Специфика и сущность социализации детей
ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ВОИНСКИМИ ИСКУССТВАМИ «MARTIAL ART»
(НА ПРИМЕРЕ КАРАТЭ-ДО)
Одной из задач воспитания является обеспечение социального развития личности, или другими словами – социализацию человека (независимо, ребёнка или взрослого). Понятие «социализация» (от лат. Socialis – общественный) рассматривалось и раскрывалось в разных областях науки: педагогике, психологии, социологии, физической культуре:
1. Социология: социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [10, с. 115].
2. Социальная психология: социализация – это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества [5, с. 84]. Впервые было введено в социальную психологию в 1940-50х гг. в работах А.Бадуры и Дж.Кольмана.
3. Педагогика. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении его в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. [2, c. 6]
Процесс социализации, отмечает Р.А.Разин [10, с. 267], а так же А.Н.Леонтъев, Д.Б.Эльконин происходит в трех основных сферах жизни человека: деятельности (предметно-манипулятивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учебная деятельность), общении (процесс общения, расширение общения и изменения содержания), самосознании и самовоспитание (процесс идентификации с «Я концепцией»).
Социализация человека в современном обществе является достаточно сложным и длительным процессом, который затрагивает все основные задачи воспитания:
1. Умственное воспитание – формирование мировоззрения.
2. Физическое воспитание – современному обществу требуется физически крепкое молодое поколение; способное с высокой производительностью трудиться на предприятиях, способное переносить повышенные физические и психические нагрузки переходного периода развития общественных отношений и, неизбежных при этом, экономических кризисов; готовое к службе в армии, к защите Родины.
3. Трудовое воспитание – развивает в человеке трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.
4. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества и направленного на развитие нравственных качеств – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим, уважение к законам, Конституции, государству и его символике, дисциплинированность, социальную активность, милосердие [Подлас].
5. Эстетическое воспитание – направлено на: формирование эстетической культуры, эстетических чувств, эстетических идеалов; приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, обществе; развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты. Осуществляется эстетическое воспитание через практические занятия искусствами (живописью, музыкой, хореографией, воинскими и т.д.).
Основными центрами социального воспитания и развития детей, подростков являются семья и школа, а к дополнительным можно отнести «улицу» и художественно-образовательные и спортивные организации, клубы и объединения. Не всегда семья и школа реализуют в полной мере процесс социализации и тогда может возникнуть проблемная конфликтная ситуация между ребенком и обществом. Очень часто «улица» оказывает негативное воздействие на формирование общественно полезной личности ребенка, может толкнуть на путь пренебрежения и нарушения морали, законов общества, к участию в криминальных структурах. Поэтому очень важно выявлять и активно использовать дополнительные институты социализации (художественно-образовательные и спортивные организации), в которых бы ребёнок с желанием и интересом занимался.
В настоящее время во всём мире огромной популярностью пользуются различные боевые системы и воинские искусства. Их общепринятое международное обобщённое название «martial art» – воинское искусство, этой терминологией мы и будем пользоваться в данной статье. В России, представитель японского воинского искусства "Каратэ-до" является очень популярным. Большое количество детей и молодежи практикует этот вид единоборства. Кроме того, воинского искусство "Каратэ-до" во второй половине 20 века и в 21 веке проявило себя как вид спорта. Каратэ – как вид спорта активно развивается и стремится войти в олимпийское движение.
Актуальностьданной тематики состоит в новом подходе к рассмотрению воинских искусств, как дополнительного института социализации ребенка, эффективность которого определяется заинтересованностью занимающегося. Данная тема не является разработанной, поэтому требует глубокого качественного анализа.
Проблемазаключается в том, что в современном обществе существует потребность в поиске и использовании дополнительных институтов социализации детей.
Цель исследования – Оценить возможность социализации детей через институт воинских искусств (на примере каратэ-до).
Объектом является процесс социализации детей в обществе, а предметом – социализация детей через занятия воинскими искусствами (в данной работе рассматриваем только каратэ-до).
Стоит выделить следующие задачи:
1. Изучение возможности использования воинских искусств (на примере каратэ-до) как метода социализации детей.
2. Педагогический эксперимент и критический анализ результатов опроса тренеров и учеников о социализации детей, занимающихся каратэ-до.
Основными методами исследования, использованными в работе, является:
1. Анализ методологической литературы, контент-анализ уже существующих работ и исследований.
2. Качественное социологическое исследование - полуформализованное интервью специалистов в области преподавания боевых искусств (каратэ-до).
