Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 9 лет.

Основное содержание этапов спортивной подготовки утверждено федеральным стандартом спортивной подготовки и раскрывается в разделах данной Программы.

На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача). На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.

Основные задачи этапа:

- улучшение состояния здоровья и закаливание; - устранение недостатков физического развития;

- привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям легкой атлетикой, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;

- обучение основами техники всех видов легкой атлетики и широкому кругу двигательных навыков;

- приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

- воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

- поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

Тренировочные группы формируются на конкурсной основе лицами, прошедшими начальную подготовку не менее одного года, выполнившими переводные нормативы по общефизической и специальной подготовке.

Этот этап состоит из двух периодов:

- базовой подготовки (2 года обучения);

- спортивной специализации (3 года обучения).

В тренировочные группы зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые обучающиеся, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.

Основные задачи этапа:

- укрепление здоровья, закаливание;

- устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

- освоение и совершенствование техники всех видов легкой атлетики;

- планомерное повышение уровня общей, специальной физической подготовленности, гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие анаэробной выносливости;

- формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;

- к концу этапа – определение предрасположенности к дисциплине легкой атлетики; - воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;

- профилактика вредных привычек. Результатом реализации Программы является: На этапе начальной подготовки:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков; - освоение основ техники по виду спорта легкая атлетика;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств; - укрепление здоровья спортсменов;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта легкая атлетика.

На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта легкая атлетика;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов.

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В основу комплектования учебных групп положена система многолетней подготовки с учетом особенностей развития и возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.

Наполняемость тренировочных групп и объем тренировочной нагрузки определяется с учетом техники безопасности.

При необходимости объединения в одну группу обучающихся, разных по возрасту, уровню спортивной подготовленности, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов.

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

- в группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;

- в группах начальной подготовки свыше года и в тренировочных группах 3-х часов;

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Год обучения Минимальный возраст для зачисления, лет Наполняемость групп (человек) Максимальное количество учебных часов в неделю
Этап начальной подготовки
1-й 9-10
2-й 10-11
3-й 11-12
Учебно-тренировочный этап
4-й 12-13
5-й 13-14
6-й 14-15
7-й 15-16
8-й 16-18

Система подготовки юных спортсменов требует четкого планирования нагрузок, применяемых в процессе тренировки, с учетом возрастных особенностей растущего организма.

Общий подход к планированию, на всех этапах тренировки, заключается в постоянном возрастании объемов общей и специальной физической подготовки, с изменением их процентного соотношения в сторону увеличения удельного веса средств СФП при снижении ОФП, процент технической подготовки постепенно увеличивается и составляет более половины от общего объѐма тренировочных средств.

СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Разделы подготовки Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
1 год Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Бег на короткие дистанции
Общая физическая подготовка (%) 71 - 87 68 - 85 28 - 38 18 - 27
Специальная физическая подготовка (%) 22 - 28 26 - 33
Техническая подготовка (%) 15 - 17 15 - 17 24 - 30 25 - 31
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 5 - 6 6 - 7 7 - 9 9 - 11
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 0,5 - 1 1 - 3 3 - 4 5 - 6
Бег на средние и длинные дистанции
Общая физическая подготовка (%) 71 - 87 68 - 85 50 - 60 40 - 48
Специальная физическая подготовка (%) 12 - 15 15 - 18
Техническая подготовка (%) 15 - 17 15 - 17 18 - 22 20 - 24
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 5 - 6 6 - 7 7 - 9 9 - 11
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 0,5 - 1 1 - 3 3 - 4 5 - 6
Прыжки
Общая физическая подготовка (%) 71 - 87 68 - 85 28 - 38 18 - 27
Специальная физическая подготовка (%) 22 - 28 26 - 33
Техническая подготовка (%) 15 - 17 15 - 17 24 - 30 25 - 31
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 5 - 6 6 - 7 7 - 9 9 - 11
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 0,5 - 1 1 - 3 3 - 4 5 - 6
Метания
Общая физическая подготовка (%) 71 - 87 68 - 85 28 - 38 18 - 27
Специальная физическая подготовка (%) 22-28 26-33
Техническая подготовка (%) 15 - 17 15 - 17 24 - 30 25 - 31
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 5 - 6 6 - 7 7 - 9 9 - 11
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 0,5 - 1 1 - 3 3 - 4 5 - 6
Многоборье
Общая физическая подготовка (%) 65 - 87 65 - 87 45 - 66 26 - 41
Специальная физическая подготовка (%) 10 - 20 15 - 20 20 - 30 40 - 61
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 2 - 4 2 - 4 3 - 5 3 - 6
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 0,5 - 1 1 - 3 3 - 4 5 - 6

НОРМАТИВЫ МАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
до года свыше года до двух лет свыше двух лет
Количество часов в неделю
Количество тренировок в неделю 6-7
Общее количество часов в год
Общее количество тренировок в год 234-273

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВИДУ СПОРТА ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Виды соревнований Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
до года свыше года До двух лет Свыше двух лет
Контрольные 5 - 9 8 - 12 11 - 16 14 - 21
Отборочные - 1 - 2 2 - 4 2 - 5
Основные - 1 - 2 1 - 3 2 - 4

Предлагаемый учебный план составлен с расчетом на 39 недель

Планирование годичного цикла тренировки зависит от задач конкретного этапа подготовки, календаря спортивно-массовых мероприятий и сроков проведения основных стартов года. Кроме того, каждый тренер вносит корректировки в зависимости от расписания занятий.

