Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы 2 страница
Социально-личностное развитие
Социализация При организации работы по реализации области «Социализация» необходимо учитывать следующее:
• время, необходимое для проведения праздников: 1) входит в объём образовательной нагрузки тех областей, в рамках которых решаются образовательные задачи, связанные с проведением конкретного праздника; 2) учитывается как время, необходимое для осуществления непосредственно образовательной деятельности по решению основных психолого-педагогических задач каждой конкретной области (т. е. не учитывается дополнительно).
3—4года
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие игровой | Игровое упражнение. | Подгрупповая. | 50 мин — 1 ч |
деятельности | Индивидуальная игра. | Индиви- | |
Совместная с | дуальная | ||
воспитателем игра. | |||
Совместная со | |||
сверстниками игра | |||
(парная, в малой | |||
группе) | |||
Приобщение | Игра. | Групповая. | 10—15 мин |
к элементарным | Чтение. | Подгрупповая | |
общепринятым нормам и | Беседа. | ||
правилам взаимоотношений | Наблюдение. | ||
со сверстниками и | Педагогическая | ||
взрослыми (в том числе | ситуация | ||
моральным) |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Праздник | Групповая. Подгрупповая | До 25 мин (по календарю праздников) |
Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных областей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определённых для областей) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие игровой деятельности | Игровое упражнение, индивидуальная, совместная с воспитателем и совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) | Подгрупповая. Индиви-дуальная | 20—25 мин |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Ситуативный разговор с детьми. Педагогическая ситуация. Ситуация морального выбора. Беседа. Игра | Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная | 25 мин |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие игровой | Индивидуальная игра. | Подгрупповая. | |
деятельности | Совместная со | Индиви- | |
сверстниками игра | дуальная | ||
(парная, в малой | |||
группе) | |||
Приобщение к | Во всех видах | Подгрупповая. | |
элементарным | самостоятельной | Индиви- | |
общепринятым нормам | детской деятельности | дуальная | |
и правилам | |||
взаимоотношений со | |||
сверстниками и взрослыми |
(в том числе моральным)
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире |
4—5лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие игровой деятельности | Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 1 ч — 1 ч 10 мин | |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Игра. Чтение. Беседа. Наблюдение. Педагогическая ситуация. Экскурсия. Ситуация морального выбора | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 15 мин | |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | ||||
Праздник | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | До 30 мин (по календарю праздников) | ||
Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных областей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определённых для областей) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие игровой | Индивидуальная игра. | Подгруппо- | 25—40 мин |
деятельности | Совместная с | вая. | |
воспитателем игра. | Индиви- | ||
Совместная со | дуальная | ||
сверстниками игра | |||
Приобщение к элементарным | Ситуативный разговор с | Групповая. | 30—35 мин |
общепринятым нормам и | детьми. | Подгруппо- |
правилам взаимоотношений | Педагогическая | вая. | |
со сверстниками и взрослыми | ситуация. | Индиви- | |
(в том числе моральным) | Ситуация морального выбора. | дуальная | |
Формирование первичных | |||
личностных, семейных, | Беседа (после чтения | ||
гендерных представлений, | социально- | ||
представлений об обществе, | нравственного | ||
стране, мире | содержания). Игра |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие игровой деятельности | Индивидуальная игра. Совместная со сверстниками игра | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Во всех видах самостоятельной детской деятельности | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире |
5—6лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие игровой | Индивидуальная игра. | Подгруппо- | 1 ч 30 мин — |
деятельности | Совместная с | вая. | 1 ч 40 мин |
(сюжетных игр) | воспитателем игра. | Индиви- | |
Совместная со | дуальная | ||
сверстниками игра | |||
Приобщение к элементарным | Игра. | Групповая. | 20 мин |
общепринятым нормам и | Чтение. | Подгруппо- | |
правилам взаимоотношений | Беседа. | вая. | |
со сверстниками и взрослыми | Наблюдение. | Индиви- | |
(в том числе моральным) | Педагогическая ситуация. Экскурсия. Ситуация морального выбора. | дуальная |
Проектная деятельность. Интегративная деятельность | |||
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Праздник | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | До 30 мин (по календарю праздников) |
Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных областей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определённых для областей) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие игровой деятельности (сюжетных игр) | Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 40—45 мин |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Ситуативный разговор с детьми. Педагогическая ситуация. Ситуация морального выбора. Беседа (после чтения социально- нравственного содержания). Игра. Проектная деятельность. Интегративная деятельность | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 35—40 мин |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие игровой | Индивидуальная игра. | Подгруппо- | |
деятельности | Совместная со | вая. | |
(сюжетных игр) | сверстниками игра | Индиви-дуальная | |
Приобщение к элементарным | Во всех видах | Подгруппо- | |
общепринятым нормам и | самостоятельной | вая. |
правилам взаимоотношений | детской деятельности | Индиви- | |
со сверстниками и взрослыми | дуальная | ||
(в том числе моральным) | |||
Формирование первичных | |||
личностных, семейных, | |||
гендерных представлений, | |||
представлений об обществе, | |||
стране, мире |
6—7лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие игровой деятельности (сюжетных игр) | Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 1 ч 40 мин |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Игра. Чтение. Наблюдение. Беседа. Педагогическая ситуация. Ситуация морального выбора. Проектная деятельность. Интегративная деятельность | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 25 мин |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | Коллективное обобщающее занятие | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 30 мин (1 раз в месяц) |
Праздник | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | До 35—40 мин (по календарю праздников) |
Организация деятельности педагогов и детей по решению данных задач осуществляется также в рамках реализации других образовательных областей (в пределах примерного времени, с использованием форм и методов работы, а также форм организации детей, определённых для областей)
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие игровой деятельности (сюжетных игр) | Индивидуальная игра. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 45—50 мин |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Ситуативный разговор с детьми. Педагогическая ситуация. Ситуация морального выбора. Беседа (после чтения социально- нравственного содержания). Игра. Проектная деятельность. Интегративная деятельность | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 40—50 мин |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие игровой деятельности (сюжетных игр) | Индивидуальная игра. Совместная со сверстниками игра | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Во всех видах самостоятельной детской деятельности | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | |
Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире |
Труд При организации трудовой деятельности детей необходимо учитывать следующее:
• формы работы, формы организации детей и примерный объём нагрузки по освоению ручного труда включены в область «Художественное творчество» в части художественного конструирования (основание включения ручного труда в указанную область — интеграция трудовой и продуктивной деятельности детей);
• значительное уменьшение примерного объёма нагрузки по возрастной вертикали в процессе самообслуживания детей обусловлено повышением качества выполнения процессов самообслуживания, ростом их умелости, организованности, самостоятельности и пр.;
• решение задачи по освоению процессов самообслуживания осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.
