Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины. 2.5.1. Представить конспект проведения психолого-педагогического консультирования по схеме:
2.5.1. Представить конспект проведения психолого-педагогического консультирования по схеме:
Схема проведения консультирования (Г.В. Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс).
1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, педагогами, установление контакта с учеником.
2. Беседа с родителями, направленная на получение информации о предшествующих этапах развития ребенка, его внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социального плана.
3. Сбор информации из других учреждений о состоянии здоровья (при необходимости).
4. Экспериментально-психологическое обследование ученика.
5. Обработка данных, каузальный анализ результатов.
6. Психологический диагноз.
7. Психолого-педагогическое назначение.
8. Контроль, повторное консультирование.
Психологический диагноз отражает уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
1. Уровень актуального развития:
- возрастно-психологическая характеристика;
- социальная ситуация развития;
- уровень развития ведущей деятельности и соответствие ее нормативам;
- новообразования возраста, их развитие;
- трудности и отклонения, их причины.
2. Условно-вариантный прогноз развития (зона ближайшего развития):
- раскрытие проблемного поля альтернатив развития;
- показ условий для оптимального развития
Контрольные вопросы и задания (приготовить для собеседования)
1. Раскройте сущность понятия «сопровождения» в контексте психологической службы образования. Рассмотрите данное понятие с разных точек зрения.
2. Подберите материал об истории развития службы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях общеобразовательного учреждения в России.
3. В чем отличие диагностического минимума от углубленного психологического обследования?
4. Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.
2.5.3. Подготовить и защитить презентации по следующей тематике:
1. Сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
2. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного обучения в ДОУ (ОУ).
3. Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ в системе сопровождения.
4. Документация специалистов сопровождения.
Вопросы к итоговому контролю знаний студентов:
1. Понятие «сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение»: цели, задачи, принципы.
2. Дайте определение понятия «психолого-педагогическая диагностика», назовите цели, задачи и этапы проведения психолого-педагогической диагностики
3. . Какими методологическими принципами необходимо руководствоваться при организации и проведении психолого-педагогической диагностики?
4. Охарактеризуйте основные этапы психолого-педагогической диагностики.
5. . Какие основные задачи решаются на каждом из этапов психолого-педагогической диагностики?
5. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.
6. Что понимается в психологии под продуктами деятельности обследуемого ребенка? Раскройте значимость их анализа для диагностики отклонений в развитии.
7. Рассмотрите критерии эффективности инклюзивного образования в современной школе. В чем трудности реализации инклюзивной практики в общеобразовательных учреждениях?
8. Психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ.
9. Характеристика всех субъектов сопровождения образовательного процесса в ОУ.
Глоссарий по курсу : подготовка к терминологическому диктанту:
1Анкетирование –форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц.
2.Анкета – это совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов.
Беседа– это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым.
3.Валидность(адекватность); диагностического метода показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, характеристику), для оценки которого он предназначен.
4.Виды универсальных учебных действий – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
5. Внутренний план действий– способность человека в уме ставить адекватные цели и разбивать их на этапы достижения.
6. Девиантное поведение – поведение человека, отклоняющееся от установленных правовых или нравственных норм, нарушающее их.
7. Дети с нарушениями в развитии – это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности различных или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
8.Дети с особыми образовательными потребностями– это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
9. Диагноз — это конечный результат деятельности специалиста, представляющий собой описание сущностных характеристик какого-либо свойства, качества обследуемого индивида или группы, характеристик межличностного взаимодействия.
10.Диагностические признаки – непосредственно наблюдаемые психические проявления, которые являются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории.
11.Диагностические категории – широкий класс объектов, которым выносится единый диагноз – диагностическое заключение (например, об уровне умственного развития, личностной зрелости).
12.Диагностическая методика — это процедура измерения какого-либо качества или свойства, опирающаяся на понятие нормы
10..Диагностические факторы – психологические причины, механизмы проявления диагностических признаков, скрытые от непосредственного наблюдения и являющимися «внутренней» основой для отнесения признаков к той или иной категории.