На основе годового плана разрабатываются для каждой группы тематические планы по периодам учебного года с учетом специфики вида легкой атлетики, расписания занятий, состоящие из отдельных микро - и мезоциклов.

Круглогодичный цикл подготовки условно можно подразделить на пять периодов: 1-й подготовительный (сентябрь-ноябрь 1-й соревновательный (декабрь-январь), 2-й подготовительный (февраль-март), 2-й соревновательный (апрель-май), переходный (июнь –оздоровительные лагеря). Июль-август каникулярное время. В зависимости от календаря соревнований обозначенные сроки могут сдвигаться в ту или другую сторону. Кроме того данная периодизация характерна для учебно-тренировочных групп.

В каждом периоде решаются специфические задачи.

Подготовительный период:

1. Создание базы для достижения высоких спортивных результатов (повышение уровня функциональной подготовленности).



2. Совершенствование и развитие физических качеств.

3. Повышение технического уровня в имитационных, специальных и подводящих упражнениях.

4. Воспитание морально-волевых качеств.

Необходимо помнить, что для освоения большого объема важна постепенность в нарастании нагрузки и контроль над изменением работоспособности. Объем в учебно-тренировочных занятиях возрастает от начала периода к концу и достигает максимальных значений к предпоследней недели, после чего снижается, тогда, как интенсивность выполняемых упражнений возрастает.

Соревновательный период:

1. Дальнейшее повышение достигнутого уровня тренированности. 2. Совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.

3. Расширение соревновательного опыта, совершенствование навыков саморегуляции в предстартовой подготовке.

В этот период значительно возрастает интенсивность тренировочных занятий, при общем снижении, а затем стабилизации на среднем уровне, объема выполняемой работы.

Переходный период:

1. Поддержание достигнутого уровня функциональной подготовленности. 2. Восстановление психофизиологических функций организма.

Общая нагрузка постепенно снижается, тренировки проводятся с пониженной интенсивностью с акцентом на развитие общефизической подготовленности и общей выносливости. Целесообразно включение в занятия упражнений из других видов спорта для снятия психоэмоционального напряжения.

Необходимым документом планирования является рабочий план-график, отражающий распределение учебного материала и объѐмов нагрузки по учебно-тренировочным занятиям в месяц. Рабочий план-график для каждой группы составляет тренер-преподаватель с учетом специфики вида легкой атлетики и расписания занятий.

Конспект учебно-тренировочного занятия представляет собой конкретно выраженное в количественных и качественных показателях задание с чѐтко просматриваемой организационно-методической схемой, направленной на решение поставленных в занятии задач.

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК ДЛЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП, РАСЧИТАННЫЙ НА 39 УЧЕБНЫХ НЕДЕЛЬ

  № п\ п   Разделы программы     % Этап начальной подготовки Тренировочный этап
Годы обучения
Максимальная продолжительность одного занятия (в академических часах)
Количество часов в неделю
Годовой объем (часы)
часы часы часы часы часы часы часы часы
Теоретическая подготовка
  Общая и специальная физическая подготовка                  
Избранный вид спорта
Другие виды спорта и подвижные игры
Самостоятельная работа обучающихся
Участие в соревнованиях
Итого

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК  
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель ма й  
Теоретическая подготовка  
  Общая и специальная физическая подготовка                      
Избранный вид спорта  
  Другие виды спорта и подвижные игры                      
  Самостоятельная работа обучающихся                      
Участие в соревнованиях  
Итого  

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 2 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
Теоретическая подготовка
  Общая и специальная физическая подготовка                    
Избранный вид спорта
  Другие виды спорта и подвижные игры                    
  Самостоятельная работа обучающихся                    
Участие в соревнованиях
Итого

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 3 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК  
сентябр ь октябрь ноябр ь декабрь январь февраль мар т апрель ма й
Теоретическая подготовка
  Общая и специальная физическая подготовка                    
Избранный вид спорта
  Другие виды спорта и подвижные игры                    
  Самостоятельная работа обучающихся                    
Участие в соревнованиях
Итого
                         

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 1 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК  
сентябр ь октябр ь ноябрь декабрь январ ь февраль март апрель ма й
Теоретическая подготовка
  Общая и специальная физическая подготовка                    
Избранный вид спорта
  Другие виды спорта и подвижные игры                    
  Самостоятельная работа обучающихся                    
Участие в соревнованиях
Итого
                         

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 2 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК  
сентябр ь октябр ь ноябр ь декабр ь январ ь феврал ь мар т апрель ма й
Теоретическая подготовка
  Общая и специальная физическая подготовка                    
Избранный вид спорта
  Другие виды спорта и подвижные игры                    
  Самостоятельная работа обучающихся                    
Участие в соревнованиях
Итого
                         