3. Количественное социологическое исследование – анкетирование детей-каратистов, школьников.
4. Критический и сравнительный анализ данных.
В современном мире существует множество трактовок воинского искусства каратэ-до. Мастер каратэ-до Масатоши Накаяма дал следующте определения каратэ-до:
1. Боевое искусство формирования характера посредством тренировки для того, чтобы каратист мог преодолевать препятствие: явные и скрытые.
2. Искусство самообороны голыми руками, в котором руки и ноги подвергаются систематической тренировке, для того, чтобы при внезапной атаке противника они могли применяться как оружие.
3. Система упражнений, в которых каратист совершенствует все свойства тела, такие как гибкость, прыгучесть и равновесие, обучаясь двигаться назад и вперед, влево и вправо, вверх и вниз свободно и универсально[9, с. 11].
Таким образом каратэ-до это воинское искусство, направленное на совершенствование тела, воспитание духа и закаливание характера.
Формирование спортсмена и его воспитание проходит в процессе тренировочной, соревновательной, экзаменационной и семинарских практиках. В нашем исследовании мы остановимся на двух из них. В процессе тренировочной и соревновательной практики, через статусные установки и традиции происходит духовное воспитание ребенка. В этом смысле отношений спортсмен-тренер, ученик – учитель (наставник) играет важную роль. Эта специфика отношений складывается из тех постулатов, которые прививаются юному спортсмену, через правила поведения, традиции между ребенком и выше стоящими лицами (по возрасту, уровню знаний, разряда и опыта), между ним и его сверстниками, его занятием. Данные нормы, строго контролируются. За нарушение правил, следуют определенные санкции [4, с. 15]. Не смотря на то, что воинские искусства являются неотделимой частью Восточной Культуры, которая сама по себе достаточно далека от культуры и традиций России и Европы, но основы, которые лежат в воинских искусствах едины как для далекой, так и для нашей культуры. В основе воинских искусств лежат те же принципы морали, что и в современном обществе, разница лишь их многовековой родословной. Так например в основе Шетокан каратэ-до лежат принципы Кодекса «Бу-до».
Кроме этого проявлением духовности, а так же одним из составляющих воспитания является ритуал. Ребенок приучается к правилу ритуала, проходя через несколько условных стадий.
Первая из них, это подражание. Вначале ритуал воспринимается на физическом уровне. Ребенок делает, потому что делает так учитель.
Вторая стадия, это вопрос. На этой стадии ребенок начинает осмыслять то, что он делает и задет вопросы – Почему так, а не по другому? Последняя стадия, это согласие.
Школы воинских искусств (каратэ-до) являются местом, где воспитываются волевые качества: психическая сила и выносливость, трудолюбие, самоконтроль, целеустремленность, терпение, концентрированность, уверенность, твердость.
Уникальности воинского искусства (Каратэ-до) состоит в том, что оно соединяет в себе задачи духовного, физического, но и социального воспитания. Понятие воспитание трактуется нами как процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека [2, c. 7].
Школы каратэ-до являются институтом социализации детей. В процессе обучения ребенок вынужден преодолевать всевозможные препятствия и прежде всего себя. Преодолевая преграды, он реализует себя как личность, спортсмен, так и обретает определенный набор социальных, психологических знаний. Обретает определенные навыки социализации себя в малой группе, затем уже в более сложных стрессовых ситуациях. Формирование личности ребенка проходит именно в группе, это играет достаточно важную роль и позволяет овладеть навыками мобильности в быстроменяющихся ситуациях. Под мобильностью мы понимаем [11, с. 251] – (mobile – подвижный) социологическое понятие, подразумевающее подвижность индивида, группы в социуме, изменение социального положения. Это умение приспосабливаться к существующим правилам и нормам в различных социальных группах.
Фактор стресса состоит в модификациях всевозможных ситуаций на тренировке, соревнованиях, экзаменах и семинарах, что закладывает в него одну из двух существующих установок: достижение успеха или избежание неудач [12, с. 136].
Особенность воспитания ребенка в строгих рамках правил школ боевых искусств делает его более выносливым как физически, так и психологически, более целеустремленным и мобильным. Это дает ему возможность преодолевать конфликтные ситуации как внутри школы боевых искусств, так и за ее пределами. Тренировочные, соревновательные, экзаменационные и семинарские этапы важны в процессе воспитания личности, поскольку именно в них она и закаляется. Существует и ряд проблем связанный с процессом социализации детей-спортсменов. Например: ограниченность кругозора, проблемы социализации и общения в школе по причинам отсутствия общения ребенка со своими сверстниками в школе. В обществе существуют определенные стереотипы, в соответствии с которыми складываются представления о том, каким должен быть юный спортсмен, определенные ожидания т него. У спортсмена, в свою очередь, формируется стереотип по поводу того, как на него повлиял спорт, какие качества он приобрел, что его отличает от его сверстников. Проблемы начинаются тогда, когда не совпадают ожидания и притязания обеих сторон. Все это, как одна из причин, может стать следствием криминальной профессиональной ориентации в будущем детей-спортсменов как это было в «лихие 90е».
