Анализ психолого-педагогической деятельности учителя
ЗАДАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
Для систематизации работы и получаемого методического опыта студентам необходимо оформить дневник по педагогической практике. Дневник может быть оформлен в общей тетради формата А4 от руки или в печатном варианте (на компьютере). В дневнике должна быть сквозная нумерация страниц.
Рекомендации по ведению дневника педагогической практики
Дневник заполняется студентом ежедневно. Дневниковые записи отражают впечатления студентов от наблюдений за учащимися, коллегами, за собой. Содержат анализ посещенных и проведенных уроков, внеклассных занятий и воспитательных мероприятий, расширенные конспекты проведенных уроков, замечания об организации педагогической практики и ее улучшении.
Титульный лист
Дневник по педагогической практике
Студента (ки) ______________________________________ (Ф.И.О.)
______ курса ________ группы ____________________________ кафедры
Время прохождения практики с ________ по __________ 20___ г.
1 страница
Рабочие сведения
Школа № _____
Города (района) __________
Директор школы ______________________________
Зам. директора по учебной работе ___________________
Зам.директора по воспитательной работе _______________
Учитель _______________________________
Классный руководитель _____________________
Кафедральный руководитель: Волошина Т.А.
Методист по методике преподавания _______________________________
Методист по педагогике: Шевченко Н.Н.
Методист по психологии: Юдин Ю.В.
2 страница
Цели и задачи педагогической практики.
3 страница
- расписание звонков;
- расписание уроков по предметной дисциплине (изобразительное искусство);
4-7 страницы
Календарно-тематическое планирование уроков на период прохождения практики оформляется в виде таблицы. Для каждой параллели классов составляется отдельный план.
Календарно-тематический план
№ | Дата | Тема урока | Технические сведения | Практическая работа | Объект труда | Примечание |
8-9 страницы
Сводная таблица по проведенным урокам
№ урока | Тема урока | Оценка за урок | Рекомендации учителя | Подпись учителя |
10 и последующие страницы
1. Методическая часть:
- анализ 1 урока по изобразительному искусству проведенного учителем (приложение 1);
- анализ 1 урока любого студента 3 курса;
- конспекты проведенных уроков (конспект урока обязательно оценивается и подписывается учителем). К каждому плану конспекту урока должен быть приложен дидактический материал. Материал должен быть выполнен на высоком эстетическом уровне и отвечать требованиям современного образовательного процесса. Схема план конспектов уроков технологии и изобразительного искусства представлена в приложении 2;
- самоанализ 1 проведенного урока (приложение 3). Самоанализ должен следовать сразу после плана-конспекта соответствующего урока.
2. Ежедневный отчет о прохождении практики (оформляется в виде таблицы). В таблицу оформляется каждый день, проведенный в школе и все виды выполняемой деятельности (проведенные и посещаемые уроки; воспитательные мероприятия: экскурсии, праздники, походы, вечера, классные часы, родительские собрания, проверка дневников и т.д.).
Дата | Наименование деятельности | Впечатления («+», «-»), размышления, выводы |
3. Фото-, видео презентация прохождения педагогической практики. В презентации должна найти отражение вся деятельность студента в школе: уроки технологии, воспитательная работа в качестве классного руководителя. Презентация оформляется в электронном виде (на диске) и вкладывается в дневник.
4. Выводы по педагогической практике (самооценка). Выводы должны носить аргументированный характер, отражать субъективную позицию студента в качестве учителя.
Приложение 1
Анализ психолого-педагогической деятельности учителя
Школа _______________ Класс_______________ Дата________________
Ф.И.О. учителя __________________________________________________
Тема урока ______________________________________________________
Цели урока _____________________________________________________
Этапы занятия. Наименование | За чем следует наблюдать | Запись наблюдений |
1. Организационно-подготовительная часть Подготовка к началу работы. Проверка пройденного материала (контроль выполнения домашнего задания) | - Как проведен организационный момент? Готовность учителя к занятиям, рабочее место, пособия, заготовки, инструменты, план-конспект. - Проверка подготовки учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, конспектов, настроение; охват вопросами по пройденному материалу; характеристика ответов учащихся. | |
2. Теоретическая часть. Объяснение нового материала. | Как осуществлен переход к этому этапу урока (плавно, логично, незаметно или резко, без связи с предыдущим); названы ли тема и цели урока; какое участие отводится аудитории; методика изложения нового материала; использование наглядных пособии и ТСО (техника показа, качество пособий и уместность их применения); межпредметные связи; уровень технической грамотности изложения (доступность, логика, убедительность, научность); проблемность обучения; профориентационная; направленнocть изложения; восприятие материала учащимися, их психологический настрой (доброжелательность, спокойствие, живой интерес, нервозность, напряженность); поведение учителя при изложении нового материала (внешний вид, манера держаться, жесты, темп речи, знание материала и т. п.); время, затраченное на этот этап. | |
3. Практическая часть. Вводный инструктаж. | Характеристика задания; вызван ли интерес учащихся к выполнению задания; соответствие задания изучаемой теме по программе; технологичность инструктажа (следование логике при объяснении приемов работы, технических устройств и т. п.); наглядность и доступность инструктажа (практический показ приемов и операций); уделено ли внимание соблюдению правил техники безопасности; время, затраченное на этот этап. | |
Самостоятельная работа учащихся. | Организация работы учащихся (формы); производственная культура учащихся и роль учителя в ее формировании (дисциплина, состояние рабочих мест, расположение инструментов и т.д.); соблюдение технологической дисциплины, правил техники безопасности; основные затруднения в работе и их решение; проведение текущего инструктажа, его своевременность; организация контроля за практической работой учеников, обучение их само- и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников; время, затраченное на этот этап. | |
4. Организационно заключительная часть. Заключительный инструктаж. | Полнота и глубина подведения итогов занятия, дана ли общая оценка; обсуждались ли типичные ошибки учащихся; проявлен ли педагогический такт при оценке работ (особенно - слабых); время, затраченное на заключительный инструктаж. | |
Уборка рабочих мест. | Кто убирает, что и чем; степень самоуправления; сложился ли порядок уборки; есть ли элемент соревнования за чистоту рабочего места; время, затраченное на уборку. | |
5. Общие замечания по уроку и его оценка. | Достигнута ли цель урока; из каких этапов состоял урок; переход от этапа к этапу; целесообразность затраченного времени на каждый этап; выполнение плана урока; оценка урока; другие замечания, рекомендации. |
Приложение 2