Тема: звонкие и глухие согласные
Цель: Закрепление правильного произношения и написания звонких и глухих согласных.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Игра «Наоборот»
Дети встают вкруг. Логопед бросает мяч и называет слог со звонким звуком, а ребенок, возвращая ему мяч, называет слог с глухим звуком (за — са, ба — па, ту — ду, го — ко, жа — ша и т. д.).
На столе лежат таблички со слогами, а рядом два почтовых ящика: красный и синий. Дети должны взять со стола табличку с теми слогами, которые они называли во время игры, и распределить их таким образом, чтобы в красный почтовый ящик попали слоги со звонкими звуками, а в синий — с глухими.
III. Игра «Колодец»
На доске вывешивается картинка с изображением колодца, по краям которого расположены разные буквы, например, (б...к), (с...к), (л...к) и др. В «колодец» опускаются поочередно ведра, на которых написаны гласные а, ы, о, у. Дети читают полученные слова, объясняют их значение и определяют гласные и согласные звуки (глухие, звонкие). Потом логопед просит вспомнить все слова, которые читали, и сложить их из букв разрезной азбуки. Подсчитывает, кто сколько слов сложил.
IV. Игра «Кто лучше читает?»
На одном краю стола логопед раскладывает игрушки и карточки, на которых написаны имена детей. При этом некоторые буквы пропущены: Во...а, ...ма, Д...ма, ...ата, ...оня и т. д. Каждый ребенок выбирает себе карточку, дописывает недостающую букву и читает имя. Затем он берет игрушку, садится на место. Используя разрезную кассу, дети складывают и читают предложения типа: У Вовы кубик. У Димы шар. У Димы шары. У Тани кукла. У Саши дом.
Далее логопед предлагает назвать имена детей со звонкими и глухими звуками. Отмечаются дети, которые прочитали предложения без ошибок.
V. Итог занятия
Логопед дает дифференцированную оценку работы каждого ребенка и поощряет наиболее активных детей.
Работа воспитателя в группе для детей
С ОНР
Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекцион- ных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада.
Особое внимание воспитатель должен уделить развитию восприятия мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобраз
ное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Воспитатель должен также создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагоги- ческое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. При необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-раз- ному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду.
Воспитатель готовит детей к восприятию материала логопедических занятий.
Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. ВI периоде обучения такие упражнения, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картинок, пересказы, не проводятся.
Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).
Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях осуществляется поэтапно:
а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
б) с помощью правильного образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.
Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяется умению детей точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или развернуто).
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должна усвоить в импрессив- ной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Специфика работы воспитателя в группе детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника).
На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.
Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во вне- учебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера.
В первые две недели (сентябрь) воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальная схема обследования.