В данном исследовании был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя интервьюирование специалистов преподавания каратэ-до и анкетирование юных спортсменов. Всего в исследовании приняло участие 57 человек: 7 тренеров-преподавателей с разным возрастом от 21 до 50 лет, разного пола (6 из опрошенных мужчины, 1 человек женщина), разным опытом работы (от 1.5 лет до 30) и 50 спортсменов, занимающихся каратэ-до от 12 (60%) лет до 17(6%), разного пола (34% девушек, 66% юношей).
В процессе сбора данных качественного блока исследования один из вопросов был посвящен определению каратэ-до.
Раскрывая понятие воинского искусства, респонденты ответили, что каратэ-до, это:
- сплав спорта, мировоззрения и внутренней самоорганизации человека
- синтез, соединение философии и физических упражнений.
- каратэ это некое средством самозащиты, так и философия.
- это боевое искусство. Боевое, значит ориентированное, на то, как защитить себя и наиболее быстрым способом обезоружить противника.
- это дыхательная система, энергетическая система. Есть еще некое идейное наполнение…
- каратэ-до является не только боевым искусством, видом спорта.
- тебе какое определение дать, что по книжке ли как? Это спорт.
Представление преподавателей, в общем является достаточно полным и раскрывает понятие каратэ-до как гармоничную систему соединяющую в себе духовное (4 ответа), физическое (1 ответ), боевое (3 ответа), спортивное воспитание (3 ответа).
Анкетирование спортсменов показало, что боевое искусство (каратэ-до) – это 42% спортсменов указали, что это средство обороны, 26% считают каратэ-до – спортом, 22% - стиль жизни 10% - системой оздоровления. Результаты ответов показали о неком противоречии в представлениях о каратэ-до учителей и учеников. Это может быть следствием некорректной передачи информации ученикам в процессе обучения или показателем отношения общества к воинскому искусству.
Несмотря на то, что респонденты выделили несколько основных аспектов каратэ, оказалось, что не все опрошенные гармонично соединяют в своей деятельности эти области (Таблица 1).
Таблица 1
Количество мнений (чел.) | Важнейшие аспекты каратэ-до |
- 4 | философскую, энергетическую и духовную сторону каратэ-до |
- 3 | спортивной составляющей |
- 1 | боевой аспект каратэ-до |
- 1 | массовый аспект межличностной коммуникации |
Данный факт говорит о не высоком квалифицированном уровне некоторых тренеров-преподавателей.
На вопрос «Есть ли в основе каратэ нравственные, духовные принципы?», большая часть респондентов согласилась с тем, что нравственная сторона каратэ имеет свое проявление через традиции, ритуал, правила поведения учеников, принципы добра и ненападения. Однако оказалось 2 респондента, вообще затруднились дать свой ответ.
В процессе преподавания большая часть преподавателей ставит перед собой следующие задачи воспитания спортсменов: воспитание гармоничной личности, достижение спортивных успехов, оздоровление, научить самозащите. Результаты анкетирования молодых спортсменов показали, что основная масса детей занимаются каратэ-до с целью научиться самозащите (48%), гармонично развиваться (26%) и всего 6% - чтобы стать знаменитым спортсменом (в процессе обработки данных оказалось, что все 6% ответивших это девушки). Основная часть респондентов занимаются боевым искусством уже несколько лет (88%). Основные задачи и цели преподавателей в воспитании и спортсменов, занимающихся каратэ-до не противоречат друг другу. Таким образом, основные целевые установки преподавателей вполне осуществляются в процессе воспитания детей-каратистов.
Сравнив результаты ответов учеников о целее занятий и о понимании каратэ-до можно заметить некое противоречие: большая часть респондентов считает, что каратэ-до это средство самообороны и вид спорта, однако обозначая к качестве цели занятий каратисты отметили не только потребность в обучении самозащиты, но и желание стать гармонически развитой личностью, но не спортсменом (6%). Данная двойственность обозначает противоречивость формирования современного института боевых искусств, либо то, что спортсмены не совсем искренне ответили на задаваемые им вопросы.