11.Зона ближайшего развития — это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной деятельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития, и уровнем, который ребенок достигает в сотрудничестве со взрослым.
12.Индивидуальность -это совокупность черт, отличающих данного индивида от других, выделяющих его из социокультурного окружения.
13. Интеллект –это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.
13.Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
14. Компетенции (от лат. competentia – соответствовать, подходить) – это более обобщенные и сформированные качества личности, отображающие ее способности универсально использовать полученные знания, умения, навыки и позволяющие субъекту принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях.
15..Компетентность как свойство индивида существует в виде личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), саморазвития индивида, проявления способности и др. Природа компетентности, по мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, такова, что она, будучи продуктом обучения, не напрямую вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта.
Коэффициент интеллектуальности – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.
16. Критерий (от греч. kriterion— средство для суждения) — это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
17.Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
18.Локус контроля – качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты совей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.
19.Локус контроля интернальный – устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками.
20.Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
21.Компетентностный подход предполагает акцентирование внимания педагога на диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта.
22.Критериально-ориентированные тесты — это методики, направленные на выявление уровня владения знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний.
23.Метапредметные результаты – универсальные способы действий (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности включая планирование, контроль и коррекцию.
24.Метод – (от греч.-путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; система действий, объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями.
25.Мониторинг воспитательного процесса – это последовательное и постоянное прослеживание характеристик воспитанности детей в процессе их взросления и духовного развития, фиксированное на бумаге в виде четких количественных данных (Н.Е.Щуркова).
26.Мониторинг педагогического процесса – целостная система контроля, коррекции и управления им на основе понимания объективных закономерностей и прогностично заданных целей.
27.Мотивация – система побуждений, вызывающих активность индивида, определяющих направленность и характер его поведения и деятельности.
28.Мотивация достижения – выработанный в психике механизм, отражающий потребность личности достичь желаемого результата всеми доступными средствами.
29.Мотивация избегания неудачи – выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами.
30.Наблюдение — это метод познания педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии (непосредственном или косвенном, через описание другими лицами) и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего.
31.Надежность — один из критериев качества результата в диагностике, относящийся к степени точности и устойчивости показателей диагностируемого признака.
32.Направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.
33.Новообразования – те психологические характеристики, которые вновь образуются на определенном этапе развития личности в результате ведущей деятельности.
34.Образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
35.Образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.
36.Образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития;
37.Объективный подход предполагает, что диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнения деятельности.
38.Опрос - это метод целенаправленного получения первичной вербальной {устной или письменной) информации путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения педагога (анкетера, интервьюера) с опрашиваемыми (респондентами).
39.Педагогическая диагностика – деятельность по выявлению актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов педагогического взаимодействия, направленную на управление качеством образовательного процесса. (Н.М.Борытко).
40.Педагогическая диагностика – совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков, выявить характер трудностей ученика и установить их причины, установить уровень овладения учебной деятельностью.
41.Познавательные универсальные учебные действияобеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
42.Показатель (от позднелат. indicator — указатель) — это некоторая величина или качество переменной (критерия), которое может проявляться у конкретного объекта, т. е. это мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта; это внешне хорошо различимый признак измеряемого критерия.
43. Портфолио ученика - педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
44. Прогноз развития — это главный результат динамической модели, которая упорядочивает представления о причинно-следственных взаимозависимостях между компонентами диагностируемого объекта, закономерностях процесса его становления.
45. Проективный подход включает диагностику, которая осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции (отсюда и название подхода).
46.Произвольность – способность к волевой организации собственной деятельности (включает осознанность и целенаправленность).
47.Психодиагностика– теория и практика выявления и измерения психологических особенностей людей. Она связана с разработкой и использованием разнообразных
48.Психодиагностикакак отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также для выявления различий между группами людей, объединенный по какому-либо признаку (К.М.Гуревич).
