Программа самостоятельных практических заданий
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов, обучающихся дистанционно.
Задачи дисциплины:
1. обеспечить научное и методическое осмысления основ физического воспитания и спорта;
2. освоить методы исследования, навыки организации и проведения эксперимента;
3. ознакомить с методами применения технических средств и компьютерной техники в процессе проведения теоретических и практических занятий
Тематическое содержание дисциплины
2.1. Вопросы для самостоятельного изучения
Наименование тем | Краткое содержание тем | Рекомендуемая литература |
1. Научная и методическая деятельность в сфере ФК и С. | Методологические основы научного познания и творчества. Взаимосвязь научной, методической и учебной деятельности в профессиональном физкультурном образовании. Методическая деятельность в области физической культуры и спорта. | 1, 5, 7 |
2. Выбор направления и планирование исследования | Выбор направления и планирование исследования. Основная проблематика научных исследований и организационная структура НИР в физической культуре и спорте. | 1, 5, 7 |
3. Математико-статистическая обработка материалов научной и методической деятельности | Основные виды измерительных шкал (шкала наименований, шкала порядка, интервальная шкала, шкала отношений). | 1, 2, 3, 4 |
4. Способы вычисления достоверности различий между двумя независимыми результатами | Определение достоверностей различий по t- критерию Стьюдента, по Т-критерию Уайта. | 1, 2, 3, 4 |
5. Определение меры связи между явлениями. | Определение коэффициента корреляции при оценке качественных признаков. Определение коэффициента ранговой корреляции. Определение коэффициента корреляции при количественных изменениях. | 1, 2, 3, 4 |
6. Эксперимент. Виды, организация и проведение. | Формирующий и констатирующий эксперименты, контрольная и экспериментальная группы в исследовании. Лонгэтюдный эксперимент, экспериментальные срезы. | 1, 5, 9 |
7. Виды научных и методических работ, формы их представления. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. | Реферат, контрольная работа, курсовая работа, доклад, дипломная работа, магистерская диссертация, кандидатская и докторская диссертации. Депонированная рукопись, автореферат диссертации, коллективная монография под заглавием, законодательные и официальные материалы, сборник с коллективным автором, статья из журнала, газеты, статья из ежегодника, статья из энциклопедического словаря, статья или другой материал, опубликованный в книге. Оформление библиографических ссылок. | 1, 5 |
8. Подготовка рукописи и оформление научной и методической работы. Обработка результатов научного исследования, методических материалов. Оформление результатов научной и методической работы. | План-проспект, аннотация, оглавление. Основные требования к рукописи и ее оформление. Рубрикация текста. Резюме, приложения, предметный указатель. Методика проведения педагогического эксперимента. Оформление полученных результатов, составление наглядных материалов. Таблицы, графики, диаграммы, гистограммы, катехизис, модели, и другие наглядные материалы. Оформление приложений в работе. | 1, 5, 9 |
Рекомендуемая литература:
1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2002. – 264 с.
2. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: словарь-справочник. – М.: Советский спорт. 2004. – 340 с.
3. Начинская С.В. Спортивная метрология. – М.: «Академия», 2008. – 240 с.
4. Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. В.С.Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 51 с.
5. Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре. – М.: Владос, 2001. – 112 с.
6. Петров П.К. Современные информационные технологии в научно-исследовательской работе студентов факультетов физической культуры: Учебное пособие. — М.; Ижевск: ИД «Удмуртский университет», 2000. – 128 с.
7. Пилоян Р.А. Основы научно-методической деятельности (на примере физкультурного вуза): Учебное пособие. – Малаховка: МГАФК, 1997. – 66 с.
8. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. для студ.пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
9. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Зациорского – М.: ФиС, 1982. – 256 с.
