ля на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы. Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русс.яз. выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» — фонемы в слабых позициях). В слабых позициях фонемы выступают как варианты, звучащие недостаточно отчетливо (вода — о? а?) или переходящие в противоположный по парности (мороз — на конце с?).
В школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Школьники выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы, слоги и весь процесс чтения. В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Уч-ся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы. В школе требования к фонематическому слуху очень высоки: шк-ки тренируется в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными другими звуками, определяют последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различают на слух глас. и согл., тверд. и мягк.зв., находят ударный слог и звук в словах, ориентируются в слоговой структуре слова.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложения – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деят-сть ребенка. При использовании схем предложений, где слова обозначаются полосками цветной бумаги, схемы слов, где звуки обозначаются квадратами разного цвета (гласн. – красные, тверд. согл. – синие, мягкие согласные – зеленые), меняется характер деят-сти детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть её элементы.
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русс. яз. огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию иногда называют фонематической).
В основе русской графики лежит слоговой (позиционный) принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не м/б прочитана, т. к. она читается с учетом последующих букв.
С самого начала чтения шк-ки ориентир-тся на слог как на единицу чтения.
Конечно, не всегда удается сразу добиться прочтения слов в соответствии с нормами русской орфоэпии. Так, слова ЕГО, ЧТО, СИНЕГО дети не сразу научаются читать как [йэво], [што], [с'иньвъ]. В таких сравнительно трудных случаях рекомендуется двоякое прочтение: «орфографическое», а затем — орфоэпическое.Большинство русских согл. бывают и тверд. и мягк. и буквы могут обозначать два звука. Эти особенности учитываются в методике: дети сначала знакомятся лишь с тверд. Согл., а позже — с мягк.. Звуки Ч, Щ, Ц, Ж (непарные по твердости-мягкости) изучаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте1.Звук й обозначается не только буквой И, но также буквами Ё, Я, Е, Ю, когда они стоят в абсолютном начале слова (ёлка — [йол]ка), после глас. в середине слова (моя — мо[йа) и после Ъ или Ь (подъезд— под[йэ]зд). Йотированные гласные е, я, ё, ю читаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте, и дети усваивают их чтение больше по догадке, чем на основе теории.
Мягкость согл. обозначается в русс. графике несколькими способами: во-первых, Ь (угол — уголь), во-вторых, последующими гласн. И, Е, Я, Ё, Ю (липа, Лена, мягкий, лён, Люба); в-третьих, последующими мягк. согл.: [п'эс'н'ь]. С 1-ми двумя способами обозначения мягк. согл. первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.
Для усвоения мягк. согл. используется сопоставительное чтение и разъяснение значения слов, различающихся только мягкостью или твердостью одного согласного.
Звуки русс. яз. в словах стоят в сильных и слабых позициях. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова — вводят эти случаи постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз — морозы, дома — дом).
Серьезную трудность для детей представляет многовариантность звуков. Выделяя звуки из слова, мы никогда не получаем точно такого звука, какой был в слове. Он только приблизительно похож на звук в слове, где на него влияют последующие и предыдущие звуки (ша, шо, шу). Ребенок должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука. Для этого подбираются слова с изучаемым звуком, чтобы он стоял в разных позициях и сочетаниях с другими звуками.
При обучении грамоте следует по возможности избегать звукобуквенного анализа таких слов, где действует закон абсолютного конца слова (гвоздь — гость), закон ассимиляции по звонкости-глухости согл. (сжать — [жа]ть, счет — [що]т), где происходит упрощение сочетаний согласных, или есть непроизносимые согласные (грустный — «грусный», сердце — «серце»). С такими явлениями русс. фонетики дети познакомятся позднее; например, с непроизносимыми согл. — во II классе.
Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут. Основной способ преодоления трудности звукослияния — это слоговое чтение. Самыми легкими для учащихся слогами принято считать слоги типа СГ и ГС. Самыми трудными – слоги типа ССГ или СССГ или ГСС. К чтению таких слогов следует переходить постепенно.Установлено, что взгляд читающего движется по строке рывками, останавливаясь на строчке 3—4 раза. Осознание текста происходит во время этих остановок (фиксаций). Число остановок зависит не только от опыта чтеца, но и от трудности текста. Опытному чтецу незачем читать вслух: тихое чтение протекает в 1,5—2 раза быстрее громкого, понимание текста оказывается даже выше.«Поле чтения» начинающего чтеца охватывает часто всего лишь одну букву. Процесс чтения протекает медленно, т. к. для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще нужно слить звуки в слоги, а слоги — в слова. Расширение поля чтения – необходимое условие успешного обучения грамоте.
