Факультет педагогического образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра психологии

Задания для подготовки домашних контрольных работ

по дисциплине: «Основы генетики»

для студентов заочнойформы обучения

специальность «44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование»

Подготовлено

старшим преподавателем

Маховицкой Т. П.

Рассмотрено

на заседании кафедры психологии

Протокол № от

И.о. зав. Кафедры психологии

Новикова Е. В.____________

Донецк 2016

Вариант 1.

1. Сущность явлений наследственности и изменчивости. Виды наследственности и изменчивости. Этапы развития генетики. Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие генетики. Методы генетических исследований. Значение генетики для формирования научного мировоззрения.

2. Влияние среды на развитие признаков. Фенокопии и морфозы. Норма реакции. Взаимодействие генов в развитии.

3. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

4. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготными по обоим признакам?

Вариант 2.

1. Клетка как генетическая система. Строение клеток эукариот и прокариот. Морфологическое строение и химический состав хромосом. Типы хромосом. Понятие о кариотипе. Аутосомы и половые хромосомы. Особенности кариотипов разных видов животных.

2. Генная инженерия и ее задачи. Получение генов путем их синтеза (Г. Корана, 1976) или выделения из клеток. Получение рекомбинантных ДНК. Принципы конструирования микроорганизмов – продуцентов гормонов, лекарственных веществ и т.д.

3. При скрещивании гетерозиготных красноплодных томатов с желтоплодными получено 352 растения, имеющих красные плоды. Остальные растения имели желтые плоды. Определите, сколько растений имело желтую окраску?

4. У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготными по обоим признакам самцом?

Вариант 3.

1. Деление клеток. Митоз, его генетическая сущность и значение в жизни клеток и организма. Митотический цикл и жизненный цикл клетки. Классификация и общая характеристика различных форм патологии митоза. Механизмы патологии.

2.Строение и функции вирусного генома. Особенности репликации генетического материла вирусов. Взаимодействие фага с бактериальной клеткой. Вирулентные и умеренные фаги (профаги).

3.Миоплегия (периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

4.Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантные признаки. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов?

Вариант 4

1. Гаметогенез. Стадии образования половых клеток. Сперматогенез и овогенез, их особенности. Митоз, редукционное деление. Кроссинговер. Эквационное деление. Патологии митоза.

2. Численное соотношение полов в популяции. Генетические факторы, вызывающие изменение в численном соотношении полов. Проблема регуляции пола. Партеногенез, андрогенез.

3. Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка?

4. Чистопородного черного комолого быка (доминантные признаки, которые наследуются независимо) скрестили с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды? Каким окажется следующее поколение от скрещивания гибридов между собой?

Вариант 5.

1. Нуклеиновые кислоты, их биологическая роль. Структура ДНК по Уотсону и Крику. Правило Чаргаффа. Синтез ДНК. Строение и типы РНК. Генетический код, его свойства.

2. Генетические заболевания, связанные с нарушением обмена веществ.

3. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

4. У дрозофил серая окраска тела и наличие щетинок — доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?

Вариант 6.

1. Современное представление о строении и функции гена. Синтез белка в клетке.

2. Генетические заболевания, связанные с изменением числа хромосом.

3. 3.При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании этого потомства опять с белыми получилось 172 особи, из которых 85 серых. Какой признак доминирует? Каковы генотипы обоих форм и их потомства?

4. У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой — рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребёнок альбинос и левша?

Вариант 7.

1. Работы В. Менделя по скрещиванию растений и их роль в возникновении генетики как науки. Доминантность и рецессивность. Понятие о гено- и фенотипе. Аллели и аллеломорфные признаки. Гомозиготность и гетерозиготность. Моногибридное скрещивание. Типы доминирования.

2. Численное соотношение полов в популяции. Генетические факторы, вызывающие изменение в численном соотношении полов. Проблема регуляции пола. Партеногенез, андрогенез.

3. Седая прядь волос у человека — доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца — нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

4. У голубоглазойблизорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости. Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребёнка с нормальным зрением?

Вариант 8.

1. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя.

2. Наследование признаков, сцепленных с полом.

3. У морских свинок ген мохнатой шерсти (К) доминирует над геном гладкой шерсти (г). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой дала 18 мохнатых и .20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?

4. Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?

Вариант 9.

1. Классификация мутаций. Геномные, хромосомные и генные мутации. Практическое и эволюционное значение полиплоидии. Влияние хромосомных перестроек на изменение признаков, жизнеспособность, воспроизводительную функцию организма и значение их в эволюции.

2. Понятие о явлении сцепленного наследования. Группы сцепления. Генетический анализ полного и неполного сцепления генов.

3. Две черные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Одна самка дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а другая — 33 черных. Какой признак доминирует? Каковы генотипы родителей и потомков?

4. У одного японского сорта бобов при самоопылении растения, выращенного из светлого пятнистого семени, получено 1/4 темных пятнистых семян, 1/2 — светлых пятнистых и 1/4 — семян без пятен. Какое потомство получится от скрещивания растений с темными пятнистыми семенами с растением, имеющим семена без пятен?

Вариант 10.

1. Физические, химические и биологические мутагены. Лекарственные препараты и мутагенез. Вирус и бактерии как факторы мутагенеза. Генетические последствия загрязнения окружающей среды.

2. Синдромы Дауна и синдром Патау.

3. Виды наследственных заболеваний. При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной — с белыми, В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?

4. У одного японского сорта бобов при самоопылении растения, выращенного из светлого пятнистого семени, получено 1/4 темных пятнистых семян, 1/2 — светлых пятнистых и 1/4 — семян без пятен. Какое потомство получится от скрещивания растений с темными пятнистыми семенами с растением, имеющим семена без пятен?

Наши рекомендации