Специалисты боевых искусств (5 из 7) отмечают важность воспитания волевых людей. Интервьюеры выделили несколько волевых качеств: целенаправленность, выдержка, уравновешенность, уважение, самоконтроль, трудолюбие, упорство, преодоление страха. Все качества, обозначенные респондентами в полной мере являются характеристиками воли. Это говорит о том, что преподаватели четко представляют значение и смысл воли в воинских искусствах.
Однако 2 из 7 преподавателей выделили, что воля существует только в пределах спортивного зала, есть только спортивная воля на соревнованиях.
На предложение анкетерам выбрать максимум 5 наиболее важных характеристик, юные спортсмены сделали следующий выбор (Таблица № 2):
Таблица 2
Характеристика спортсмена | Отданные голоса |
1. трудолюбие | |
2. ловкость | |
3. внимательность | |
4. выносливость | |
5. дсциплинированность | |
6. целеустремленность | |
7. мобильность | |
8. упорство | |
9. терпение | |
10.твердость характера | |
11. сила | |
12. другое: - сообразительность - сила духа |
Респондентам был предоставлен список волевых и физиологических характеристик.
Спортсменами были особо выделены такие характеристики, как дисциплинированность, выносливость, терпение, трудолюбие, целеустремленность. Менее выбираемой характеристикой, стала – сила. Это говорит о том, что наиболее важными для спортсменов являются волевые качества, хотя нельзя ни сказать, что большое внимание уделяется и физическим характеристикам. По результатам анкетирования и интервьюирования о вопросе воли, можно сказать, что та информация, которой обладают преподаватели каратэ-до ,отражается на представлениях о воле у самих спортсменов.
В процессе анкетирования оказалось, что респонденты имеют достаточно твердое представление о нравственной, философской стороне воинского искусства. Респонденты согласились с тем, что традиции и духовная основа в каратэ-до является очень важными составляющими тренировочной практики (90%)
Данные результаты говорят о том, что процесс духовного воспитания спортсменов-каратистов является важной частью в учебной деятельности.
В процессе интервьюирования тренеров преподавателей по каратэ-до оказалось, что практически все респонденты знают, что процесс социализации включает в себя присвоение определенных норм и правил поведения в обществе (6 из 7 опрашиваемых). Так же были определены основные наиболее значимые социальные институты воспитания детей, в состав которых входили: семья, школа, спортивные организации, художественные организации, улица. Все респонденты выделили значимость института спорта в процессе воспитания молодого поколения. Если обратиться к определению, которые дают социологический, общественно научный словари, можно сказать, что респонденты достаточно правильно понимают процесс социализации и знают, какие основные социальные институты существуют в современном обществе. Особое внимание было выделено основной задаче спорта - пропаганда здорового образа жизни, что отвечает основным социальным задачам института спорта.
Сущность боевого искусства – каратэ-до представляет сложную систему, выполняющую все функции и задачи института спорта: «…В каратэ конечно же содержаться те же задачи, что и в институте спорта…».
В процессе бесед с преподавателями были заданы вопросы о профессиональной ориентации детей в сферу криминала. 2 человека из 7 считают, что риск попадания в сферу криминала есть, но многое зависит от самих детей. Один интервьюер считает, что ни чего общего с каратэ-до криминальная ориентация детей не имеет. 2 человека из 7 считают, что все зависит от окружения ребенка за пределами тренировочного зала. 1 респондент заметил, что риск криминальной профессиональной ориентации существует у всех спортсменов в независимости от того, чем они занимаются «футболом или каратэ–до».
По вопросам анкетирования, касающимся профессиональной ориентации, спортсмены дали следующие ответы: 20% опрошенных хотят стать банкирами, 14% – тренерами по каратэ-до, 10% – спортсменами, 8% – учеными, экономистами, 2% – учителями. Респондентами так же было предложено еще несколько профессий, на которых ориентированы некоторые спортсмены (13 наименований). Насторожило то, что 8% из опрашиваемых выбрало в качестве своей будущей профессии – бандит. Можно сказать, что в современном обществе наиболее выбираемыми и актуальными профессиями стали те, что являются популярными, прибыльными и «модными». Ориентация юных спортсменов в сферу криминала (8%) не является значительным. Возможен факт не серьезного ответа, что тоже говорит о не собранности и безответственности анкетеров. Полученные данные отличаются от итогов социологического исследования 1998 года, проводившееся Южно-Сахалинским государственным педагогическим институтом Псюковым Н.П., где около трети респондентов допускали проф-ориентацию в сферу криминала.