Начинающий читать не всегда легко понимает смысл прочитанного. Попытки угадывать слова (антиципация), хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремится читать сознательно. Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.
Обучение каллиграфии связано с проблемами техники, эстетики письма. Оно направлено на становление почерка учащихся. К каллиграфическим умениям относят:- умение писать разборчиво, ровно, с соблюдение пропорций.- умения соблюдать одинаковый наклон и т.д.- для успешной работы учителю необходимо знать две вещи: трудности которые испытывает ученик и причины порождающие эти трудности.Среди основных причин, возникающих в освоении каллиграфии, традиционно называют следующие:- нарушение элементарных гигиенических требований.- отсутствие необходимой пространственной ориентации;- несовершенство регуляции движений;- разрыв в развитии двигательных и зрительных анализаторов;- недостаточность взаимодействия оптического и глазодвигательного аппарата и т.д. Для успешного овладения каллиграфией необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, но прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространственному восприятию объекта и т. п., т. к. пр-сс письма – это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Роль интеллекта велика на этапе становления навыка письма. Ученик д/уметь:- воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать. - осуществлять нужные движения. Трудности часто возникают из-за того, что первоклассники не видят элементов в букве, поэтому не могут воспринять её форму, плохо усваивают характер движения руки, пытаются механически воспроизвести букву, и получают искажение конфигурации букв. В связи с эти необходимо развивать не только наглядно-образное, но и аналитическое мышление мл. шк-ков. Обучая каллиграфии, усилия нужно направлять на становление необходимых психолог-ских и физиолог-ских механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто отработку каждой отдельно взятой буквы и её соединения. Необходимо обращать внимание на: -проблему повышения уровня наглядно образного и отвлеченного мышления первоклассников; -совершенствование способностей к зрительному восприятию различных форм; -становление умения ориентироваться в пространстве листа, строки;
-определение пространства отношения между элементами письма; -укрепление руки, координации движения -управление всей сложной системой действующей руки; -доведение до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма. Также нужно способствовать формированию внутренней потребности в аккуратности письма, в красивом подчерке.В современной школе сегодня все чаще использ-тся следующая методика обучения каллиграфии мл. шк-ков. Автор предложенной концепции – Е.Н. Потапова. Для того чтобы сократить время обучения предлагается реализовать его через 3 этапа: 1этап нацелен на развитие мускульной памяти. По данным наблюдения, мускульная память у детей 4-7 лет цепкая и наиболее возбудимая, но ещё очень слабы мелкие мышцы пальцев и кисти руки. Решение этой проблему следующее: - на первом этапе обучения особое внимание уделяется такому виде работы как штриховка. Сегодня специалисты рекомендуют использовать 4 вида штриховки:А) короткие параллельные штрихи Б) штрихи с возвратом.В) штрихи от центра к перефириии.Г) большие параллельные штрихи 2 этап развитие тактильной памяти. Основная цель – создание в памяти ребенка образа заглавных и строчных букв. Буквы вырезаются из наждачной бумаги и наклеиваются на картон. Указательным пальцем правой руки (затем могут работать и другие пальцы) ученик ощупывает буквы в направлении письма. Прочному запоминанию буквы могут способствовать игровые моменты. Чтобы образ буквы остался в памяти другие учителя предлагают рассказывать забавные истории. Также продолжается работа со штриховкой, теперь отдельные детали штрихуются элементами букв. Дети закрывают глаза и угадывают букву на ощупь. 3 этап письмо букв с помощью трафарета/закрепления образа буквы. С помощью трафарета букв у детей отрабатывается правильный наклон и закрепляются приобретенные навыки. Трафареты изготовлены из металлической пластинки. На трафарете вырезано 33 буквы русского алфавита.Технология работы: 1. Ощупай букву из наждачной бумаги. Трафарет накладывается на страницу; 2. Ученик шариковой ручкой пишет изучаемую букву, рука движется только в заданном направлении. На сегодн день поиски эффективных путей обучения каллиграфии продолж-ся.
Педагогика как наука о воспитании, развитии и обучении человека. Значение слова «педагогика». Категориальный аппарат педагогики.
