Организация жизни и воспитания заикающихся детей

В группы заикающихся принимаются дети от 2 до 7 лет. Группы комплектуются в соответствии с возрастной кате­горией дошкольников. Количество детей в группе — 12.

Совместная реализация коррекционных и общеобразо­вательных задач как на занятиях, так и вне занятий может привести к дополнительной нагрузке на детей. Чтобы избе-

г

жать этого, необходимо четко соблюдать распорядок дня: правильное чередование игр, занятий, отдыха.

Режимные моменты должны проводиться так, чтобы оказывать прямое или косвенное воздействие на укрепле­ние физического и психического состояния здоровья заи­кающихся дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и ве­чером. Они способствуют укреплению физического состоя­ния детей, обеспечивают отдых на свежем воздухе и более полноценный ночной сон.

Большое значение в группах заикающихся придается ог­раничению речи детей. Для этого используются индивиду­альные спокойные игры в первой и второй половине дня. Ог­раничение речи детей («режим молчания») поддерживается на протяжении всего первого периода и обязательно для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям, имеющим тяжелую степень заикания.

Для ограничения речи детей большое значение имеет пра­вильная организация индивидуальных игр: рассредоточение заикающихся по всей групповой комнате, обеспечение доста­точным количеством настольных игр и игрушек, выработка у детей умения играть по одному, молча; в начале обучения де­тям не рекомендуется задавать вопросы ни воспитателю, ни другим взрослым. Кроме индивидуальных игр, можно прово­дить хороводные игры с пением. С целью предупреждения рецидивов заикания в феврале — марте вводится режим ог­раничения речи на 2—3 недели. В этот период по мере необ­ходимости невропатолог назначает лечебные мероприятия.

В связи с тем что режим ограничения речи иногда сопровождается некоторым снижением двигательной активности, необходимо компенсировать естественную по­требность детей в движении за счет подвижных игр, орга­низуемых на прогулке. Чтобы успокоить детей, воспита­тель должен переключить их на более спокойную игровую деятельность. Так, например, если в игре дети много бега­ли, воспитатель по сигналу бубна предлагает детям перей­ти на быстрый шаг, постепенно замедляя темп. Можно предложить детям поднять руки, глубоко вздохнуть, — опустить их — выдохнуть. Все инструкции дает воспита­тель, дети проделывают упражнения в полном молчании.

Подвижные игры целесообразнее проводить в начале про­гулки или после логопедических занятий, чтобы они не ме­шали нормальной работе детей на занятиях.

Занятия по устранению заикания логопед проводит еже­дневно в утренние часы. Воспитатель занятия проводит вечером.

С заикающимися детьми проводятся следующие виды занятий:

• фронтальные — проводит воспитатель;

• подгрупповые — проводит логопед (группа из 12 чело­век делится для занятий на две подгруппы по 6 человек, занятия проводятся с каждой подгруппой ежедневно);

• индивидуальные — проводит логопед и воспитатель (по коррекции звукопроизношения и по устранению заикания).

Длительность логопедического занятия с каждой под­группой один час в старших группах и 35 минут — в сред­ней группе. Для обеспечения речевой практики в средней группе предусмотрен организованный разговор логопеда с одной подгруппой ежедневно с 12 часов до 12 часов 15 ми­нут. Подгруппы чередуются через день. Логопедическое за­нятие делится на две части с 7—10-минутным перерывом. Структура каждого занятия включает время на подготовку (спокойная удобная посадка детей, раздача материала, со­провождаемая речевыми упражнениями), деятельность де­тей, окончание работы, итог занятия. Логопед подготавли­вает детей первой подгруппы к прогулке после занятия и помогает им одеться, а также встречает детей второй под­группы перед занятием и помогает им раздеться, используя процессы одевания и раздевания для речевых упражнений.

Во время перерыва дети должны успеть отдохнуть. Ло­гопед организует своеобразную разминку, не требующую большого сосредоточения внимания.

Организуя перерыв, логопед должен правильно опреде­лить его по времени. Время может колебаться в зависимо­сти от вида деятельности, периода обучения и состояния работоспособности детей. Перерыв целесообразно делать после логически законченной части занятия.

В течение каждой части занятия (после 15—18 минут от начала занятия) рекомендуется проведение «физкультминут­ки» (1—2 минуты).

