Информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников
Повсеместное проникновение средств ИКТ в общее среднее образование делает актуальной задачу, разрешение которой должно иметь, очевидно, наивысший приоритет. Речь идет о задаче сохранения здоровья учащихся в процессе обучения с использованием компьютерной техники и иных средств информатизации, которые могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.
Актуальность решения этой задачи сохраняется на протяжении всего времени массового обучения школьников с использованием средств ИКТ – вот уже более 20 лет. Надо сказать, что за эти годы исследователями выявлено большое количество факторов и рекомендаций, значимых с точки зрения внедрения здоровьесберегающих технологий в обучение. Достаточно вспомнить несколько редакций санитарных норм и правил, касающихся проведения учебных занятий с использованием компьютерной и другой техники. При этом проблема корректного использования компьютеров в обучении до сих пор остается, поскольку работа школьников за компьютером сопряжена с повышенной умственной нагрузкой, нервно-эмоциональным и зрительным напряжением.
Анализ эргономических проблем компьютеризации касается не только технических средств, но и программного обеспечения, которое должно отвечать требованиям как педагогики, так и эргономики. В то же время появилось большое количество разнообразных обучающих, контролирующих, развивающих программ. Как правило, эти программы выполнены в разных стилях, слабо увязаны со школьными учебными планами, а многие содержат даже фактические ошибки.
Однако до сих пор на практике отсутствует полнота, целостность и системность в обеспечении здоровьесбережения обучаемых. Практически каждый учитель может долго рассказывать о мерах, которых он придерживается при обучении школьников, используя средства ИКТ. И практически в каждом случае без особого труда можно найти достаточное количество неучтенных факторов, отрицательно сказывающихся на здоровье обучаемых.
Многих проблем в этой области удалось бы избежать, если бы каждый учитель организовал бы процесс обучения с использованием средств ИКТ не по своему усмотрению, выбирая наиболее удобные для него и не согласованные с коллегами меры по обеспечению здоровьесбережения, а работал бы в строгих и четко определенных рамках единой выверенной и апробированной здоровьесберегающей среды школы. При этом обучение, не вредящее здоровью школьников, должно стать полноправным звеном общей системы здоровьесбережения, интегрированным с аналогичными мерами, предпринимаемыми в обучении другим дисциплинам и во внеучебной деятельности школьников.
Необходимо учитывать, что формирование здоровьесберегающей среды происходит на фоне того, что сегодня ранее привычная унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью учебных планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания. В основе новых подходов к обучению лежат проблемы развития личности, более глубокого учета познавательных интересов и способностей молодежи.
Конечная цель всех, без исключения, нововведений, осуществляемых в современной школе, заключается в создании механизмов устойчивого развития качественно новой модели образовательного учреждения, обеспечивающей комплекс условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам.
В таких условиях основной задачей учебного заведения является повышение качества образования. Опыт показывает, что решение этой задачи можно осуществить через методическую, общеобразовательную, воспитательную и, наконец, здоровьесберегающую деятельность.
Важно обратить внимание на то, что одной из основных задач является сохранение и развитие здоровья детей в учебно-воспитательном процессе.
Программа развития образовательного учреждения должна включать в себя создание здоровьесберегающей программы развития, создание воспитательных и здоровьесберегающих программ по классам и дисциплинам, разработку плана действий по реализации воспитательных и здоровьесберегающих программ по классам и дисциплинам на каждый учебный год.
Из этого следует, что меры здоровьесбережения при обучении с использованием средств ИКТ должны, с одной стороны, прорабатываться с учетом специфики дисциплин и психолого-возрастных особенностей обучаемых всех возрастных групп, с другой стороны, являться неотъемлемым звеном общей здоровьесберегающей среды школы.
В частности, формирование и развитие здоровьесберегающей среды школы включает в себя ряд мероприятий, распространение которых необходимо и на теорию и практику обучения с использованием средств ИКТ, а именно:
· повышение компетентности и уровня знаний педагогов и администрации в области педагогики, физиологии, психологии, экологии по здоровьесберегающему сопровождению учебно-воспитательного процесса;
· организация учета динамики работоспособности школьников во время учебно-воспитательного процесса;
· организация чередования различных видов деятельности;
· организация сочетания труда и отдыха во время учебно-воспитательного процесса;
· организация динамических пауз во время обучения.