Педагогика является прикладной наукой. Педагогика имеет свой предмет исследований. Изначально предметом исследования педагогики принято было считать воспитание и подготовка к жизни подрастающего поколения, предметом совр. педагогики является воспитание и квалифицированное руководство не только детей, но и взрослых людей всех возрастов. Само слово педагогика произошло от греческих слов paides – дети и ago – вести. Дословный перевод слова «пайдагогос» – «детоводитель». Главной задачей педагогики-выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека. Важнейшими понятиями педагогики является воспитание, обучение и образование, производимое в различных учебно-вос. учреждениях, социальных институтах, семье.
К задачам педагогики относится формирование, обозначение и исследование закономерностей воспитания и образования, управления системами образования и воспитания.
Результаты пед. воздействия определяются в соответствии с оценкой воспитанности, образованности и развитости личности.Развиваясь, пед. наука накапливала все больше знаний, доступных людям на каждом этапе развития производства, науки и искусства. И каждое новое поколение имело доступ к более объемным, совершенным знаниям, которые постепенно складывались во взаимосвязанную систему, содержащую сведения об окр. мире. Кроме этого, пед. влияние на формирование личности человека на каждом историческом этапе производилось с использованием новых, прогрессивных в рамках того времени, методов. Развиваясь, педагогика совершенствовалась за счет накопленного пед. опыта, анализа и выявления наиболее результативных и позитивных методов и средств, применяемых в обучении, образовании и воспитании.
Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и дрФилософия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. У педагогики с психологией и физиологией методы пед. воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. История и литература. История составляет значительную часть материалов для вос. и об. деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов. Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология.
Педагогические категория воспитание, самовоспитание, социализация, образование, обучение.
Воспитание – спец.орг.деят-ть педагогов и воспитанников для реализация целей образования в условиях пед.процесса
Образование – это процесс восприятия, усвоения и умения использования комплекса систематизированных знаний.
Обучение – спеццифич.способ образования, анправленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Педагогическая деятельность- особый вид социальной (проф.) деятельности, направленной на реализацию целей обр-ия.
Педагогическая система представляет собой взаимосвязь всех компонентов, методов, процессов, направлений и других составляющих частей, направленных на достижение разнообразных педагогических целей.
Система образовани. В Российской федерации создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население возможностью получения разных видов образования. Деятельность каждого из них управляется и регулируется МО РФ. Реализация педагогического процесса, включающего систему образования, происходит поэтапно. Первым этапом является система дошкольного образования, далее идет общеобразовательная средняя школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров.
Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа. На первом уровне у детей главным образом стараются развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окружающем мире, что происходит в комплексе с физическим и эстетическим развитием.
Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни в современном обществе.Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному обучению.
Особое место в системе образования занимают специальные образовательные учреждения, созданные для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.К профессиональным образовательным учреждениям относятся училища, техникумы, колледжи, выполняющие образовательные функции, направленные на подготовку специалистов среднего уровня. К высшим учебным заведениям относятся институты, университеты, академии.
Послевузовское образование дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, которые выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение послевузовского образования включает главным образом исследовательскую и изобретательскую деятельность. Кроме перечисленного в Российской образовательной системе имеют место учреждения дополнительного образования, такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров. Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.
В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами. К таким документам относится, например, учебный план – это утвержденный МО РФ документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых на их изучение в определенных учебных группах. Учебная программа – документ, МО РФ, определяющий содержание образования по каждому отдельному предмету и включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, а так же информацию о навыках и умениях, которые необходимо привить обучающимся.
Принципы построения курса математики в начальной школе. Основные понятия начального курса математики и последовательность их изучения.
Начальный курс мат-ки, изучаемый в нач. классах школы яв-ся исходной базой школьного курса мат-ки. В соответствии с этим начальный курс мат-ки включает арифметику целых неотрицательных чисел и основных величин, элементы алгебры и геометрии.
Нач-ый курс мат-ки имеет свои принципы и особенности построения:
1) арифметич. материал составляет глав. материал курса. Основой начального курса является арифметика натуральных чисел и основных величин, также в него входят элементы геометрии и алгебраической пропедевтики (элементы геометрии и алгебры включает в себя систему арифметических знаний, способствовало более высокому уровню усвоения понятия о числе, ариф-ких действиях и мат-ких отношений - элементы алгебры и геометрии не составляют особых разделов курса мат-ки, они органически св