Оставшееся после занятий время используется логопедом для индивидуальных занятий с детьми по коррекции звуко-произношения. Индивидуальная работа проводится еже­дневно со всеми детьми, у которых нарушено произношение звуков. Работа по исправлению нарушений звукопроизно-шения заканчивается в январе — феврале. С января инди­видуальные занятия направлены на устранение заикания у детей с наиболее тяжелой степенью как дополнительная ра­бота по увеличению речевой практики. Индивидуальное за­нятие с одним ребенком или занятие с подгруппой из 2—3 детей длится 10—15 минут. В особых случаях (это бы­вает крайне редко), если усиливается заикание, целесооб­разно проводить эту работу позже, в феврале.

В первой половине дня логопед проводит занятия с од­ной подгруппой, воспитатель в это время находится с дру­гой подгруппой на прогулке. Для того чтобы речевая на­грузка и прогулки были равнозначными для обеих групп, занятия чередуются. Один день первой занимается одна подгруппа, на следующий день — другая.

Во второй половине дня воспитатели проводят индиви­дуальные занятия с детьми по закреплению правильного произношения звуков и навыков пользования самостоя­тельной речью без заикания и фронтальное занятие (по «Формированию элементарных математических пред­ставлений», «Развитию речи», «Ознакомлению с окружаю­щим миром», «Рисованию», «Лепке», «Аппликации», «Конструированию», «Физкультуре»).

Успешное преодоление заикания возможно лишь при ус­ловии тесной связи и преемственности в работе всего педаго­гического коллектива детского сада и единства требований, предъявляемых детям. Такая взаимосвязь в работе возможна благодаря правильному пониманию и распределению задач при прохождении намеченной темы, совместному планирова­нию работы логопеда, воспитателей и музыкального руково­дителя, своевременному отбору тематики, определению по­рядка чередования занятий и предварительному составлению календарных планов как коллективных (фронтальных, под-групповых), так и индивидуальных занятий, взаимопосе­щению занятий с последующим их анализом. Совместная ра­бота логопеда, воспитателей и музыкального руководителя имеет некоторые специфические особенности. Главная из них — правильное распределение задач при прохождении намеченной темы на занятиях у воспитателя и логопеда.

Занятия воспитателя (5 занятий в неделю) строятся с уче­том очередной, намеченной к прохождению темы. Как и в массовом детском саду, главным для воспитателя является осуществление задач типовой программы: он сообщает необ­ходимый, доступный пониманию детей объем знаний по той или иной теме (предмету) на занятиях по ознакомлению с ок­ружающим миром и развитию речи, проводит работу по обо­гащению и активизации словаря, уточнению и развитию ма­тематических представлений, а также обучает заикающихся различным приемам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Воспитатель проводит свои занятия либо перед занятиями логопеда (в первом и вто­ром периодах), либо после них (в третьем и четвертом).

Наряду с общеобразовательными задачами воспитатель в своей работе осуществляет задачи коррекционной направ­ленности.

Основные коррекционно-развивающие за­дачи — формирование навыков общего и речевого поведе­ния и закрепление навыков пользования самостоятельной речью без заикания — воспитатель осуществляет на протя­жении всего рабочего дня (на занятиях и вне их). Воспита­тель принимает также активное участие в подготовке детей к предстоящему логопедическому занятию. Подготовка де­тей к логопедическому занятию состоит в том, что на всех занятиях и вне их воспитатель отводит много времени сло­варной работе, так как эта работа является одновременно основой для речевых упражнений на занятиях с логопедом и помогает закрепить усвоенные речевые навыки.

Беседа с детьми организуется по вопросам воспитателя с учетом навыков, приобретенных на соответствующих эта­пах обучения, и индивидуальных особенностей детей в пользовании доступной самостоятельной речью.

Музыкально-ритмические занятия (2 раза в неделю) не только воспитывают движения под музыку, развивают му­зыкальный слух и певческие навыки, но и корригируют внимание детей, совершенствуют реакции на различные му­зыкальные сигналы, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность самостоятельно пе­реключаться с одного движения на другое и т. д. Длитель­ность музыкально-ритмических занятий в средней группе — 15 минут, старшей — 20 минут, подготовительной — 25— 30 минут. Музыкально-ритмические занятия проводятся ут­ром как перед логопедическим занятием, так и после него.

На основе предварительной подготовки, проведенной воспитателями, логопед на своих занятиях (шесть занятий в неделю с каждой подгруппой) формирует общее и речевое поведение детей и умение пользоваться речью без заика­ния, т. е. осуществляет коррекционные задачи, а также за­крепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя.

Наши рекомендации