Общее, политехническое, профессиональное образование: сущность, связи и соотношение между ними на разных этапах непрерывного образования

Содержание образования – социально ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, опыта осуществления деятельности по образцу, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к миру и самому себе.

Одна из фундаментальных основ содержания образования – это теория содержания образования (ТСО) Вадима Семеновича Леднева.

Исходные идеи ТСО:

1) составные части культуры, адекватные основным видам деятельности (познавательная, коммуникативная, эстетическая, нравственная, физическая, трудовая, экологическая, профессиональная);

2) учет основных структурных элементов личности, особое значение имеет опыт личности, включающий знания, умения в основных видах деятельности, направленность;

3) учет структуры научного знания (классификация наук).

В концепции В. С. Леднева рассматривается вопрос о сущности и соотношении общего, политехнического и профессионального образования в учреждениях общего и профессионального образования – см. рис. 1.

Образование общее – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению общечеловеческих видов деятельности и осуществлению общекультурных функций. Включает в себя усвоение обучающимися системы знаний основ фундаментальных наук, основных видов искусства, формирование совокупности умений в общечеловеческих видах деятельности, становление основ научной картины мира и научного мировоззрения, системы отношений учащегося к миру и самому себе.

Образование политехническое – вид образования, связанный с освоением человеком основ техники, технологии, современного производства. Обеспечивается преимущественно через дисциплины естественнонаучного и технического профиля. Политехническое образование связано с освоением человеком знаний об устройстве и функционирования машин и механизмов, об общих основах и принципах осуществления технологических процессов (выплавка чугуна, производство серной кислоты и т.п.) с приобщением к техническому творчеству, становлением отношения к труду.

Образование профессиональное – вид образования, связанный с подготовкой человека к выполнению деятельности, соответствующей той или иной профессии. Профессиональное образование направлено на усвоение обучающимися профессиональных знаний и умений, в том числе творческих, становление профессиональной направленности личности.

Рисунок 1 – Виды образования (по В. С. Ледневу)

Элементы всех трех видов обучения отражены в образовательных программах как общеобразовательной, так и профессиональной направленности, но соотношение между ними различно (на рисунке представлено условно).

В высшей школе представлены все три вила образования. Общеобразовательные дисциплины, такие как: история России, философия, математика и информатика, политология, социология, психология и педагогика, логика, иностранный язык, физкультура, русский язык и культура речи – представлены в учебном плане двух первых курсов. Далее начинают доминировать профессиональные дисциплины. Что же касается политехнического образования, то его элементы могут быть включены в профессиональные дисциплины в разной степени в зависимости от приобретаемой профессии. Так, в подготовке будущих гуманитариев политехническое образование почти не представлено, тогда как для будущих инженеров доля его существенна.

Наши рекомендации