2.2. Тематика самостоятельных практических занятий
Тематика | Краткое содержание |
1. Методологический каркас исследования. Структура введения | Структура курсовых и дипломных работ. Разработка введения, формулировка названия, актуальность темы, состояние проблемы, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза. |
2. Основные требования к содержанию теоретической главы. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. | Содержание теоретической главы: сопряженность, доказательность, системность и систематичность, вовлеченность. Выводы по теоретической главе. Поиск необходимой информации в литературе различного направления, направление студента в фундаментальную библиотеку вуза, городскую научную библиотеку, научные библиотеки районов, других учебных заведений. |
3. Требования, предъявляемые к экспериментальной части. | Виды педагогического исследования, наиболее эффективные методы. Подбор методов с учетом специфики темы и задач исследования. |
4. Структура заключительной части. | Достижение цели исследования, доказательство или опровержение гипотезы, составление выводов, разработка рекомендаций по применению результатов в практике. |
5. Математико-статистическая обработка материалов научной и методической деятельности | Определение достоверностей различий по t-критерию Стьюдента. Определение коэффициента корреляции. |
Программа самостоятельных практических заданий
Занятие № 1
Тема: методологический каркас исследования, структура исследования
Пояснения к работе: курсовые работы практического характера включают в себя:
- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы для современной науки и практики, формулируются цель работы и т.д.;
- основную часть, состоящую из двух основных разделов: в первом содержится теоретическая часть разрабатываемой проблемы, вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, схемами, таблицами, диаграммами и т.д.;
- заключение, в котором согласно параметрам исследования, указанным во введении, подводится итог проведенной работы, содержатся выводы, констатация достижения цели работы и подтверждения (отрицания) ее гипотезы, а также рекомендации для возможности получения аналогичных результатов и применения их на практике;
- алфавитный перечень источников литературы по проблеме;
- приложения.
Структура и разработка введения: введение состоит из следующих взаимосвязанных элементов: актуальность темы; состояние проблемы; объекта исследования; предмета исследования; цели работы; задач исследования; гипотезы.
Кратко рассмотрим каждый из элементов.
Актуальность темы. В этом подразделе следует ответить на вопрос: Почему данную тему нужно изучать? Подвопросы этой части введения сформулированы так: 1. Какова значимость настоящего исследования для современного этапа развития педагогической, психологической, спортивной или другой соответствующей науки? 2. Какова актуальность направления в науке и темы внутри направления? 3. Какие проблемы в рамках темы уже решены в науке, но не воплощены на практике? 4. Какие меры предпринимаются к внедрению того, что уже имеется в науке?
Состояние проблемы. Эта часть введения включает в себя характеристику монографических изданий, статей, диссертационных и дипломных исследований, освещающих непосредственно выбранную тему. Кроме того, в обзор должны быть включены работы по сопряженным и близким проблемам, затрагивающим в той или иной степени выбранную для исследования тему, и указаны использованные студентом издания обобщающего характера (очерки, энциклопедии, хрестоматии).
Объект исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: Какое явление действительности рассматривается в работе? Это может быть процесс преподавания физической культуры, развитие личности школьника, другие процессы.
Предмет исследования. В отличие от объекта, предмет исследования обозначает угол зрения автора работы, дает представление о том, в каком плане интересен объект для автора курсовой работы, какие новые отношения, свойства, функции объекта рассматривает исследователь.
Например: Объект исследования - процесс обучения младших школьников физической культуре, а предметом исследования могут стать особенности применения групповых упражнений для развития скоростных качеств в младшем школьном возрасте.
Цель исследования. Цель работы (исследования)это представление о планируемом результате. Ставя цель, мы ориентируемся на результат. Цель формулируется в виде утвердительного предложения, начинающегося с имени существительного.
Например: 1. Поиск оптимальных путей сочетания групповых и индивидуальных упражнений в различных видах разминки. 2. Выявление взаимосвязи между состоянием утомления и результативностью легкоатлета.
Задачи. Они конкретизируют цель и определяют структуру работы, названия глав и параграфов. Частные исследовательские задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулировка задач начинается с глагола.
Число задач должно быть небольшим (2-3 в курсовой работе и 2-4 в дипломной работе, в исключительных случаях допускается до 7-8). Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.
Например:
1. Изучить научную и научно-методическую литературу по вопросу влияния различных компонентов тренировочной нагрузки на состояние дыхательной системы пловцов.
2. Установить зависимость результатов в плавании от применяемых результатов отдыха.
Гипотеза. Гипотеза - предположение, при котором на основании ряда фактов делается вывод о существовании причины явления или связи между явлениями, факторами и т.п., причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Для того чтобы выдвинуть гипотезу, нужно уже достаточно много знать об исследуемом объекте. Только тогда можно выдвинуть предположение или какое-либо теоретическое представление, которое нужно доказать.