Результаты анкетирования так же показали, что большая часть спортсменов являются достаточно мобильными и не испытывают особого напряжения в общении. Всего 12% опрошенных вспомнили, что когда-то участвовали в таких ситуациях. Опрос показал, что окружающие достаточно спокойно воспринимают факт занятий в школах боевых искусств (48%), лишь 4% ощущают непонимание со стороны окружающих. Навыки, которые дети получают в процессе тренировок являются применимы в жизни за пределами зала (62%) Всего 2% - никогда или пока что никогда не использовали полученные навыки, но надеются, что еще пригодятся.
Заключение:
Исследование показало, что воинские искусства (каратэ-до) могут рассматриваться как дополнительный социальный институт воспитания личности. Школы воинских искусств (каратэ-до) является современным феноменом, содержащим в себе синтез оздоровительных, боевых, философских, физических, спортивных практик. Это имеет отражение в постановке основных задач, целей обучения и воспитания детей как гармонично развитых, волевых личностей. Большая часть преподавателей каратэ-до представляют процесс социализации, как необходимое условие формирования личности, а так же в полной мере представляют процесс социального воспитания детей-каратистов. Степень качественного и гармоничного обучения спортсменов зависит от квалифицированности педагогов. Исследование показало, что большая часть преподавателей являются специалистами своего дела, но среди них оказались и менее квалифицированные тренера. Это свидетельствует о том, что не все преподаватели правильно воспринимают сущность каратэ-до и его основные задачи. Многие респонденты отметили, что имеет место и внутренний конфликт определения сущности каратэ-до либо как спорта, либо как боевого искусства.
Процесс социального воспитания спортсменов проявляется через тренировочную и соревновательную практику, в процессе которых спортсменам закладываются основные нормы морали и этики. Особое место занимает философская сторона воинского искусства, которая проявляется через традиции и ритуал.
Спортсмены овладевают волевыми качествами и способами реализации своих способностей в ситуации групповой работы, стрессов и конкуренции. Среди детей-каратистов в основном не существует проблемы социализации за пределами спортивного зала, так как большая часть детей, занимающихся каратэ-до чувствуют себя достаточно уверенными, не испытывают не понимание со стороны окружающих их людей, трудности в общении со сверстниками.
По мнению тренеров-преподавателей доступность и популярность каратэ-до среди молодого поколения не является причиной вовлечения спортсменов в криминальную сферу, как это было в «лихие 90е». Однако определенный риск допускается. Результаты исследования показали, что лишь 8% анкетеров указали в качестве своей будущей профессии – бандит. Эти данные не являются значительными. Возможен факт не серьезного ответа, что тоже говорит о не собранности и безответственности анкетеров. Практически все спортсмены, учащиеся в государственных учебных заведениях нацелены на получение в дальнейшем профессий. Наиболее актуальная профессия среди спортсменов оказалась – специалист по банковским делам.
Литература:
1. Алексеев А.В. Фактор добра в спорте // Неприкосновенный запас. – 2004. – №3. – <http:// www.lib.sportebu.ru/2SimQuery.idc?.Title= Фактор добра в спорте >.
2. Безрукова Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индивидуально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. – 344 с.
3. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа (история проблемы и методологические принципы ее анализа) // Российская государственная академия физической культуры. – 2006. – <http:// www.lib.sportebu.ru/2SimQuery.idc?.Title= Человеческая телесность>.
4. В.Единоборства – воинское искусство, спорт и система здоровья: Сборник статей по материалам Международной, науч.-практич. Конф., 18-20 ноября 1998г./ Под. ред. Дмитриева О.Б.- Ижевск: УдГУ, 1998 – 216с.
5. Журавлев А.Л., Соснин В.Л., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие. – М.: Форум: Инфа-М, 2006. – 416с. – (Высшее образование).
6. Крутецкий В.А. Психология:- М.: «Просвещение» 1986. – 420с.
7. Кузнецова В.Н. Социология молодежи – М. 2005. – 350с.
8. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебное пособие: –М. 2001. – 150с.
9. Накаяма М. Лучшее каратэ – 3:– М.: Научно-издательский центр «Ладомир» 2000. – 140с.
10. Социология: хрестоматия. Учебное пособие/ Сост. Р.А.Разин. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1995. – 402с.
11. Философский словарь под ред. М.М. Розенталя. Изд.3-е. М., 1975. – 495с.
12. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья – Новосибирск: Наука., 1989. – 268с.