Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Б1.В.ДВ.2.2 История начального образования
Цели и задачи изучения дисциплины (модуля)
Цель:Формирование у студентов теоретических основ отечественного начального образования, осознание глубинных связей педагогических явлений на различных этапах развития педагогической мысли.
Задачи:
- формировать готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;
- создавать условия для критического переосмысления педагогического опыта на различных ступенях развития отечественного начального образования,
- развивать способности реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готовности к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся.
Требования к результатам освоения дисциплины (модуля):
Процесс изучения дисциплины по выбору «История начального образования» направлен на развитие следующих компетенций:
ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции;
ПК-11 готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в образовательной области
Знать:
-понятийный аппарат, связанный с основными этапами и закономерностями исторического развития;
- основные события в истории России в контексте мировой истории;
- духовно-нравственные основы культуры народов России;
- особенности развития гражданского общества и гражданского воспитания и образования в России. (ОК-2)
-понятия педагогического исследования, педагогического эксперимента и методы их проведения;
-классификацию исследовательских задач в области образования, структуру исследовательской задачи; основы анализа результатов научного исследования (ПК-11);
Уметь:
-связывать особенности развития гражданского общества с особенностями его исторического развития на различных этапах;
-учитывать в профессиональной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию социокультурные, этнические и конфессиональные различия в обществе;
- определять специфику формирования патриотизма и гражданской позиции в современных исторических условиях. (ОК-2)
-формулировать определения понятий;
-диагностировать педагогические ситуации и систематизировать полученную в результате информацию, преобразовывать ее в нужную форму;
-определять практическую значимость исследовательских задач в области образования;
-планировать практическую деятельность по достижению цели исследовательской задачи;
-осуществлять экспериментальную деятельность в области образования;
-применять результаты педагогического исследования в своей профессиональной деятельности;
-самостоятельно осуществлять поиск и постановку исследовательской задачи в области образования;
-использовать практический опыт, полученный в ходе педагогической деятельности, для постановки новых исследовательских задач и трансформирования образовательной ситуации в зависимости от результатов исследования (ПК-11);
Владеть:
- способами толерантного общения с окружающими путем учета полученных знаний об историческом опыте нашего государства (ОК-2);
- методами и технологиями проектирования, конструирования образовательных и исследовательских программ на основе анализа результатов научных исследований (ПК-11).
Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | - | - | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
Вид промежуточной аттестации | зачет | зачет | |||
Контактная работа (всего) | |||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||
Краткая характеристика содержания учебной дисциплины:
Истоки народной педагогики, ее воспитательное значение (быт, традиции и др.).
Роль язычества в системе воспитания восточных славян. Принятие христианства и его влияние на развитие образования и педагогической мысли. Первые школы и их значение для развития духовной культуры и просвещения. Типы обучения: мастера грамоты, школы, самообразование (начетничество). Памятники «педагогической литературы Х1-ХШ веков.
Типы народных школ на разных ступенях развития образования. Идеи К.Д. Ушинского. Идеи свободного воспитания в начальном образовании (Л.Н. Толстой).
Воспитание и образование в России в ХIХ – ХХІ в. Школа «Детский труд и отдых» А.У.Зеленко и С.Т.Шацкий. Введение профессионального и технического обучения в начальную школу. Свободное воспитание Вентцеля. Особенности содержания, методов и организационных форм обучения в начальной школе. Введение всеобщего обязательного начального образования. Идеи начального образования, воспитания и развития детей в трудах известных педагогов (А.В Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.)
Проблема воспитания в процессе обучения в советской школе. Реформа образования (1984 г.) Педагогика сотрудничества. Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Педагоги-новаторы в деле усовершенствования учебно-воспитательного процесса. Создание Государственных образовательных стандартов и Базисного учебного плана в России (1992 г.)
Форма промежуточной аттестации:зачет
Разработчик: к. п. н., доцент кафедры М.И. Скоморохова