Социально-психологические основы преемственности

Для осуществления преемственности дошкольного и началь­ного образования на психологическом уровне необходимо изу­чить закономерности психического развития детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. К шести-семи го­дам завершаете^ формирование всех психических качеств и свойств, характерных для детей дошкольного возраста, однов­ременно возникают и развиваются психологические особеннос­ти, свойственные младшим школьникам. Следовательно, основ­ная задача педагогов будет заключаться в том, чтобы создать необходимые психологические условия для завершения подго­товки детей к школе, что является предпосылкой для овладения основами учебной деятельности, усвоения новой социальной роли — роли ученика.

Итак, с психологической точки зрения преемственность зак­лючается в формировании определенного уровня готовности к школе и в обеспечении условий для благоприятной адаптации детей к систематическому обучению (схема 1).

В широком плане под готовностью к школе понимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овла­девать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под психологической готовностью понимают струк­турные компоненты, которые определяются уровнем интеллек­туального, личностного, эмоционального и социального разви­тия детей 6 — 7 лет [45].

Психологическую готовность нельзя рас­сматривать без учета морфофункциональной и специальной под­готовленности ребенка к школьной жизни и деятельности. Го­товность к школе целесообразно рассматривать на трех уровнях: морфофункциональном, умственном и личностном. Они состав-


социально-психологические основы преемственности - student2.ru

ляют область потенциальных свойств, которые находят свое вы­ражение непосредственно в результатах деятельности, знаниях, умениях, поступках, активности, эмоциональных переживани­ях, т. е. в актуальных свойствах.

Морфофункциональная готовность составляет базовый уровень, остальные являются надстройкой. Под морфофункциональной готовностью («школьной зре­лостью») обычно понимают «уровень морфологического и фун­кционального развития, при котором требование систематичес­кого обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка» [45].

.Основными показателями здесь являются следующие.

1. Состояние здоровья. Критерии: наличие (отсутствие) при обследовании хронических заболеваний, функциональное сос­тояние основных органов, систем; устойчивость организма к воз­никновению хронических заболеваний; уровень развития, сте­пень гармонизации всех систем организма.

2. Развитие анализаторов. Критерии: функциональные воз­можности; отклонение от нормы.

3. Нейродинамические свойства. Критерии: свойства нер­вной системы (скоростные характеристики, уравновешенность, подвижность, динамичность и др.).

4. Развитие речевого аппарата. Критерии: правильность произношения звуков; наличие дефектов речи.

5. Развитие мышечного аппарата. Критерии: точность, ко-ординированность движений; зрительно-моторная координация кисти руки; мелкая моторика пальцев.

6. Работоспособность-утомляемость. Критерий: способ­
ность выдерживать определенное время физические и интеллек­
туальные нагрузки.

Изучение морфофункциональной готовности является важ­ным фактором для принятия решения о готовности шестилетних детей к школе и целесообразности их обучения в подготовитель­ном классе.

Интеллектуальная готовность является основным условием успешности обучения детей 6 — 7 лет. Чтобы овладеть навыками учебной деятельности, необходим относи­тельно высокий уровень сформированности действий восприя­тия, памяти, мышления, воображения и внимания.

Ниже приведены показатели и критерии, определяющие уро­вень интеллектуального развития ребенка.

1. Уровень развития восприятия. Критерии: целостность, точность, дифференцированность, способность соотносить свой­ства предмета с заданными эталонами.

2. Уровень развития памяти. Критерии: объем, темп запо­минания и воспроизведения, осмысленность и способность ис­пользовать приемы логического запоминания.

3. Уровень развития мышления определяется по степени сформированности наглядно-образного и словесно-логического мышления (уровню развития основных мыслительных действий и операций: сравнение, обобщение, группировка, классифика­ция, конкретизация).

4. Уровень развития воображения. Критерии: способность создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания, вносить элементы нового в продуктивные виды деятельности.

5. Уровень саморегуляции. Критерии: самоконтроль, произ­вольность поведения, устойчивость, объем, распределение, пе-реключаемость внимания.

6. Уровень развития речи. Критерии: словарный запас, пра­вильность речи, ее связность, способность адекватно выразить мысль.

Личностная готовность выражается в способ­ности детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять такие свойства, которые необходимы для ов­ладения новыми видами деятельности, формирования отноше­ния со сверстниками, взрослыми, самим собой. Свое конкретное выражение «личностная готовность» находит в системе отноше­ний к различным сторонам действительности.

Ниже приведены важнейшие показатели личностной готов­ности.

1. Степень сформированности мотивов. Критерии: отноше­ние к учебной деятельности (предпочтение другим видам дея­тельности); внутренняя позиция ученика; эмоциональность пе­реживаний по поводу новой деятельности (положительные, от­рицательные), соподчиненность мотивов.

2. Отношение к сверстникам и взрослым. Критерии: степень сформированности мотивов общения, умение строить взаимоот­ношения с другими, общительность, способность подчиняться и руководить; усваивать, реализовывать нравственные нормы вза­имоотношений.

3. Отношение к самому себе. Критерии: устойчивость; адек­ватность и действенность самооценок; уровень притязаний как способность оценивать свои возможности и усилия, необходи­мые для получения результата, в котором выражается отноше­ние к целям деятельности.

Отмеченные виды готовности к учебной деятельности состав­ляют иерархически организованную систему и представляют со­бой область потенциальных возможностей ребенка 6 — 7 лет.

Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостное представление о личности ребенка, опреде­лить степень его готовности к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен. Прог­нозирование развития личности — одно из важнейших условий

осуществления преемственности в работе дошкольного учреж­дения и начальной школы.

Установлено, что неготовность ребенка к школьному обуче­нию определяют следующие факторы [8, 20, 30]:

дисгармоническое развитие интеллектуальных структур;

несформированность познавательной мотивации (игровая мотивация преобладает над учебной);

непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности;

неадекватное отношение к себе и неумение оценивать причи­ны своих неудач;

недостаточно сформированные навыки сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации;

несформированность элементарных навыков и умений соб­ственно учебной деятельности.

Особенности ребенка как социального индивида и личности находятся на стадии формирования, развития. Следовательно, они могут быть выраженными и невыраженными, обладают ди­намикой в сторону улучшения или ухудшения. Поэтому, рас­сматривая ребенка как индивидуальность, важно выделить та­кие особенности личности, которые следует развивать или из­менять, поддерживать на определенном уровне или блокиро­вать.

Наши рекомендации