49.Психометрика – наука об измерении различных психических свойств.
50.Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
51.Результаты ученикаэто действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика).
52.Рефлексия– (рефлекс – лат.отражение) означает способность человека представлять как его воспринимают другие люди, и на этой основе осуществлять осознание себя.
53.Самоопределение (в том числе и профессиональное) понимается как процесс определения себя (собственной позиции, целей и средств самоосуществления) в рамках складывающихся обстоятельств, соотнесение своих жизненных смыслов с требованиями окружения.
54.Самосознание– осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.
55.Симптоматический (или эмпирический) диагноз – это диагноз, который ограничивается констатацией определенных особенностей, или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
56.Социально-психологический норматив – система требований, которые общество предъявляет к уровню психического и личностного развития каждого из его членов.
57.Социометрические методы – это методы, основанные на опросе какой-либо группы с целью установления социально-психологических взаимоотношений в ней. Для этого косвенными вопросами выясняют взаимные симпатии и антипатии, устанавливают, кто в группе пользуется наибольшим, а кто — наименьшим уважением и авторитетом.
Скрининг-диагностика – обследование, позволяющее с помощью определенных методов выявить в общей в общей популяции детей ребенка с нарушениями или отклонениями в развитии.
58.Стандартизация — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения диагностического метода
59.Субъективный подход включает диагностику, которая осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход реализуется в многочисленныхопросниках.
60.Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
61.Типологический диагноз – это диагноз, заключающийся в переходе (через моделирование) от описательного обобщения, гипотетических конструктов к теоретическому знанию, к определению места и значения полученных данных в целостной динамической картине диагностируемого объекта.
Тесты достижений – это тесты, предназначенные для измерения качества учебных и профессиональных знаний, умений и навыков
62.Универсальные учебные действия (УУД) (в широком смысле)- означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
63.Универсальные учебные действияв более узком (собственно психологическом значении) можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
64.Шкалирование — это метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем.
65. Этиологический (или «причинный») диагноз –диагноз,учитывающий не только определенные особенности человека, но и вызывающие их причины (внутриличностные, межличностные и социокультурные).
3.Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
3.1.а) Перечень основной литературы:
- Психология лиц с умственной отсталостью : учебно-методический комплекс по дисциплине : учебно-практическое пособие / Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова" ; [сост. А. А. Андронович]. - Абакан : Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2010. - 48 с. : ил. (20)
- Психология социальной работы: курс лекций / Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова" ; [сост. : О. Л. Якоцуц]. - Абакан : Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2010. - 63 с. (150)
- Специальная психология : учеб. пособие для студентов дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. - 2-е изд., испр. . - М. : Академия, 2005(15), 2007(25), 2009(10)
- Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. - 319 с. - (Библиотека психолога). (5)
- Беженцев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учеб.пособие / А. А. Беженцев; Рос. акад. образования, НОУ ВПО "Московский психолого-социальный институт" - М.: ФЛИНТА : Наука, 2012. - 296 c. (2)
- Личность и профессия : психологическая поддержка и сопровождение: рекомендовано УМО : учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по специальностям 031000 - Педагогика и психология, 031300- Социальная педагогика, 033400 - Педагогика / К. А. Аветисян [и др.] ; под ред. Л. М. Митиной. - М. : ACADEMIA, 2005. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование : педагогические специальности). (2)
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / [Т. В. Азарова [и др.] ; под ред. М. Р. Битяновой. - 2-е изд. - СПб.и др. : ПИТЕР, 2012. - 304 с. : ил. - (Практическая психология). (3); 2008(2)
- Сопровождение развития детей-сирот : психолого-педагогические проблемы : учеб.пособие / Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова"; [сост. : О. Ф. Горбунова, Е. А. Калягина]. - Абакан: Изд-во ГОУ ВПО "Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова", 2010. - 240 c. (200)