Структура гипотезы включает в себя утверждение. Например: “Тренировочный процесс может включать в себя неизменную и изменяющуюся части”. Далее требуется внести предположение, связанное с вышеприведенным утверждением. Например: “Если увеличить вариативную часть тренировки, то это позволит каждому спортсмену наиболее полно реализовать свой спортивный талант”. Предположение должно быть подкреплено научным обеспечением. Например: “Спортсмены реализуют свой спортивный талант более полно, это обусловлено закономерностями психологии спортсменов” (Источник: Методические рекомендация по организации выполнения и защиты курсовой работы. Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 27с.).
Приведем несколько примеров разработки введения:
Пример № 1. Тема исследования: Технология индивидуально-дифференцированного оценивания школьников на уроках физической культуры
Объект исследования: технология оценивания учащихся по физической культуре
Предмет исследования: групповое и индивидуальное оценивание учащихся по лыжной подготовке
Цель работы: обосновать эффективность системы индивидуального оценивания учебной деятельности учащихся по физической культуре в школе
Задачи исследования:
1. Выявить различные подходы в оценке деятельности учащихся в школе по учебному предмету "физическая культура".
2. Обосновать эффективность индивидуального подхода в оценке уровня подготовленности учащихся по физической культуре в школе.
3. Доказать эффективность использования разработанного подхода, основанного на и индивидуальной оценке деятельности учащихся по физической культуре.
Гипотеза: система группового и индивидуального оценивания подготовленности школьников может являться одним из способов оптимизации контроля и управления их учебной деятельностью
Пример № 2. Тема исследования: принципы сочетания семейного и школьного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Объект исследования: семейное и школьное физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
Предмет исследования: особенности сочетания семейного и школьного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Цель работы: выявление особенных принципов функционирования семейного и школьного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1.Изучить особенности семейного и школьного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста;
2.Рассмотреть возрастные особенности учащихся начальной школы;
3.Исследовать особенности психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры работающих в начальной школе;
4.Диагностировать взаимосвязь семейного и школьного физического воспитания в семьях учащихся начальной школы и её влияние на физическое развитие ребенка.
5.Выявить принципы сочетания семейного и школьного физического воспитания.
Гипотеза: в условиях начальной школы система взаимоотношений между учителем физической культуры, учащимися начальной школы и их родителями имеет ряд специфических черт требующих особых подходов к её построению учителем физической культуры
Задания для самостоятельной работы
- Сформулируйте основные элементы введения аналогично примерам 1 и 2 (объект, предмет, цель, задачи, гипотезу исследования) для следующей темы: Возможные пути совершенствования выносливости в учебно-тренировочном процессе баскетболистов.
- Самостоятельно сформулируйте тему исследования и выделите основные элементы введения исходя из сформулированной вами темы.
Занятие № 2.
Тема: основные требования к содержанию теоретической главы.
Теоретическая часть исследования является самостоятельной главой, и отвечает следующим параметрам:
сопряженность (т.е. должна являться логическим продолжением литературного обзора и содержать теоретическое обоснование выбора способа проведения и обработки результатов эксперимента);
доказательность (должна стать теоретической основой доказательства разработанной гипотезы, с одной стороны, и быть основанной на доказанных утверждениях из фундаментальной литературы - с другой);
системность и систематичность (взгляды автора должны быть изложены последовательно согласно порядку формулировки задач, представлять из себя систему, не содержащую внутренних противоречий).
Если же собственные теоретические выкладки автора являются преамбулой к практической части, то к вышеприведенным условиям следует добавить еще одно:
вовлеченность (теоретические вопросы, рассмотренные автором, должны точно соответствовать этапам, целям и способу проведения эксперимента).
В конце главы, содержащей теоретические рассуждения автора курсовой работы по исследуемому вопросу, следует указать:
во-первых, что “белые пятна”, найденные автором при анализе научной литературы, с помощью данного исследования могут быть успешно устранены;
во-вторых, что собственные теоретические рассуждения автора не противоречат общепринятым и доказанным постулатам и методологической основе специальности;
в-третьих, что задачи, поставленные в теоретической части курсовой работы, выполнены;
в-четвертых, что избранный тип экспериментальной работы вполне адекватен теме исследования и его гипотезе.
