Схема обследования воспитателями умений и навыков детей по всем видам учебной и неучебной деятельности
I. Развитие элементарных математических представлений:
• Счет в пределах 5-10.
• Сравнивание предметов.
• Отбор предметов по заданному числу.
• Понятия о величине предметов (узкий — широкий, толстый — тонкий, высокий — низкий, длинный — короткий).
• Различение геометрических форм.
• Ориентировка в пространстве.
II. Рисование: Умение:
• держать карандаш;
• провести горизонтальную линию;
• провести вертикальную линию;
• нарисовать круг;
• нарисовать овал.
• рисовать с натуры.
• распознавать цветов.
III. Лепка различных фигур (с образцом или без него):
• Шарик.
• Колбаска.
• Баранка. Аппликация. Умение:
• правильно держать ножницы;
• резать бумагу вдоль и поперек;
• вырезать круг, овал;
• расположить узоры из геометрических форм.
IV. Конструирование (по образцу или без него):
• Складывание целого из частей (картинки, кубики).
• Конструкция из спичек, палочек, полосок, плоских кубиков.
V. Моторные навыки:
• Прыжки на одной ноге, на двух ногах, на двух ногах с продвижением вперед, назад, перепрыгивание.
• Удар мяча о землю. Умение подбросить его и поймать, перебрасывать мячи друг другу, прокатывать их в ворота, попадать в цель.
• Лазание по гимнастической лесенке вверх и вниз, с одной лесенки на другую.
• Равновесие (ходьба по доске прямо, боком, по наклонной доске; стояние на одной ноге).
VI. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд: Умение:
• застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки;
• мыть руки, пользоваться полотенцем;
• пользоваться столовыми приборами;
• правильно есть и пользоваться салфеткой;
• накрыть стол, убрать постель, игрушки.
VII. Игры:
• Участие в подвижных, дидактических, индивидуальных, коллективных, сюжетно-ролевых играх.
• Целенаправленность игрового процесса. Полученные результаты обследования воспитатель сравнивает с программными требованиями данной и нижестоящих возрастных групп. На основании этого воспитатель намечает объем материала по разным видам учебной деятельности и последовательность его усвоения.
Развитие элементарных математических представлений
За время обучения дети должны овладеть счетом до 5-10, научиться пересчитывать предметы, составлять группы в соответствии с предложенным образцом, добавлять к меньшей группе недостающие предметы, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов.
Различать количественный и порядковый счет (который? какой?); сравнивать числа в пределах 5; выполнять простейшие счетные операции — сложение и вычитание (2, 3 единиц) на наглядном материале.
Детей нужно научить сравнивать контрастные и одинаковые предметы по длине и ширине, пользоваться приемами наложения и приложения. Специальное внимание уделяется геометрическим формам. Дети зрительным и осязательным путем различают круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб; определяют геометрическую форму в обиходных предметах (тарелка, блюдце, круг, яблоко, арбуз, мяч, шар и т. п.); закрепляют пространственные и временные представления (в плане пассивной речи): слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.
Большую пользу приносит осознанное выполнение действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому, например: поставь стул справа от шкафа и т. п.
Конструирование
На протяжении занятий необходимо научить детей дифференцировать основные детали (кирпичик, брусок, длинный брусок, кубик и т. п.), правильно использовать их с учетом формы, величины, назначения; понимать в обращенной речи соответствующие слова; различать пространственные признаки (высокий — низкий, короткий — длинный, узкий — широкий); выполнять постройки (заборчик, ворота, автобус, кроватка); упражняться в конструировании из готовых форм, из бумаги, природного материала (рыбка, петушок, елочные украшения); различать предметы и детали по форме, весу, величине и отдельным свойствам визуально, а затем и осязательно (без зрительной опоры).
Изобразительное искусство
Занятия проводятся в соответствии с объемом требований, предусмотренных для старшей группы детского сада общего типа. Для детей, плохо владеющих необходимыми навыками, целесообразно в начале обучения придерживаться требований, предъявляемых к средней группе.
Физическая культура
Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координированными движениями рук являются необходимыми звеньями в общей системе коррекционного обучения.
В процессе правильно организованных занятий необходимо устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмичные движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связанным с употреблением некоторых орудий труда и инструментов (кисточка, ножницы, карандаши и др.).
Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий, дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных.
В группе с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.
Общекорригирующие упражнения
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется путем специальных упражнений и общеприня
то
тых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма
Для основной части детей допустима большая часть упражнений, рекомендованных в типовой программе «Физическая культура в детском саду» для средней группы (М., 1984).
В специальной группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:
• сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;
• разгибать и загибать поочередно пальцы, из кулака в кулак;
• отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь — ребро (одной и двумя руками);
• поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;
• перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;
• «отстреливать» каждым пальцем поочередно пинг-понго- вый шарик;
• тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;
• вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);
• воспроизводить различные положения руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко - цепь, щепоть);
• захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.
Игры для детей с общим недоразвитием речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.
Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в I—II периодах обучения уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.
Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в час развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в группе с ОНР.
Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером — одно из самых любимых занятий школьников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.
Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра (типа «Поезд», «Самолет») или игра-инсценировка («Теремок»). Возможно проведение подвижных бессюжетных упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах), ребенок учится целенаправленно катать, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п., и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.
Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры направлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).
У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.
Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.
Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
После того, как большинство детей усвоит правила игры и поймет задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.
Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится примерный перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы для проведения на прогулке.
Спортивные игры
НЕ ТЕРЯЙ РАВНОВЕСИЯ
Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Стопы сомкнуты. Подняв руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой — проигрывает.
КОМУ ДОСТАНЕТСЯ КЕГЛЯ
На табурет ставится кегля или булава. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.
ТИК-ТАК-ТУК
Ведущий говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова тик-так-тук». Дети несколько раз повторяют этот ряд слов, и только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток, дети первой команды скажут: Тик. На два свистка вторая команда скажет: Так. Тук, — скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться».
СОВУШКА
За несколько дней до проведения игры детям показывают картинку с изображением совы, рассказывают о ее повадках. Проверяют, знают ли ребята названия насекомых, учат их имитировать движения птиц, насекомых. Детям загадывают загадки о насекомых, а затем читают и разбирают по вопросам стихотворение «Сова».
В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит, Да как полетит.
Ход игры. Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину, он будет изображать сову (ведущего выбирают считалкой). Все остальные дети — жучки, паучки, бабочки, маленькие птички. По команде ведущего «День наступает — все вокруг оживает» — все бегают по кругу. Со- вушка в это время спит (стоит в середине круга). Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает— все замирает!» — птички, жучки останавливаются и замирают. Совушка в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит их к себе в гнездо — в середину круга. Они становятся совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.
ПЕРЕДАЧА МЯЧА ПО КРУГУ
Две команды выстраиваются в затылок друг другу. Выбирают капитанов, которые получают волейбольные мячи. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над головой, передает его стоящему сзади, тот — дальше, мяч переходит из рук в руки. Когда мяч возвращается к капитану, он направляет его в обратном направлении. После этого по команде капитана все поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все переворачиваются лицом к центру круга и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, он поднимает его над головой.
Выигрывает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.
Примечание: Вначале детей строят в общий круг и проводят игру со всеми. Когда дети усвоят все движения, их делят на команды и проводят между ними соревнование.