Слайд 25. «Не чувствуй себе хорошо».
Передаётся родителями, говорящими в присутствии ребёнка:
- «Не смотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную работу на «5»
- «Хотя он у меня и слабенький, но сам вкопал целую грядку»
Человек с такой директивой приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
Слайд 26. Последствия: такие люди, часто жалуясь на головную или другую боль, когда им предлагают идти домой, остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл поведения такой: вам должно быть стыдно – ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы. Такой человек становится ипохондриком, т.е. человеком, приписывающим себе признаки заболеваний, о которых он читает или слышит.
Воспитатель задает вопросы родителям: Как можно помочь человеку избавиться от влияния директивы? Как можно изменить данные высказывания, чтобы они не несли негативный посыл?
Может быть, вы увидели в описании директив кое-что «про себя», и первым вашим внутренним побуждением было оправдать своих родителей (например — «они растили меня в трудное время»). Это желание совершено нормально, поскольку каждый из нас несет в себе внутреннего ребенка всю жизнь. А для ребенка, чувствующего себя продолжением родителей, считать, что его родители «плохи», значит считать «плохим» себя. Ребенок никогда не выдвигает к родителям требования: «Я буду любить тебя, если ты...» (по крайней мере до определенного возраста и определенных обстоятельств, о которых мы, может быть, расскажем в другой раз). Любовь маленького ребенка к родителям всегда безусловна.
Чем же можно помочь себе и другому, если действие подобных директив препятствует самореализации в жизни? Скажем сразу, пытаться «изменять», «перевоспитывать» родителей, выяснять с ними отношения по поводу того, как они вас воспитывали в детстве — дело совершенно бесперспективное.
Если вы ожидаете, что родители своей властью отменят одни директивы и дадут другие, «лучшие», то вы до сих пор пребываете в инфантильной зависимости и стремитесь жить по указке «старших».
Просто допустите, что с данного момента именно вам принадлежит право сделать выбор — делать или не делать чего бы то ни было.
Следование директивам помогало вам — маленькому и зависимому — приспособиться к требованиям больших и свободных людей, которые, не спрашивая вашего согласия, решали, опираясь на вашу безусловную любовь, свои собственные, не всегда вам известные проблемы. Но сейчас ситуация изменилась: взрослый — это вы. А каждый человек имеет право сознательно изменять бессознательные решения, принятые им в детстве.
Возникает вопрос: а можно ли в принципе воспитать ребенка, никогда не прибегая к подобным директивам? Это возможно лишь теоретически — если ребенка воспитывает человек, полностью решивший все свои личные проблемы и свободный от создания новых, что практически нереально.
Все мы, воспитывая детей, остаемся детьми собственных родителей и продолжаем решать задачу своего взросления именно в ходе воспитания детей. И другого пути у нас нет.
Поэтому избежать директив вы как родитель не можете. Это трагично, но это не главное. Главное же состоит в том, чтобы, во-первых, ваш ребенок смог увидеть, что вы сами освобождаетесь от директив, данных вам вашими родителями, и, во-вторых, вы оставляете и ему возможность изжить директивы, полученные от вас, уже не в отношениях с вами, а в более широкой человеческой общности. Имеет смысл и ограничить время своей психологической власти определенными возрастными границами, о которых ребенок должен знать. Эти границы могут совпадать и со временем гражданского становления человека.
Директивы неизбежны, но зависимость от них отнюдь не фатальна. С освобождением от этой зависимости обычно и связан кризис середины жизни.
И еще об одном. Не следует путать директивы с моралью. Директивы всегда бессознательны, мораль же всегда сознательна. Родители прибегают к дерективам именно потому, что они не всесильны, а задачу управления ребенком с них никто не снимет.
И в заключение — несколько слов апологии директивам. «Радуйтесь препятствиям — ими вы растете». Директивы в нашей жизни есть вызов нашей способности к развитию. И как и всякий вызов — его можно принимать, а можно и не принимать. Осознание в себе бессознательных влияний дает опыт, который невозможно получить иным путем. Создание же стерильной «воспитательной среды», лишенной директив, есть педагогическая утопия, которая стоит ровно столько, как и любая другая утопия.
Взрослые действительно многое могут, но они не могут одного — решить за ребенка задачу его взросления и освобождения от их собственных бессознательных влияний. Каких? Пусть каждый решит это сам. И как ребенок своих родителей, и как родитель своих детей.
Практическая часть:
Упражнение на проявление используемых родителями директив и обучение альтернативным формам общения.
Родители делятся на подгруппы. Родителям предлагаются карточка с темой, и каждая группа разыгрывает две ситуации, где родители используют родительскую директиву, и эту же ситуацию, но уже без директивы (Таблица 1 ).
Таблица 1
Тема для разыгрывания ситуации | Тема для разыгрывания ситуации | Тема для разыгрывания ситуации |
Ребенок одевается на прогулку. | Ребенок в очередной раз обидел другого ребенка. | Во время чтения стихотворения на утреннике ребенок допустил множество ошибок. |
1. Показать ситуацию С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ДИРЕКТИВ. 2. Показать ситуацию БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИРЕКТИВ. | 1. Показать ситуацию С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ДИРЕКТИВ. 2. Показать ситуацию БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИРЕКТИВ. | 1. Показать ситуацию С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ДИРЕКТИВ. 2. Показать ситуацию БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИРЕКТИВ. |
Слайды 27, 28, 29. Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию (раздается как памятка)