В теоретической главе даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников. Студент должен проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Из работы должно быть ясно, где студент заимствует положения авторов, а где высказывает собственные суждения. В ходе проведения теоретического исследования по проблеме исследования формируется библиографический список используемых источников, который должен соответствовать следующим требованиям: во-первых, список литературы должен быть составлен в соответствии с правилами библиографии; во-вторых, он должен быть выстроен в алфавитном порядке; в-третьих, в нем должны преобладать «свежие» с точки зрения года выпуска издания; в-четвертых; количество источников в курсовой работе должно быть минимум 15, в выпускной квалификационной работе минимум 30.
Ниже приведены примеры библиографического описания (из книги: Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2002. – 264 с. )
Книги. Книги могут быть одного, двух, трех, четырех и более авторов.
Книги одного, двух, трех авторов.
Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М., 1987. - 177 с.
Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. - М., 1983. - 176 с.
Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика: критерии отбора. - М., 2000.- 238 с.
Книги четырех авторов.
Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. - М., 1985. - 177 с.
Автореферат диссертации.
Иванов В. В. Педагогические и метрологические основы теории и методики измерений в спорте: Автореф. дис... докт. пед. наук. - М., 2000. - 58 с.
Чернов С. В. Организационно-методические аспекты подготовки управления олимпийской подготовкой женской сборной команды Российской Федерации по баскетболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 2000. — 27 с.
Коллективная монография под заглавием.
Современная система спортивной тренировки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995. - 446 с.
Законодательные и официальные материалы.
О номенклатуре специальностей научных работников. Приказ Министерства науки и технологии РФ от 25 января 2000 г. № 17/4.- Бюллетень ВАК РФ. - 2000. - № 3. - С. 1-29.
Статья из журнала, газеты.
Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. - 1996, №10. - С. 2-7.
Статья из ежегодника.
Кацура В. А. Научное познание и системные закономерности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. - М., 1986.-С. 305-321.
Статья из энциклопедического словаря.
Дипломная работа // Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. - С. 394.
Статья или другой материал, опубликованный в книге, а также глава, раздел или иной фрагмент произведения. При описании статьи вначале приводят сведения о статье, затем сведения об издании, в котором она опубликована; при описании главы сначала приводят сведения о произведении в целом, а затем о главе. Пример.
Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. - М., 1995. - С. 294 - 303.
Симонов В. П. Система контроля за образовательным процессом // Педагогический менеджмент. - М., 1999. - С. 192 - 237.
При использовании сведений, полученных в литературных источниках необходимо ссылаться на данный материал. Для этого используются библиографические ссылки. По месту расположения библиографические ссылки подразделяют на внутритекстовые, подстрочные, затекстовые, комбинированные. В выпускных и курсовых проектах используются внутритекстовые ссылки. Для связи основного текста работы с библиографическим списком используют порядковый номер источника в нем, который в тексте заключается в квадратные скобки «[21]»; если при этом надо указать страницу источника, то она проставляется рядом с номером «[21, С. 36]».
Задания для самостоятельной работы
1. Опишите по правилам библиографии источник, имеющий следующие параметры: тип источника – книга одного автора; автор – Ильин Е.П.; название – психология ФВ и С; год издания – 2000; кол-во страниц – 245.
2. Опишите по правилам библиографии источник, имеющий следующие параметры: тип источника – статья из журнала; автор – Шумилов А.Р.; название журнала – теория и практика физической культуры; название – современные подходы к физическому воспитанию; год издания – 2008; страницы – 69-77.
Задание № 3.
Тема: требования, предъявляемые к экспериментальной части
Экспериментальная часть в выпускных квалификационных работах может состоять из двух глав: организация и методика исследования; результаты исследования и их обсуждение: В главе «Организация и методика исследований» описываются условия проведения экспериментальных исследований (где проводились, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как осуществлялись измерения и т.п.), методы, использованные в экспериментальной части, методика разработки экспериментальной программы, приборов, тренажёров, наглядных пособий и т.д. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.
