Приеме в подготовительный класс
Анализ диагностических средств изучения психологической готовности к школе шести-семилетних детей позволил выделить следующие параметры: уровень развития мотивационной, интеллектуальной, произвольной, речевой готовности, сформированное™ необходимых предпосылок учебной деятельности.
Психологическую характеристику параметров готовности к школьному обучению, используемую в диагностических программах и тестах, можно представить следующим образом.
1. Уровень мотивационной готовности, в которой можно выделить две группы мотивов научения [18]:
а) широкие социальные мотивы научения или мотивы, свя
занные с потребностями ребенка в общении с другими людьми,
в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять опреде
ленное место в системе доступных ему общественных отноше
ний;
б) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятель
ностью или «познавательные интересы», потребность в интел
лектуальной активности и овладении новыми умениями, навы
ками и знаниями.
2. Уровень интеллектуального развития: дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), концентрация внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, атакже развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
3. Уровень произвольной саморегуляции выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей; в произвольной организации познавательной деятельности, произвольном поведении будущего ученика.
4. Сформированность параметров учебной деятельности [24, 48]:
умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действий;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Одним из методов получения информации об уровне развития детей 6 — 7 лет при приеме в шкоду может быть экспресс-диагностика, основная цель которой заключается в том, чтобы определить, какие дети нуждаются в проведении коррекцион-но-развивающей работы [41].
1. «Тест в картинках»помогает определить предпочитаемый
вид деятельности (Прил. 2, рис. 1, 2).
Ребенку предлагают рассмотреть рисунки. Убедившись, что их содержание понятно, психолог спрашивает: «Чем ты хотел бы заниматься в первую очередь, во вторую, в третью?».
Если ребенок выбирает учебную деятельность как наиболее важную, желаемую в первую очередь, это свидетельствует о высоком уровне его мотивационной готовности, во вторую очередь — о среднем уровне, если он выбирает учебу в третью очередь или вообще не выбирает, это говорит о низком уровне его мотивационной готовности.
Оценка результатов: 3 балла — преобладает ориентация на учебную деятельность; 2 балла — ориентация на учебно-игровую деятельность; 1 балл — ориентация на игровую деятельность.
2. Методика «Нарисуй самого себя»помогает определить
уровень сформированное™ образных представлений (группо
вой тест).
Психолог обращается к детям: «Перед вами лист бумаги, на котором нарисована рамка. Изобразите в ней самих себя такими, какие вы есть. Пользуйтесь цветными карандашами».
Оценка результатов: 3 балла — изображены все части тела,
4. Зак. 5108.
руки, ноги имеют объем, хорошее качество изображения; 2 балла — изображены все части тела; 1 балл — изображено до пяти частей тела; 0 баллов — примитивный рисунок.
3. Тест «Кубики»помогает определить уровень наглядно-об
разного мышления (Прил. 2, рис. 3 — 5) (тест Р. Амптхауэра).
Ребенку предлагают рассмотреть кубики: один расположен вверху, ниже находятся три. Необходимо внимательно рассмотреть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на верхний (для диагностики предложено б субтестов).
Правильные ответы: I б; II в; III а; IV в; V б; VI в.
Оценка результатов: 3 балла — одна ошибка; 2 балла — две ошибки; 1 балл — три ошибки.
4. Методика «Классификация»помогает выявить уровень
сформированности понятий посредством операции классифика
ции (правильные ответы выделены).
1. Скворец, синица, курица,голубь.
2. Роза, гвоздика, астра, василек.
3. Корова, коза, лошадь, теленок.
4. Шапка,пальто, платье, рубашка.
5. Чашка, стакан, кастрюля,кружка.
6. Матрос, солдат, ребенок,летчик.
7. Тигр, слон,лев, медведь.
8. Топор,ножницы, нож, пила.
Оценка результатов: 3 балла — одна ошибка, 2 балла — две ошибки; 1 балл — три ошибки.
5. Методика «Третий подходящий»помогает определить уровень сформированности понятий (Прил. 2, рис. б) [1].
Ребенку последовательно показывают пять наборов картинок. Кладут перед ним две картинки из каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну: «Подбери подходящую к этим обеим». Первый набор обучающий: после того как ребенок выполнит задание, психолог объясняет ему правильный принцип выполнения (к шляпе и штанишкам надо подобрать платье, потому что это одежда). После выполнения каждого задания ребенок должен обосновать свой выбор.
Дано: Выбрать из:
1) шорты, шляпа; 1) девочка, платье;
2) сковорода, тарелка; 2) картошка, вилка;
3) капуста, огурцы; 3) замок, гриб (мухомор);
4) мальчик, рыба; 4) удочка, собака;
5) мешок, шкаф. 5) ключ, чемодан.
Оценка результатов: 3 балла — выбор сделан правильно, обоснован; 2 балла — две ошибки в выборе; 1 балл — более трех ошибок, обосновать свой выбор затрудняется.
6. Тест «Правая — левая рука»выявляет способность ре
бенка к позиционности, возможность корректировать свою точку
зрения и мнение других [25].
Психолог и ребенок садятся друг против друга. Психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у себя (психолога). При правильном выполнении задания психолог умышленно начинает сбивать ребенка, чтобы он показал, где правая (левая) рука у взрослого в зеркальном изображении.
Оценка результатов: 3 балла — перекрестное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием, критическое отношение к провоцирующим действиям; 2 балла — перекрестное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела), при провоцирующих действиях психолога соглашается с ним, обнаруживая конформизм; 1 балл — использует способ «зеркального перенесения»: свою правую руку идентифицирует с левой рукой психолога, левую — с его правой рукой; 0 баллов — сбивается при определении у себя правой (левой) руки.
7. Методика Пьерона—Рузерапомогает определить уровень
сформированности саморегуляции и обучаемости (групповой
тест) (Прил. 2, рис. 7).
Психолог обращается к детям: «Посмотрите на доску. Там нарисованы четыре геометрические фигуры. В верхней части вашего листа нарисованы такие же. В квадратике надо поставить точку (.), в треугольнике — черточку (|), круг остается чистым, а в четырехугольнике нарисуйте такую черточку (-). Как только я скажу «Начали», нужно заполнить остальные фигуры. (Следует еще раз повторить задание.) Постарайтесь, чтобы получилось красиво и аккуратно». На выполнение задания отводится 3 минуты. В протоколе экспресс-диагностики необходимо отметить общее количество выполненных фигур через 3 минуты; количество ошибок; качество выполненного задания (аккуратно, старательно или небрежно).
Оценка результатов: 3 балла — задание выполнено быстро и качественно, количество заполненных фигур — 80 —90 ^балла — количество заполненных фигур — 60 — 70, качество выполнения хорошее; 1 балл — нужно несколько раз повторить задание, прежде чем ребенок приступит к работе, в отдельных случаях необходим наглядный показ работы, медленный темп выполнения работы, количество заполненных фигур — 40 — 50.
Сумма баллов по всем диагностическим заданиям позволяет определить уровень психологической готовности ребенка к школе: 0—11 баллов — низкий; 12—16 баллов — средний; 17 — 21 балл — высокий.
Протокол экспресс-диагностики психологической готовности ребенка к школе
Ф. И. О.____________ Возраст_____ Дата рождения_______