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 3 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК  
сентябр ь октябр ь ноябр ь декабр ь январ ь феврал ь мар т апрель ма й
Теоретическая подготовка
  Общая и специальная физическая подготовка                    
Избранный вид спорта
  Другие виды спорта и подвижные игры                    
  Самостоятельная работа обучающихся                    
Участие в соревнованиях
Итого
                         

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 4 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК
сентябр ь октябр ь ноябр ь декабр ь январ ь феврал ь мар т апрель ма й  
Теоретическая подготовка  
  Общая и специальная физическая подготовка                      
Избранный вид спорта  
  Другие виды спорта и подвижные игры                      
  Самостоятельная работа обучающихся                      
Участие в соревнованиях  
Итого  

ГОДОВОЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 5 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЧАСЫ ПЕРИОДЫ ТРЕНИРОВОК  
сентябр ь октябр ь ноябр ь декабр ь январ ь феврал ь мар т апрел ь май
Теоретическая подготовка
  Общая и специальная физическая подготовка                    
Избранный вид спорта
  Другие виды спорта и подвижные игры                    
  Самостоятельная работа обучающихся                    
Участие в соревнованиях
Итого
                         

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При проведении тренировочных занятий предусматриваются основные организационно-профилактические меры обеспечения безопасности и снижения травматизма, обязательные к выполнению.

Тренировочные занятия и спортивно-массовые мероприятия разрешается проводить:

˗ при условии наличия соответствующей квалификации тренерско- преподавательского и медицинского обслуживающего персонала;

˗ при условии наличия допуска занимающихся к физкультурно-спортивным занятиям;

˗ при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим нормам, правилам соревнований и методике тренировки;

˗ при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса, соревнований и спортивномассовых мероприятий санитарным нормам;

˗ при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования к конкретному мероприятию;

˗ все тренировочные занятия должны проводиться только под руководством тренера, инструктора и согласно утвержденному расписанию.

Спортивные соревнования и спортивно-массовые мероприятия проводятся в присутствии медицинского персонала, тренеров, инструкторов и судейской коллегии.

Тренировочный процесс, соревнования, спортивно-массовые мероприятия могут быть начаты только после выполнения всех мер, обеспечивающих профилактику спортивного травматизма и безопасности проведения мероприятий, как для спортсменов, так и для зрителей.

Правила поведения и требования безопасности при занятиях легкой атлетикой

Во время тренировочного процесса необходимо строго соблюдать правила организации занятий:

- Не начинайте тренировку без предварительной подготовки к ней (подготовка всего организма либо определенных его частей).

- Внимательно осмотрите место и условия, где будет проходить тренировка, и если есть помехи, то устраните их.

- Изучите упражнение, соразмерьте его со своими возможностями, и если возможности намного отстают, то лучше выбрать полегче упражнение, чтобы выполнить его на высоком уровне (например, если в приседе со штангой для вас предел 100 кг, а ставите 150 кг, подумайте, готовы ли вы к этому весу, здесь есть возможность получить травму).

- Контролируйте свои действия на всем протяжении спортивной деятельности, особенно, когда начинает наступать утомление и когда приступаете к разучиванию новых, сложных по технике упражнений.

Необходимо соблюдение следующих требований: ˗ заниматься в спортивной одежде:

˗ заниматься на тренажѐрах только в присутствии тренера: ˗ соблюдать правила личной гигиены.

Запрещается без разрешения тренера-преподавателя: ˗ выполнять какие-либо технические действия;

˗ заниматься на снарядах.

Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

˗ отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

˗ прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

˗ имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

˗ бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

˗ не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

˗ быть внимательным при перемещениях по стадиону; ˗ знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

Требования безопасности при занятиях беговыми видами Учащийся должен:

˗ при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке; ˗ во время бега смотреть на свою дорожку;

˗ после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

˗ возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

˗ в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

˗ при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному тренером;

˗ выполнять разминочный бег по крайней дорожке. Требования безопасности при занятиях прыжками в длину

Песок в яме для приземления должен быть влажным, хорошо взрыхленным, а его поверхность должна находиться на одном уровне с поверхностью дорожки для разбега.

Перед выполнением прыжков необходимо убрать из ямы грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

грабли класть зубьями вниз;

не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернутся на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

Требования безопасности при занятиях прыжками в высоту При проведении занятий по прыжкам в высоту:

˗ в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

˗ места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

˗ в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога – левая), а затем – с другой (толчковая нога -правая);

˗ не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

˗ не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.

Требования безопасности при занятиях метанием Учащийся должен:

˗ перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет; ˗ осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

˗ при групповом метании стоять с левой стороны от метающего; ˗ в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

˗ находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

˗ после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

˗ при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли. Не передавайте снаряд друг другу броском. Не метайте снаряд в не оборудованных для

этого местах.

Требования безопасности в аварийных ситуациях Учащийся должен:

˗ при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

˗ с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

˗ при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

˗ по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

Требования безопасности по окончании занятий

˗ под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения; ˗ организованно покинуть место проведения занятия;

˗ переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь; ˗ вымыть с мылом руки.

Профилактика травм

Наши рекомендации