В главе «Результаты исследований и их обсуждение» представляются данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и обсуждение в соответствии с поставленными задачами, с приведением таблиц, диаграмм, графиков. В тексте автор оперирует только статистическими показателями, полученными в результате обработки цифрового материала. Первичные результаты исследований оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение.
В процессе написания дипломной (курсовой) работы для решения поставленных задач студент может использовать несколько методов исследования. Наиболее эффективными из них являются следующие:
- педагогический эксперимент;
- методы непосредственной регистрации (методы педагогического обследования): хронометрирование, хронографирование; педагогические наблюдения; тестирование (контрольные упражнения); регистрация техники физических упражнений: видеозаписи, кино и фотосъемка, динамометрия, тензометрия, спидография и др.;
- анализ литературных источников;
- анализ документальных материалов;
- анкетирование;
- инструментальные методы;
- математические методы обработки полученных материалов;
При выборе методов следует руководствоваться следующими правилами:
- метод должен соответствовать своеобразию поставленных задач;
- количество методов должно быть в меру целесообразным;
- применение методов требует тщательной предварительной организации, включая разработку документации для фиксирования полученных результатов;
- выбранные методы должны быть предварительно апробированы.
Специфика педагогического эксперимента: в ходе педагогического исследования автор курсовой работы должен провести эксперименты двух типов: констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент должен подтвердить описанное автором практическое состояние вопроса. При проведении формирующего эксперимента следует выбрать равноценные по составу две группы детей. С одними из них (экспериментальная группа) проводить формирующий эксперимент согласно своей гипотезе, а с другими (контрольная группа) проводить занятия по тем же планам, но без включения своих экспериментальных разработок. Это требование к проведению формирующего эксперимента называется принципом единственного различия.
Задания для самостоятельной работы
1. Сформулируйте основные положения педагогического эксперимента для следующего исследования: необходимо выяснить целесообразность применения методов целостного и расчлененного разучивания упражнения. Вам дана группа детей одного возраста в количестве 20 человек. Опишите процедуру проведения данного исследования.
2. Подберите необходимые методы для вышеизложенного исследования.
Задание № 4.
Тема: Структура заключительной части.
В заключении подводится общий итог работы, делаются определенные выводы, вытекающие из обзора литературы и проведенного эксперимента. Так же указывается, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, приводятся методы, использованные для этого. После утверждения, которое получается трансформацией формулировки гипотезы, следует сделать ряд выводов.
Выводы должны начинаться с тех же глаголов, что и задачи, указанные во введении (доказано, рассмотрено, разработано, проведено). Каждый вывод должен содержать одно утверждение. Поэтому допускается, чтобы вопрос, содержащийся в задаче исследования, был раздроблен на несколько, по которым будут сделаны самостоятельные выводы. Последним выводом автор исследования должен указать на практический выход работы (разработаны методические рекомендации, составлен каталог проблем и т.д.)
Задания для самостоятельной работы
Перед работой были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие скоростных способностей;
2. рассмотреть тактические атакующие действия баскетболистов;
3. разработать и апробировать организацию атакующих действий баскетболистов с использованием скоростных способностей;
4. сравнить полученные результаты исследования.
Как будут выглядеть выводы по задачам в заключительной части?
Задание № 5.
Одним из основных отличий работ опытно-экспериментального характера от других типов работ является обработка практических результатов методами математической статистики.
Тема: Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента
Проиллюстрируем возможности критерия Стьюдента на конкретном примере. Предположим, вам необходимо выяснить эффективность обучения стрельбе по определенной методике. С этой целью проводится сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная), состоящая из 8 человек, занимается по]предлагаемой экспериментальной методике, а другая (контрольная) - по традиционной, общепринятой. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая, предлагаемая вами методика окажется более эффективной. Итогом эксперимента является контрольная стрельба из пяти выстрелов, по результатам которых (табл. 1) нужно рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы.
Таблица 1
Сравнительные результаты обучения стрельбе
Группы | п | Очки | |||||||
Экспериментальная | |||||||||
Контрольная |
Что же необходимо сделать для расчета достоверности различий по t-критерию Стьюдента?