В то же время совершенствование методических систем и практических условий обучения с использованием средств ИКТ в школе должно внести свой органичный вклад в формирование единого здоровьесберегающего пространства. Основными элементами, входящими в такое пространство «благодаря» использованию информационных и коммуникационных технологий, могут стать следующие системы:
· совершенствования учебно-воспитательного процесса с использованием средств ИКТ с целью сохранения здоровья школьников;
· контроля здоровьесбережения в рамках реализации методических систем обучения с использованием компьютерной техники;
· медико-профилактического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения процесса обучения;
· планирования здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в области использования средств ИКТ;
· медико-психологического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения обучения с использованием средств ИКТ;
· отбора и использования средств обучения, не наносящих вред здоровью школьников.
Формирование теоретической модели здоровьесберегающей среды школы и отдельный детальный учет в ней особенностей сохранения здоровья школьников в процессе обучения с использованием средств ИКТ позволяют не только очертить круг возникающих при этом проблем, но и выработать общие и частные рекомендации и технологические шаги, которыми на практике могли бы воспользоваться педагоги и администрация школ.
К таким шагам, в первую очередь, следует отнести:
· перспективное планирование развития здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса;
· анализ и план действий по организации здоровьесберегающего сопровождения деятельности школы применительно к обучению с использованием средств ИКТ;
· подготовку и мотивацию учителей, ориентированные на здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса;
· организацию контроля за соблюдением требований СанПиНа при подготовке и проведении занятий с использованием компьютерной техники;
· организацию системы контроля за соблюдением рационального сочетания учебной деятельности и отдыха в ходе обучения с использованием средств ИКТ;
· создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования учителей, учащихся и родителей;
· совершенствование содержания и методов обучения, проводимого с использованием средств ИКТ, путем систематизации, интеграции и оптимизации учебного материала с целью устранения перегрузки школьников;
· изучение влияния средств ИКТ на здоровье школьников.
Насыщая учебные программы новым содержанием, варьируя содержание учебных планов, увлекаясь творческим процессом и использованием различных средств ИКТ, педагоги часто забывают о возможностях ученика, его физических и психических характеристиках. В результате страдает качество знаний, а некорректное педагогическое воздействие может ухудшить здоровье школьников.
Создание системы здоровьесбережения в школе, увязывание всех факторов, влияющих на здоровье, и их изучение, с точки зрения обучения с использованием средств ИКТ, обязательно будет способствовать сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всех учебных занятий в школе и полной безопасности для жизни и здоровья школьников. Это, безусловно, положительно отразится и на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ – подготовке здоровых членов современного общества, способных ориентироваться в информационных потоках и владеющих основными информационными технологиями.
План семинарского занятия № 1:
1.1. Информатизация образования.
1.2. Положительные и отрицательные стороны информатизации образования.
1.3. Информатизация образования и жизнь общества.
1.4. Понятие информационной образовательной среды.
1.5. Обучение в условиях формирования информационной образовательной среды.
1.6. Информационные технологии и проблема сохранения здоровья школьников.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под термином "технология"?
2. Что относится к информационным и коммуникационным технологиям?
3. Что понимается под информатизацией образования?
4. Что относится к средствам информатизации образования?
5. Чем отличаются технологии информатизации образования от технологий использования информационных и телекоммуникационных технологий в сфере образования? Какое понятие шире?
6. Перечислите основные категории программных средств для компьютеров.
7. Какие информационные и коммуникационные технологии наиболее значимы с точки зрения информатизации образования?
8. Какие критерии используются для классификации информационных и коммуникационных технологий?
9. Перечислите положительные аспекты внедрения средств ИКТ в образование.
10. Перечислите возможные негативные последствия внедрения средств ИКТ в образование.
11. Каковы возможные негативные последствия использования информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет?
12. Опишите два основных направления внедрения средств ИКТ в учебный процесс.
13. Перечислите возможные группы потребностей системы образования в использовании средств ИКТ. Опишите каждую группу и входящие в нее потребности. Приведите примеры.
14. Как использование средств информатизации образования может повлиять на воспитание школьников?
15. Что такое информационная революция? Какие информационные революции вы знаете? Что, по вашему мнению, будет играть роль следующей информационной революции?
16. Какое общество можно считать информационным?
17. Какие виды и факторы информатизации образования вы знаете?
18. Какое влияние оказывает информатизация образования на информатизацию общества?