Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Б1.В.ДВ.2.2 История начального образования

Цели и задачи изучения дисциплины (модуля)

Цель:Формирование у студентов теоретических основ отечественного начального образования, осознание глубинных связей педагогических явлений на различных этапах развития педагогической мысли.

Задачи:

- формировать готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

- создавать условия для критического переосмысления педагогического опыта на различных ступенях развития отечественного начального образования,

- развивать способности реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готовности к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся.

Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):

Процесс изучения дисциплины по выбору «История начального образования» направлен на развитие следующих компетенций:

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;

ПК-11 готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в образовательной области

Знать:

-понятийный аппарат, связанный с основными этапами и закономерностями исторического развития;

- основные события в истории России в контексте мировой истории;

- духовно-нравственные основы культуры народов России;

- особенности развития гражданского общества и гражданского воспитания и образования в России. (ОК-2)

-понятия педагогического исследования, педагогического эксперимента и методы их проведения;

-классификацию исследовательских задач в области образования, структуру исследовательской задачи; основы анализа результатов научного исследования (ПК-11);

Уметь:

-связывать особенности развития гражданского общества с особенностями его исторического развития на различных этапах;

-учитывать в профессиональной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию социокультурные, этнические и конфессиональные различия в обществе;

- определять специфику формирования патриотизма и гражданской позиции в современных исторических условиях. (ОК-2)

-формулировать определения понятий;

-диагностировать педагогические ситуации и систематизировать полученную в результате информацию, преобразовывать ее в нужную форму;

-определять практическую значимость исследовательских задач в области образования;

-планировать практическую деятельность по достижению цели исследовательской задачи;

-осуществлять экспериментальную деятельность в области образования;

-применять результаты педагогического исследования в своей профессиональной деятельности;

-самостоятельно осуществлять поиск и постановку исследовательской задачи в области образования;

-использовать практический опыт, полученный в ходе педагогической деятельности, для постановки новых исследовательских задач и трансформирования образовательной ситуации в зависимости от результатов исследования (ПК-11);

Владеть:

- способами толерантного общения с окружающими путем учета полученных знаний об историческом опыте нашего государства (ОК-2);

- методами и технологиями проектирования, конструирования образовательных и исследовательских программ на основе анализа результатов научных исследований (ПК-11).

Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
     
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе: - - - - -
Лекции - -      
Практические занятия (ПЗ)      
Самостоятельная работа (всего)      
Вид промежуточной аттестации зачет зачет      
Контактная работа (всего)      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

Краткая характеристика содержания учебной дисциплины:

Истоки народной педагогики, ее воспитательное значение (быт, традиции и др.).

Роль язычества в системе воспитания восточных славян. Принятие христианства и его влияние на развитие образования и педагогической мысли. Первые школы и их значение для развития духовной культуры и просвещения. Типы обучения: мастера грамоты, школы, самообразование (начетничество). Памятники «педагогической литературы Х1-ХШ веков.

Типы народных школ на разных ступенях развития образования. Идеи К.Д. Ушинского. Идеи свободного воспитания в начальном образовании (Л.Н. Толстой).

Воспитание и образование в России в ХIХ – ХХІ в. Школа «Детский труд и отдых» А.У.Зеленко и С.Т.Шацкий. Введение профессионального и технического обучения в начальную школу. Свободное воспитание Вентцеля. Особенности содержания, методов и организационных форм обучения в начальной школе. Введение всеобщего обязательного начального образования. Идеи начального образования, воспитания и развития детей в трудах известных педагогов (А.В Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.)

Проблема воспитания в процессе обучения в советской школе. Реформа образования (1984 г.) Педагогика сотрудничества. Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Педагоги-новаторы в деле усовершенствования учебно-воспитательного процесса. Создание Государственных образовательных стандартов и Базисного учебного плана в России (1992 г.)

Форма промежуточной аттестации:зачет

Разработчик: к. п. н., доцент кафедры М.И. Скоморохова

Наши рекомендации