- Вычислить средние арифметические величины для каждой группы в отдельности. Сопоставление среднеарифметических величин показывает, что в экспериментальной группе данная величина (Хэ = 35) выше, чем в контрольной (Хк = 27). Однако для окончательного утверждения того, что занимающиеся экспериментальной группы научились стрелять лучше, следует убедиться в статистической достоверности различий (t) между рассчитанными среднеарифметическими значениями. Для этого и рассчитывается t-критерий Стьюдента.
- В обеих группах вычислить стандартное отклонение (d) по следующей формуле:
где Xmax - наибольший показатель; Xmin - наименьший показатель; К - табличный коэффициент.
Порядок вычисления стандартного отклонения (d):
- определить Xmax в обеих группах;
- определить Хmin в этих группах;
- определить число измерений в каждой группе (8);
- найти по специальной таблице (см. табл. 2) значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе (8). Для этого в левом крайнем столбце под индексом (n) находим цифру 0, так как количество измерений в нашем примере меньше 10, а в верхней строке - цифру 8; на пересечении этих строк - 2,85, что соответствует значению коэффициента К при8 испытуемых;
Таблица 2
n | ||||||||||
- | - | 1,13 | 1,69 | 2,06 | 2,33 | 2,53 | 2,70 | 2,85 | 2,97 | |
3,08 | 3,17 | 3,26 | 3,34 | 3,41 | 3,47 | 3,53 | 3,59 | 3,64 | 3,69 | |
3,74 | 3,78 | 3,82 | 3,86 | 3,90 | 3,93 | 3,96 | 4,00 | 4,03 | 4,06 | |
4,09 | 4,11 | 4,14 | 4,16 | 4,19 | 4,21 | 4,24 | 4,26 | 4,28 | 4,30 | |
4,32 | 4,34 | 4,36 | 4,38 | 4,40 | 4,42 | 4,43 | 4,45 | 4,47 | 4,48 | |
4,50 | 4,51 | 4,53 | 4,54 | 4,56 | 4,57 | 4,59 | 4,60 | 4,61 | 4,63 | |
4,64 | 4,65 | 4,66 | 4,68 | 4,69 | 4,70 | 4,71 | 4,72 | 4,73 | 4,74 | |
4,76 | 4,76 | 4,78 | 4,79 | 4,80 | 4,81 | 4,82 | 4,82 | 4,84 | 4,84 | |
4,85 | 4,86 | 4,87 | 4,88 | 4,89 | 4,90 | 4,91 | 4,92 | 4,92 | 4,93 | |
4,94 | 4,95 | 4,96 | 4,96 | 4,97 | 4,98 | 4,99 | 4,99 | 5,00 | 5,01 |
- подставить полученные значения в формулу и произвести необходимые вычисления:
- Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:
Вычислим для каждой группы значение (m)
- Вычислим среднюю ошибку разности по формуле:
5. По специальной таблице (таблица 3) определить достоверность различий. Для этого полученное значение (t)сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости (005) при числе степеней свободы f= пэ + пк - 2, где пэ и пк - общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольной группах. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t005), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда полученное t меньше граничного значения t005, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер. Граничное значение при 5%-ном уровне значимости (t005) определяется следующим образом:
- вычислить число степеней свободы f= 8 + 8 - 2 = 14;
- найти по таблице (таблица 3) граничное значение t005 при f = 14.
В нашем примере табличное значение t0;05 =2,15, сравним его с вычисленным t, которое равно 1,7, т.е. меньше граничного значения (2,15). Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что одна методика обучения стрельбе оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 1,7 при р > 0,05, это означает, что в случае проведения 100 аналогичных экспериментов вероятность (р) получения подобных результатов, когда средние арифметические величины экспериментальных групп окажутся выше контрольных, больше 5%-ного уровня значимости или меньше 95 случаев из 100.