3—4года
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Обеспечение освоения процессов самообслуживания | Совместные действия. Наблюдение. Поручение | Индиви-дуальная. Подгрупповая | 1 ч 15 мин |
Привлечение к выполнению отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде | Совместные действия. Поручение. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера | Индиви-дуальная | 5 мин |
Формирование представлений о труде взрослых | Наблюдение. Беседа. Чтение. Рассматривание | Подгрупповая | 10 мин |
Самостоятельная деятельность детей
Самообслуживание | Во всех видах | Индиви- | |
детской | дуальная | ||
деятельности, | |||
в режимных | |||
моментах |
4—5лет
Задачи и содержание работы | Формы и методы работы | Формы организации | Примерный объём |
детей | (в неделю) | ||
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Обеспечение качественного | Совместные действия. | Индиви- | 50 мин |
выполнения процессов | Наблюдение. | дуальная. | |
самообслуживания | Поручение | Подгрупповая | |
Приобщение к выполнению | Совместные действия. | Подгруппо- | 10 мин |
отдельных процессов в | Наблюдение. | вая. | |
хозяйственно-бытовом труде и | Игра. | Индиви- | |
труде в природе | Поручение. Дежурство. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера | дуальная | |
Формирование представлений | Наблюдение. | Подгрупповая | 15 мин |
о труде взрослых | Чтение. Беседа. Игра. Рассматривание. Экскурсия |
Самостоятельная деятельность детей
Самообслуживание | Во всех видах детской | Индиви- |
деятельности, в | дуальная | |
режимных моментах |
Хозяйственно-бытовой труд Создание Подгруппо-
Труд в природе | соответствующей предметно-развивающей среды | вая. Индиви-дуальная |
5—6лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный объём |
организации | (в неделю) | ||
детей |
Непосредственно образовательная деятельность
Освоение некоторых видов | См. | Подгруппо- | См. |
ручного труда | «Художественное | вая. | «Художественное |
творчество» | Индиви-дуальная | творчество» |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Выполнение процессов самообслуживания, | Совместные действия. Наблюдение. | Групповая. Подгруппо- | 20 мин |
отдельных видов | Игра. | вая. | |
хозяйственно-бытового труда | Поручение и задание. | Индиви- | |
и труда в природе | Дежурство. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Проектная деятельность | дуальная | |
Формирование | Наблюдение. | Групповая. | 15 мин |
представлений о труде | Чтение. | Подгрупповая | |
взрослых | Беседа. Игра. Рассматривание. Экскурсии |
Самостоятельная деятельность детей
Самообслуживание | Во всех видах детской | Индиви- |
деятельности, в | дуальная | |
режимных моментах |
Хозяйственно-бытовой труд Создание Подгруппо-
Труд в природе | соответствующей предметно-развивающей среды | вая. Индиви-дуальная |
6—7лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный объём |
организации | (в неделю) | ||
детей |
Непосредственно образовательная деятельность
Освоение некоторых видов | См. | Подгруппо- | См. |
ручного труда | «Художественное | вая. | «Художественное |
творчество» | Индиви-дуальная | творчество» |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Выполнение процессов | Совместные действия. | Групповая. | 20 мин |
самообслуживания, | Наблюдение. | Подгруппо- | |
отдельных видов | Игра. | вая. | |
хозяйственно-бытового | Поручение и задание. | Индиви- | |
труда и труда в природе | Дежурство. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. | дуальная |
Проектная | |||
деятельность | |||
Формирование | Наблюдение. | Групповая. | 20 мин |
представления о труде | Чтение. | Подгрупповая | |
взрослых | Беседа. Рассматривание. Экскурсии |
Самостоятельная деятельность детей
Самообслуживание | Во всех видах детской деятельности, в режимных моментах | Индиви-дуальная | |
Хозяйственно-бытовой труд | Создание соответствующей предметно-развивающей среды | Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | |
Труд в природе |
Безопасность 3—4года
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Формирование представлений | Совместные действия. | Индиви- | 5 мин |
об основных источниках | Наблюдение. | дуальная. | |
опасности в быту, на улице, в | Игра. | Подгрупповая | |
природе и о некоторых | Рассматривание. | ||
правилах безопасного | Беседа. | ||
поведения | Чтение | ||
Формирование представлений | 5 мин | ||
о правилах безопасного для | |||
окружающего мира природы | |||
поведения |
4—5лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов