Социально-психологические основы преемственности
Для осуществления преемственности дошкольного и начального образования на психологическом уровне необходимо изучить закономерности психического развития детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. К шести-семи годам завершаете^ формирование всех психических качеств и свойств, характерных для детей дошкольного возраста, одновременно возникают и развиваются психологические особенности, свойственные младшим школьникам. Следовательно, основная задача педагогов будет заключаться в том, чтобы создать необходимые психологические условия для завершения подготовки детей к школе, что является предпосылкой для овладения основами учебной деятельности, усвоения новой социальной роли — роли ученика.
Итак, с психологической точки зрения преемственность заключается в формировании определенного уровня готовности к школе и в обеспечении условий для благоприятной адаптации детей к систематическому обучению (схема 1).
В широком плане под готовностью к школе понимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под психологической готовностью понимают структурные компоненты, которые определяются уровнем интеллектуального, личностного, эмоционального и социального развития детей 6 — 7 лет [45].
Психологическую готовность нельзя рассматривать без учета морфофункциональной и специальной подготовленности ребенка к школьной жизни и деятельности. Готовность к школе целесообразно рассматривать на трех уровнях: морфофункциональном, умственном и личностном. Они состав-
ляют область потенциальных свойств, которые находят свое выражение непосредственно в результатах деятельности, знаниях, умениях, поступках, активности, эмоциональных переживаниях, т. е. в актуальных свойствах.
Морфофункциональная готовность составляет базовый уровень, остальные являются надстройкой. Под морфофункциональной готовностью («школьной зрелостью») обычно понимают «уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка» [45].
.Основными показателями здесь являются следующие.
1. Состояние здоровья. Критерии: наличие (отсутствие) при обследовании хронических заболеваний, функциональное состояние основных органов, систем; устойчивость организма к возникновению хронических заболеваний; уровень развития, степень гармонизации всех систем организма.
2. Развитие анализаторов. Критерии: функциональные возможности; отклонение от нормы.
3. Нейродинамические свойства. Критерии: свойства нервной системы (скоростные характеристики, уравновешенность, подвижность, динамичность и др.).
4. Развитие речевого аппарата. Критерии: правильность произношения звуков; наличие дефектов речи.
5. Развитие мышечного аппарата. Критерии: точность, ко-ординированность движений; зрительно-моторная координация кисти руки; мелкая моторика пальцев.
6. Работоспособность-утомляемость. Критерий: способ
ность выдерживать определенное время физические и интеллек
туальные нагрузки.
Изучение морфофункциональной готовности является важным фактором для принятия решения о готовности шестилетних детей к школе и целесообразности их обучения в подготовительном классе.
Интеллектуальная готовность является основным условием успешности обучения детей 6 — 7 лет. Чтобы овладеть навыками учебной деятельности, необходим относительно высокий уровень сформированности действий восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.
Ниже приведены показатели и критерии, определяющие уровень интеллектуального развития ребенка.
1. Уровень развития восприятия. Критерии: целостность, точность, дифференцированность, способность соотносить свойства предмета с заданными эталонами.
2. Уровень развития памяти. Критерии: объем, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приемы логического запоминания.
3. Уровень развития мышления определяется по степени сформированности наглядно-образного и словесно-логического мышления (уровню развития основных мыслительных действий и операций: сравнение, обобщение, группировка, классификация, конкретизация).
4. Уровень развития воображения. Критерии: способность создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания, вносить элементы нового в продуктивные виды деятельности.
5. Уровень саморегуляции. Критерии: самоконтроль, произвольность поведения, устойчивость, объем, распределение, пе-реключаемость внимания.
6. Уровень развития речи. Критерии: словарный запас, правильность речи, ее связность, способность адекватно выразить мысль.
Личностная готовность выражается в способности детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять такие свойства, которые необходимы для овладения новыми видами деятельности, формирования отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Свое конкретное выражение «личностная готовность» находит в системе отношений к различным сторонам действительности.
Ниже приведены важнейшие показатели личностной готовности.
1. Степень сформированности мотивов. Критерии: отношение к учебной деятельности (предпочтение другим видам деятельности); внутренняя позиция ученика; эмоциональность переживаний по поводу новой деятельности (положительные, отрицательные), соподчиненность мотивов.
2. Отношение к сверстникам и взрослым. Критерии: степень сформированности мотивов общения, умение строить взаимоотношения с другими, общительность, способность подчиняться и руководить; усваивать, реализовывать нравственные нормы взаимоотношений.
3. Отношение к самому себе. Критерии: устойчивость; адекватность и действенность самооценок; уровень притязаний как способность оценивать свои возможности и усилия, необходимые для получения результата, в котором выражается отношение к целям деятельности.
Отмеченные виды готовности к учебной деятельности составляют иерархически организованную систему и представляют собой область потенциальных возможностей ребенка 6 — 7 лет.
Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостное представление о личности ребенка, определить степень его готовности к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен. Прогнозирование развития личности — одно из важнейших условий
осуществления преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы.
Установлено, что неготовность ребенка к школьному обучению определяют следующие факторы [8, 20, 30]:
дисгармоническое развитие интеллектуальных структур;
несформированность познавательной мотивации (игровая мотивация преобладает над учебной);
непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности;
неадекватное отношение к себе и неумение оценивать причины своих неудач;
недостаточно сформированные навыки сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации;
несформированность элементарных навыков и умений собственно учебной деятельности.
Особенности ребенка как социального индивида и личности находятся на стадии формирования, развития. Следовательно, они могут быть выраженными и невыраженными, обладают динамикой в сторону улучшения или ухудшения. Поэтому, рассматривая ребенка как индивидуальность, важно выделить такие особенности личности, которые следует развивать или изменять, поддерживать на определенном уровне или блокировать.