Таблица 3
Граничные значения t - критерия Стьюдента для 5% и 1%-ного уровня значимости в зависимости от числа степеней свободы
Степень свободы | Границы значения | Степень свободы | Границы значения | ||
р = 0,05 | р = 0,01 | р = 0,05 | р = 0,01 | ||
12,71 | 63,60 | 2,08 | 2,82 | ||
4,30 | 9,93 | 2,07 | 2,82 | ||
3,18 | 5,84 | 2,07 | 2,81 | ||
2,78 | 4,60 | 2,06 | 2,80 | ||
2,57 | 4,03 | 2,06 | 2,79 | ||
2,45 | 3,71 | 2,06 | 2,78 | ||
2,37 | 3,50 | 2,05 | 2,77 | ||
2,31 | 3,36 | 2,05 | 2,76 | ||
2,26 | 3,25 | 2,04 | 2,76 | ||
2,23 | 3,17 | 2,04 | 2,75 | ||
2,20 | 3,11 | 2,02 | 2,70 | ||
2,18 | 3,06 | 2,01 | 2,68 | ||
2,16 | 3,01 | 2,00 | 2,66 | ||
2,15 | 2,98 | 1,99 | 2,64 | ||
Г5 | 2,13' | 2,95 | 1,98 | 2,63 | |
2,12 | 2,92 | 1,98 | 2,62 | ||
2,11 | 2,90 | 1,97 | 2,60 | ||
2,10 | 2,88 | 1,96 | 2,59 |
Тема: Корреляция
В любом педагогическом процессе составляющие его факторы находятся в тесной взаимосвязи. Умение изменить один фактор так, чтобы получить соответствующее изменение другого, сделает педагогический процесс более целенаправленным. В науке различают две формы взаимосвязи.
Функциональная связь отражает четкую однозначную зависимость, при которой изменение какого-либо одного фактора неизбежно приводит к однозначному изменению другого. Подобные связи характерны для «точных» наук. В педагогике они, если и наблюдаются, то в самых общих вариантах и в пределах каких-то условных границ. Установление функциональных связей между педагогическими факторами - дело интересное, но чрезвычайно проблематичное.
Более реальным является установление так называемых статистических связей, или корреляций.
Корреляция позволяет находить статистически достоверные количественные меры связи в тех случаях, когда какому-либо одному фактору соответствует не одно, а несколько значений какого-либо другого фактора, причем-варьирующих в каких-то пределах. Связь в этом случае будет выражаться в средних значениях, полученных на целом ряде изменений.
Практическая значимость определения величины и характера корреляции заключается в том, что с ее помощью можно установить функциональное сходство или различие между физическими упражнениями, например общеподготовительными и соревновательными. Однако, применяя корреляцию, следует помнить, что, во-первых, наличие статистической связи отнюдь не означает автоматического выявления и причинных связей, поэтому использовать корреляционный анализ для понимания причинных, факторов надо осторожно; во-вторых, нельзя механически применять корреляцию там, где по природе своей педагогические факторы не обладают зависимостью.
Коррелирующие факторы подразделяются на причинные, т.е. те, которые видоизменяются первыми, вызывают изменения других факторов, и следственные, т.е. те, которые видоизменяются под влиянием причинных факторов. Причем следственные факторы могут принимать ряд значений в определенных границах.
Различают корреляции нескольких направлений:
- прямая положительная корреляция, при которой увеличение причинного фактора вызывает увеличение следственного фактора; например, увеличение силы мышц-разгибателей ног положительно сказывается на росте результатов в прыжках в высоту с разбега.
- прямая отрицательная корреляция, при которой уменьшение причинного фактора вызывает уменьшение следственного фактора; например, уменьшение нагрузки приводит к понижению частоты сердечных сокращений;
- обратная положительная корреляция, при которой уменьшение причинного фактора вызывает увеличение следственного фактора; например, уменьшение длины дистанции приводит к увеличению скорости, бега;
- обратная отрицательная корреляция, при которой увеличение причинного фактора вызывает уменьшение следственного фактора; например, увеличение силы мышц под влиянием занятий тяжелой атлетикой может привести к ухудшению результатов в беге на длинные дистанции.
Математическое значение корреляции выражается ее коэффициентом от – 1 (максимальной отрицательной связи) до +1 (максимальной положительной связи) десятичными дробями с точностью до второго знака после запятой.
Количественную меру связи принято различать по нескольким уровням:
слабая связь – при коэффициенте корреляции до 0,30,
средняя связь – при коэффициенте корреляции от 0,31 до 0,69,
сильная связь – при коэффициенте корреляции от 0,70 до 0,99.
Коэффициент корреляции равный 1 свидетельствует о наличии функциональной связи. Если изменение одного фактора не влияет на величину другого, то связь отсутствует, т.е. данные факторы между собой нейтральны.